Президента Кыргызстана Садыр Жапаров подписал Указ «О дальнейших мерах по повышению доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению». Целью данного указа является облегчение получения тех или иных государственных услуг, и переведение их на цифровые площадки.
Стоит отметить, что работа над цифровизацией республики ведется уже давно, но какие-либо реальные проекты были реализованы лишь в последние несколько лет. Чтобы не отставать от остального мира эти процессы необходимо ускорять. В тексте указа говорится о ускорении процессов по цифровизации государственных и муниципальных услуг, об автоматизации получения справки о несудимости и о других услугах:
- до 1 июня 2021 года создать стимулирующие механизмы получения физическими и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе предоставляемых через Государственный портал электронных услуг;
- до 1 марта 2021 года: — упразднить процедуру запрашивания государственными органами и органами местного самоуправления справок и/или документов от граждан и юридических лиц в бумажном виде, заменив их на обмен данными в электронном виде через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук» при получении государственных и муниципальных услуг, определяемых Правительством Кыргызском Республики;
- обеспечить полноценную автоматизацию справки о судимости; унифицировать финансовую отчетность для субъектов предпринимательства;
- до 1 мая 2021 года с участием Национального банка Кыргызской Республики предпринять практические шаги для внедрения национальных систем моментальных платежей и денежных переводов;
Перевод большей части государственных органов и услуг в цифровое пространство принесет множество плюсов и значительно облегчит жизнь населения, а также сделает работу органов более прозрачной, что в свою очередь снизит фактор коррупции.
Экс-глава ГКИТС Алтынбек Исмаилов поделился своим мнением и видением с агентством «Кабар» касательно подписанного указа.
«Самое важное это направленность на перевод в цифровой формат государственных и муниципальных услуг. Это безусловно позволит гражданам значительно облегчить процесс получения той или иной услуги. Кроме того, важно, что сам процесс будет использоваться путем уже созданной инфраструктуры – это система Тундук и другие», - говорит он. Как пример была приведена полная автоматизация справки о несудимости, что по словам Исмаилова, является существенным шагом вперед, напомнив, что раньше гражданам приходилось ехать в райцентры, стоять в большой очереди, чтобы получить такую одну справку.
«Такие шаги создадут благоприятную обстановку», - сообщил Исмаилов.
Касательно ранее проделанной работы, а также о перспективах в направлении в области цифровизации рассказала Председатель ГРС Акын Мамбеталиев.
Из уже реализованных проектов, можно отметить систему «Тундук», которая является своеобразным мостом между учреждениями и населением. Но по своей сути это лишь фундамент, который необходимо развивать и обустраивать, на это и нацелен указ президента Жапарова.
Директор ГП «Центр электронного взаимодействия «Тундук» Нурия Кутнаева рассказала о смысле и результате работы в области цифровизации.
«В последние годы очень активны были попытки цифровизировать государственные органы. Было много сделано, но это была не заметная работа, так как строился фундамент и всё это было за кадром. На самом деле смысл и результат этой работы заключался в том, чтобы, в конечном счете граждане увидели и почувствовали облегчение от получения услуг. Государственные органы выстраивают информационные системы, но внутренние процедуры не перестраиваются. Поэтому президент издал Указ, согласно которому государственные и муниципальные органы должны принять реальные шаги, чтобы, наконец, услуги перешли в электронный формат. Для этого сами госорганы должны изменить свои регламенты. Самое главное — это начать работу с гражданами. Если какие-то органы идут впереди, то некоторые отстают. У них, например, банально нет информационных систем или не выделялось финансирование, нет IT-специалистов, потому что заработные платы очень низкие, следовательно, наблюдается постоянная текучка кадров», - делится Кутнаева.
Сообщается, что система «Тундук» это просто инфраструктура, по которой все должны друг с другом контактировать. Но сейчас необходимо выстроить сами информационные системы. Такими системами могут быть, например ЕРПП. Или, например, у Министерства труда есть корпоративная информационная система. Они запрашивают по системе «Тундук» из других баз данных информацию о гражданах и это позволят гражданам не носить справки из одного органа в другой, например, при получении пособий.
«Ещё есть портал государственных услуг, это специальный портал для граждан, где можно получить различные документы, справки и услуги он-лайн. Послу получения персональной подписи можно будет получить более 100 справок. Также там размещены услуги 23 госорганов, но мы постоянно работаем над дополнением вида услуг. Указ президента заставит убрать субъективные причины у чиновников и помочь убрать препятствия по объективным причинам. Возможно, например, пересмотрят заработные платы специалистов в государственных органах», - добавила Кутнаева.
Специалисты отмечают, что указ делится на несколько блоков, и он направлен в значительной части на то, чтобы довести до ума ранее начатую работу. Например, сейчас в Центрах обслуживания населения отрабатываются преимущественно услуги ГРС, в будущем граждане смогут получать и другие услуги в одном месте. О перспективах в направлении в области цифровизации рассказала Председатель ГРС Акын Мамбеталиев.
«Указ делится на несколько блоков – улучшение предоставления услуг, внедрение цифровых технологий. Несомненно, работа ранее проводилась, но сейчас поставлены жесткие сроки, в ходе которых нужно всё довести до ума. Планируется расширение спектра услуг, которые будут предоставляться в центрах обслуживания населения. Стоит напомнить, что сейчас там преимущественно представлены услуги ГРС. Правительством поручено подготовить внесений изменений в государственный стандарт услуг. Необходимо пересматривать ранее подготовленные документы с учетом современных реалий. Также будет продолжена работа по цифровизации документов, этот блок будет проработан до 1 мая текущего года. Например, если человек забыл права, может показать с мобильного телефона в приложении. Сейчас государству необходимо мотивировать граждан на использование цифровых услуг, в связи с этим и принимаются подобные меры», - сообщил Акын Мирович Председатель ГРС.
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий