В Стратегии действий развития Узбекистана обеспечение открытости деятельности госорганов, внедрение современных форм предоставления информации, касающейся прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, определено в качестве приоритетного направления процесса реформирования системы госуправления.
В связи с этим, начальник департамента по связи с общественностью министерства юстиции РУз Севара Уринбаева в беседе корреспондентом «Кабар» поделилась опытом проделанной работы в этом направлении.
По ее словам, отчетность, открытость и ответственность должностных лиц перед обществом в современных реалиях становятся важным условием эффективного функционирования государственного аппарата в условиях реформирования в Узбекистане.
В настоящее время многие эксперты отмечают позитивные количественные и качественные показатели в динамике развития национального информационного пространства Узбекистана. Действительно на системной основе улучшаются условия доступа населения к публичной информации, создана и эффективно действует система обработки запросов граждан на получение сведений о деятельности госорганов. На электронных площадках и СМИ обсуждаются актуальные темы, проекты госпрограмм, нормативно-правовых актов.
По мнению исполнителей, открытость — возможность получения оперативной информации о планах, результатах и текущей деятельности органа власти, доступность нормативно-правовой базы. Для представителей бизнес-сообщества — наличие оперативной реакции на поступившие обращения и их учет в текущей деятельности, прозрачность и объективность конкурсных процедур. Для экспертного сообщества — это работа пресс-служб, взаимодействие с общественными советами, информирование о работе с обращениями.
В целом, открытое государство строится на трех ключевых принципах: качественное, понятное и объективное представление людям информации о работе госорганов, вовлечение людей в принятие государственных решений и реализация функций общественного контроля.
Принятый в 2014 году Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» закрепил правовые гарантии доступа граждан к общественно значимой информации, установил четкие механизмы информационного взаимодействия госорганов с обществом. Постановлением Кабинета Министров в ноябре 2015 года образован Общественный совет по координации и мониторингу деятельности по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и управления, который разработал соответствующую методику оценки и регламент. Два раза в год публикуются рейтинги на правительственном портале и официальном сайте Общественного совета www.ochiqlik.uz.
По состоянию на 1 июля прошлого года, набрав 88,12 балла, первую строчку уверенно занимает Министерство юстиции. Здесь сомнений с объективностью решения ни у кого не возникает.
Действительно, за последний год значительно трансформировалась система взаимодействия министерства с населением, СМИ. Действуют «телефоны доверия», организован многоканальный Call-центр, куда могут обратиться граждане из любой точки республики, набрав короткий номер 1008.
Сегодня люди не готовы тратить время и силы, чтобы просто поговорить на общие темы. Им нужно решение проблем. По итогам прошедшего года в Министерство юстиции только по направлению защиты прав человека поступило свыше 28 тыс. обращений. Из них около 21 тыс. рассмотрены в установлено порядке более 13 тыс. (66 %) удовлетворены.
В печатных и интернет-изданиях, телевидении и радио организовано более 25 тыс. выступлений специалистов министерства по проблемным вопросам, которые больше всего волнуют население и нашли законное решение после вмешательства органов юстиции. В частности, речь идет о защите прав трудовых прав граждан, предотвращению случаев несвоевременной выплаты им заработной платы, обеспечению законных прав и интересов фермеров, предпринимателей.
С применением IT-технологий трансформируется система взаимоотношений человека и государства. Формат встреч «лицом к лицу» дополняется онлайн-дискуссиями и интернет-взаимодействием. Это один из самых быстрых инструментов обратной связи по широкому спектру вопросов. В то же время интернет становится быстрым сервисом для людей с точки зрения решения проблем, которых их беспокоят. В Министерстве юстиции активно используют возможности современных технологий: как для информирования населения о своей деятельности, так и правового просвещения населения, оперативного реагирования на запросы граждан.
Так, через официальный веб-сайт Минюста пользователи сети получают сведения по направлениям деятельности органов и учреждений юстиции. На канал «Huquqiy axborot» («Правовая информация»), созданный в мессенджере Telegram, подписаны уже более 130 тысяч человек.
Ежедневно осуществляется рассылка информации о принимаемых нормативно-правовых актах. Для усиления общественного контроля за деятельностью органов и учреждений юстиции, оперативного информирования Министерства юстиции об ошибках и недостатках в их работе в социальной сети Facebook создана специальная группа «Адлия билан мулоқот/Диалог с юстицией». В течение прошлого года через данный канал взаимодействия с населением поступило около 5 тысяч обращений, которые рассмотрены в установленном порядке. Гражданам направлены ответы и даны правовые консультации. Подобные страницы есть и других социальных сетях, в том числе Instagram, Twitter, Odnoklassniki, ВКонтакте.
Большим подспорьем в налаживании диалога с народом станет Информационно-аналитический мультимедийный центр. Он по сути информационный мост между Министерством юстиции и общественностью.
В настоящее время начинается новый виток в развитии Министерства юстиции. Для обеспечения максимальной открытости и прозрачности деятельности разработаны проекты программы «Open Justice» («Открытая юстиция») и плана мероприятий по ее реализации.
В частности, намечено создание системы оперативного направления жалоб через интернет о недостатках и недочетах работниками нотариальных контор и центров государственных услуг при выполнении служебных обязанностей.
Будет формироваться рейтинг сотрудников, не справляющихся с возложенными обязанностями, на основе которого планируется адресное повышение квалификацию персонала. При этом в министерстве не собираются закрывать глаза на действия и бездействие работников, которых вызывают объективное недовольство граждан, приводят к излишней волоките.
В числе задач — проведение аттестации сотрудников, конкурсов по назначению их на высокие должности будет в режиме реального времени транслироваться в интернете, тем самым обеспечивается прозрачность кадровой политики. Путем дачи разрешения физическим и юридическим лицам использовать мобильные телефоны, средства аудио- и видеозаписи при выездных приемах граждан сотрудниками органов юстиции здесь намерены призвать работников к большей бдительности.
Другой важный аспект — открытость информации о финансовых расходах министерства. Минюст стал первым, кто решился на этот шаг. Информация, связанная с финансовой деятельностью и его структурных подразделений (отчеты, связанные с выполнением сметы расходов, списки договоров, связанные с приобретением товаров (услуг)), будет размещаться на официальном веб-сайте министерства.
Проекты документов выставлены на веб-сайте Минюста и его страницах в соцсетях. «Обоснованная критика и умение слушать друг друга всегда идут только на пользу общему делу, если стороны настроены на конструктивный диалог. Поэтому любой желающий может направить предложение, оставить комментарий, высказать мнение, внести свой вклад в повышение доступности, открытости и прозрачности деятельности Министерства юстиции», резюмировала С. Уринбоева.
Толонбай Курбанов
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий