Пять лет назад в связи с участившимися жалобами со стороны субъектов предпринимательства на огромное количество проверок в Кыргызстане была создана Экотехинспекция. О проделанной работе ведомством в течение пяти лет и о планах на будущее в эксклюзивном интервью агентству «Кабар» рассказал статс-секретарь Государственной экологической и технической безопасности при правительстве КР Асылбеков Таалайбек Спартакович.
- Таалайбек Спартаковчи, в этом году ровно пять лет с момента создания Экотехинспекции. Расскажите о причинах создания такой службы и о проделанной работе за это время.
- В 2012 году была реформа государственного управления, одной из задач которой был отрыв контрольно-надзорной деятельности от политики. В связи с этим в том же году на базе семи инспекций была создана одна - Экотехинспекция. До этого инспекции находились при министерствах и ведомствах, и создавался некий конфликт интересов. То есть одно министерство само выдает лицензии и разрешения и само же ведет контрольно-надзорную деятельность. По этому, чтобы не было разногласий, было принято решение отделить контрольно-надзорную деятельность и создать независимый контрольный орган, который и будет вести контроль. Основами целями данной инициативы также было улучшить инвестиционную привлекательность и уменьшить нагрузку на бизнес. И вот по истечению пяти лет данная реформа себя оправдала и Экотехинспекция смогла состояться как отдельный независимый орган. Доказательством тому служат, что проверки на бизнес уменьшились в три раза. Если до этого времени предприниматели каждый месяц сталкивались с проверками от разных госслужб, то сейчас же бизнес проходит только одну проверку по ряду направлений, которая занимает пять дней. Еще одно доказательство эффективности такой службы, то, что нас ежегодно наделяют новыми функциями. Так, к нам добавилась воднотранспортная инспекция от Минтранса, водная инспекция от Минсельхоза, и четыре направления технического регламента таможенного союза, точнее железнодорожный состав, железнодорожные сообщения, колесный транспорт, сельскохозяйственные и лесохозяйственные трактора и прицепы. И буквально в декабре 2016 года к нам добавили еще метеорологическую инспекцию. В данное время мы работаем в 15 направлениях.
- В ведомстве есть кадры, которые могут одновременно проводить инспекции по всем направлениям?
- При создании Экотехинспекции кадровые ресурсы были. То есть когда одно министерство передавало свою инспекцию, она переходила вместе с опытными кадрами. Конечно же, каждая отрасль она специфическая, но, невзирая на это, мы пытаемся создать универсального инспектора. Специально для этого проводим обучение инспекторов схожим направлениям. Мы также тесно работаем с международными организациями и за счет донорских средств проводим обучение и повышение квалификации наших специалистов в ведущих вузах страны и за рубежом.
- С какими трудностями столкнулись за эти пять лет?
- Конечно, трудности были. В начале у нас не было даже своего административного здания и материально-технической базы. Кроме этого, очень много было разногласий в нормативно-правовых актах, в административном кодексе и не было единой системы проверок. На сегодня же все эти недочеты устранены, разработаны соответствующие нормативно-правовые акты, выработали единый регламент и инструкции проведения проверок. В прошлом году из бюджета было выделено 20 млн сомов, на которые нами было закуплено 34 автомашины Нива в связи с тем, что у нас проверки бывают и в отдаленных местностях. Так, на сегодня у нас уже есть свое здание, материально-техническая база и соответствующие кадры. Периодически ежегодно закупаем контрольно-измерительные приборы – газомеры, радиометры, системы GPS, молоток Кашгарова и т.д.
- Расскажите, как осуществляется проверка?
- Проверка проводится в соответствии с законом о проведении проверок субъектов предпринимательства вне зависимости от формы собственности. Все проверки выставляются на сайт proverka.kg, которую ведет Минэкономики. Также на сайте есть список всех предприятий и даты проведения инспекций. Проверка делится на три категории риска – высокий, средний и низкий. Если у предприятия высокий уровень риска, то оно подлежит проверке каждый год, если уровень средний, то каждые три года, если же низкий, то каждые пять лет. Кроме этого, предприятия могут путем устранения недочетов сместиться от среднего к низкому уровню риска, тогда, соответственно, проверка будет каждые пять лет. Все существующие горнодобывающие предприятия у нас состоят как с высоким уровнем риска и проходят проверку каждый год. Все предприятия уведомляются о предстоящей проверке за 10 дней. Это делается, чтобы они могли сами устранить существующие нарушения. Кроме этого, в данное время у нас вырабатывается новая система проведения проверок, теперь она будет более точечной и индивидуальной для каждой отрасли. Точнее в проверочном листе будут вопросы, касающиеся именно той сферы, в которой работает предприниматель.
- Проводя комплексный контроль над субъектами предпринимательства, инспектор не может не столкнуться с коррупцией. Расскажите, выявляются ли коррупционные факты?
- Когда открывали нашу службу, мы осознавали коррупционные риски. В связи с этим мы одни из первых госорганов еще в 2014 открыли целое подразделение по противодействию коррупции. Мы провели комплекс профилактических работ с нашими инспекторами. Проводили обучение совместно с правоохранительными органами. Кроме этого, у нас работает обратная связь с предпринимателем и есть анонимное анкетирование. Например, после проверки на обратной стороне проверочного листа предприниматель должен оставить свой электронный адрес, далее на этот адрес поступит анонимная анкета. В данной анкете существует ряд вопросов именно по коррупции. Если точнее, то вопросы такого рода: предлагал ли вам сотрудник дать взятку или намекал на это? Это все предприниматель может заполнить и выслать на сайт proverka.kg. Здесь уже человеческий фактор отпадает, и никто не сможет что-либо скрыть. Если же говорить фактами, то, конечно, случаи проявления коррупции есть и сравнительно они тоже идут на спад. В 2014-15 годах всего было выявлено 5 фактов, а в 2016 году - уже 3.
- В городе строительный бум, наряду с этим есть факты, когда строительные компании не соблюдают нормы безопасности, нередки случаи возгорания на стройках. Как ведете контроль над этим?
- Да, в связи с участившими случаями возгорания и несчастных случаев на стройобъектах нами в данное время усиливается контроль. Но здесь нужно отметить, что мы часто сталкиваемся с недобросовестными субъектами предпринимательства. То есть, как это происходит: у одной компании предстоит проверка, а у другой - нет, в таком случае предприниматель обращается к коллеге, берет у него на время каски, пожарные гидранты, рукава и снаряжения для безопасности и выдает их как за свое. В ходе проверки по всем этим положениям получает галочку, а после завершения проверки отдает их обратно, в итоге все встает на свои места. Другими словами, компании просто экономят на безопасности. Относительно пожарной части, то в нашу компетенцию входит только техническое оснащение, а системы пожаротушения остались в МЧС.
- Также в обществе много жалоб по трудовому кодексу, к примеру, несвоевременная выплата заработных плат, увольнение без причин и т.д.
- По трудовому кодексу граждане могут к нам обращаться по всем вопросам, кроме увольнения. Потому как в 421 статье трудового кодекса указано, что все трудовые споры касательно увольнения и восстановления на работу рассматриваются только в судебном порядке. Также следует отметить, что работодатель сам вправе решать вопросы увольнения, но согласно трудовому кодексу. Если это государственная служба, то в законе о государственной гражданской муниципальной службе есть статья, которая позволяет уволить сотрудника в связи с несоответствием занимаемой должности. Также там предусмотрен ряд дисциплинарных взысканий. Раньше в госслужбе работники проходили аттестацию, сейчас этого нет, вместо этого есть годовая оценка. Если у сотрудника по итогам года плохая оценка, то это тоже может быть поводом для увольнения.
- Какие у вас планы на будущее?
- В будущем мы намерены только улучшать ведение инспекции, чтобы инспекция была качественной, в это же время удобной для предпринимателей. Как я выше отметил, в этом направлении тоже проводится ряд комплексных работ по упрощению проверок и нацеленных только на точечную проверку. В будущем хотелось бы, чтобы в нашей инспекции бизнес видел партнера и консультанта, а не карательный орган. Следует отметить, что для более тесного сотрудничества с бизнесом мы проводим с ними встречи, круглые столы. Также есть в планах написать стратегию развития Экотехинспекции.
Беседовал Аман Алымбеков
Комментарии
Оставить комментарий