Ровно месяц назад в Кыргызстане были зафиксированы первые 3 случая заражением COVID-19. С тех пор жизнь в республике кардинально изменилась. Людям будто пришлось заново учиться жить. Распространение инфекции коснулось всех отраслей существования и значительно пошатнуло экономику страны. Кроме этого вирус проверил на прочность готовность всех органов и в первую очередь систему здравоохранения. Был обнажен ряд проблем как социальных, так и моральных.
Было очевидно, что вирус доберется до республики, другой вопрос – когда? Для того, чтобы минимизировать возможность заражения из главного очага коронавируса, на тот момент Китая, ещё в январе было решено закрыть границу. В начале марта COVID-19 начала свое шествие по СНГ. Сначала Россия, где инфекция была выявлена у двоих жителей Сибири. 13 марта первые случаи были зарегистрированы в Казахстане, 15 марта в Узбекистане. Но, как говорится, беда пришла откуда не ждали.
18 марта появились первые сообщения о зараженных в республике. Трое граждан прибыли в республику из Саудовской Аравии. Случаи были зафиксированы в Сузакском районе Джалал-Абадской области. Оперативно начался поиск контактировавших с ними людей для проведения тестирования. После этого сразу же поднялся вопрос о необходимости введения режима чрезвычайной ситуации в республике. 21 марта премьер-министр Абылгазиев сообщил, что с 22 марта вводится режим ЧС. Помимо этого правительство начала реализовывать план, который включал в себя перечень действий государственных органов в такой ситуации.
«В плане отражаются сведения о дислокации блокпостов в столице и в областях, определены маршруты доставки товаров первой необходимости и медикаментов, порядок осуществления авиарейсов внутри страны, работы общественного транспорта, продуктовых магазинов и аптек. Каждый руководитель будет нести персональную ответственность за неукоснительное соблюдение режима и бесперебойную работу всех задействованных служб. То же касается и глав органов местного самоуправления, в первую очередь их работы в вопросах обеспечения населения продовольствием. Никаких проблем с поставкой товаров из-за рубежа у нас нет, поэтому, граждане нигде не должны сталкиваться с дефицитом тех или иных продуктов и медикаментов», - отметил тогда Абылгазиев.
К слову, 22 марта в республике уже было 14 зараженных коронавирусом.
Главное не паниковать
До появления инфекции в республике все наблюдали за распространением COVID-19 в мире и ужасала реакция людей, которые под чистую сметали всё с полок магазинов. Мировым хитом продаж внезапно стала туалетная бумага, которая тут же превратилась в мем. Когда же вирус начал подходить к Кыргызстану, то ситуация была схожей – все массово ринулись в магазины и на рынки. Тут же проснулись спекулянты и люди, которые накаляли обстановку путем вброса неправдоподобной информации якобы о том, что цены будут расти. Стоит отметить, что действительно цены на часть продуктов поднимутся, но это случится позже и по другим причинам. В середине марта необходимо было разрядить обстановку и показать населению, что ситуация находится под контролем в том числе и в продовольственном плане. Правительство сообщило, что будет вестись мониторинг цен, кроме того, на ряд продуктов первой необходимости будет фиксированная цена.
«Решением Правительства вводится ограничение на повышение цен на 11 видов продуктов питания, таких как мука, сахар, растительное масло и другие. Таким образом, продавцы не могут безосновательно повышать цены и продавать их по желаемой ими цене. Цены будут жестко регулироваться, а в отношении спекулянтов будут приниматься меры в рамках законодательства. За ситуацией на цены на рынках и торговых помещениях тщательно следят соответствующие службы, а также акимы районов и полномочные представители. Мы не допустим того, чтобы отдельные лица наживались на обычных гражданах. Хочу подчеркнуть, что в стране имеется достаточный запас продуктов питания и других товаров первой необходимости. Правительство Кыргызской Республики, совместно с импортерами, продолжает работу по обеспечению бесперебойных поставок в страну продуктов питания и других товаров, которые нужны людям каждый день», - сообщил Абылгазиев.
Цифровая жизнь
25 марта был подписан указ о введении чрезвычайного положения на отдельных территориях республики. Также был введен комендантский час. К тому моменту в республике было уже 44 человека с подтвержденным COVID-19. Теперь любой выход из дома необходимо было совершать с маршрутным листом. Для большинства граждан покидать своё жильё можно только в случае необходимости – поход за продуктами, медикаментами. Многие работники перешли на удаленную деятельность, школы и ВУЗы конечно же тоже. И если удаленная работа хоть и вызывала некий дискомфорт, но в целом была приемлемой практикой, то с обучением дела обстояли немного сложнее. Множество факторов влияют на комфортное дистанционное обучение. Один из них – интернет соединение. Операторы связи и провайдеры вошли в положение и пошли на встречу людям, предоставили бесплатный доступ на определенные ресурсы, но проблема заключается в том, что сети не были готовы к такому наплыву пользователей. Тем не менее, перебои прошли, и сейчас всё работает в целом не плохо.
К концу марта активно продолжалась работа по подготовке антикризисных мероприятий. Для бизнеса настали тяжелые времена, причем это мировая тенденция. Необходимо было предпринимать какие-либо действия, которые минимизируют урон, полученный от пандемии.
«Сегодня практически каждое предприятие чувствует на себя колоссальную нагрузку. Несмотря на тяжелую обстановку, мы должны помочь нашим предприятиям выйти из кризисной ситуации. Национальный банк, совместно с коммерческими банками, детально проанализируют ситуацию, и примет исчерпывающие меры по изменению условий погашения кредитов. Это касается, как основной суммы, так и оплаты процентов. Мы не должны допустить банкротства отечественных предприятий. Мы должны сделать более независимой от импорта, особенно в сфере продовольственной безопасности. Импортозамещение – это самый правильный путь. У нас есть возможность начать путь к тому, чтобы большую часть необходимых товаров производить самим. В этом непростом процессе нам поможет Кыргызско-Российский фонд развития, для чего будет разработана специальная льготная программа», - отметил тогда премьер министр.
Однако, резко отказаться от импортных товаров не легко. Понятно, что это должен быть длительный и постепенный процесс. Часть товаров по-прежнему ввозится в страну из-за рубежа, что и повлияло на рост цен на определенные товары. Причем это не действия спекулянтов, а совокупность факторов, которые пришлись на регион в этот период. Ситуация осложнил подъём доллара в цене. Следовательно, в первую неделю апреля Нацстатком отметил рост цен на определенные группы продуктов.
Начало апреля было омрачено ещё и тем, что был зафиксирован первый случай смерти в Кыргызстане от коронавируса. По состоянию на 3 апреля в республике было 130 подтвержденных случаев заражения коронавирусом, из них 5 человек выздоровели и один умер.
Нужно сплотиться
Пандемия подтвердила пословицу «один в полнее не воин». Невозможно победить вирус в одиночку, необходимо сплоченная работа, и это касается не только политики, международных связей, но и простого населения. С первых дней распространения коронавируса в Кыргызстане началась вестись активная деятельность по помощи уязвимым слоям населения. Это была разносторонняя поддержка – от властей, международных доноров и простого населения. Волонтерские движения взяли на себя по сбору продовольственных пакетов и их доставки нуждающимся.
Помимо этого продолжили работу и международные форумы. Конечно же, главной повесткой дня всегда стоит коронавирус – как минимизировать удар по экономики, подготовка различных антикризисных планов.
К середине апреля всё чаще можно было услышать вопрос – продлят ли карантин? Тенденция была не утешительной – количество зараженных росло. К 14 апреля в республике было подтверждено 430 случае заражения, 5 человек умерли. Карантин был продлен до конца апреля.
За прошедший месяц республика столкнулась с множеством ударов, но радует то, что почти со всеми проблемами удается справляться. Несомненно, пандемия обнажила множество проблемных зон, но все-таки это опыт, который несомненно пригодится в пост кризисное время. Многое было переосмыслено, на какие-то вещи удалось взглянуть под иным углом.
Глеб Куренев
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий