• 87
  • 91.46
  • 0.84
  • 0.17

Стандарты для детей с ОВЗ - это право на качественное образование

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 30.12.20 /Кабар/. За последние годы количество детей с ограниченными возможностями здоровья значительно возросло. Поскольку образование в Кыргызской Республике доступно всем, то встает вопрос об адекватной социализации и обучении детей с ОВЗ.

На основании плана реализации Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы Кыргызская Академия Образования рассмотрела в ноябре, декабре 2020 г. проект Государственного образовательного Стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, созданного коллективом специалистов в области специального и инклюзивного образования в рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан «Развитие образовательных стратегий инклюзивной школы в Кыргызской Республике». Проект данного Стандарта прошел апробацию в пилотных школах. Рецензентами изучен документ, даны оценка и рекомендации по внесению корректив.

Эксперт в области инклюзивного образования кандидат педагогических наук, доцент и.о. профессора кафедры педагогики КГУ И. Арабаева Миргуль Молутбековна Эсенгулова считает, что «В последние несколько лет в педагогической науке Кыргызстана всё большее распространение получает точка зрения, согласно которой инклюзивное образование должно быть выборочным для отдельных детей, что является стратегической ошибкой. Лишь часть детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может успешно обучаться в организациях общего типа, полагают отдельные сторонники инклюзии. Тем не менее, как известно, в мировой практике все дети имеют право на обучение в массовых школах. Поэтому осознавая, что дети с ОВЗ не освоят сложный материал, педагоги должны стараться индивидуализировать деятельность этих школьников, предлагая им простые задания. В этой ситуации задания для ученика вновь персонифицируются. Безусловно, при таком подходе ребёнок с ОВЗ имеет возможности усвоить доступные и жизненно необходимые ему знания. Конечно, чтобы проводить такую работу требуется помощник учителя, включение в штат школ дополнительных специалистов по специальной педагогике и психологии, а программные требования и описание доступной среды для каждой категории учащихся с ОВЗ должны быть отражены в нормативных документах. Одним из таких документов регулирующих обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе должен стать Государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ.

Доктор педагогических наук, профессор, директор ЦПНиПО КАО Кырыгызбай Дуйшенбекович Добаев, присоединяясь к мнению коллег, подчеркивает актуальность ГОС НОО для детей с ОВЗ: «Одним важнейшим основанием для разработки специального образовательного стандарта является необходимость предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих, так и особых, специальных образовательных потребностей, единых для всех групп и специфичных для каждой категории детей с ОВЗ. Удовлетворяя специальные образовательные потребности особого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию».

Рассказывая о проделанной работе в КАО по рассмотрению ГОС НОО для детей с ОВЗ, Айгуль Рыскуловна Абакирова научный сотрудник Лаборатории теории и практики образования и воспитания ЦПНиПО КАО отмечает, что «рецензентами была проделана экспертная работа по рассмотрению версий стандарта на русском и кыргызском языках, также сами специалисты КАО тщательно подошли к изучению терминологии документа, к его структуре».

Как отметил доктор педагогических наук, профессор, вице-президент Кыргызской Академии Образования Улан Эсенбекович Мамбетакунов: «В основе проекта Государственного образовательного Стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ лежит принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Данный Стандарт в случае его принятия Правительством КР станет нормативным правовым актом КР, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любой образовательной организации, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ. ГОС НОО для детей с ОВЗ откроет возможности для системной разработки программ, учебных пособий для детей с ОВЗ в Кыргызской Республике».

Ученый Совет КАО, рассмотрев проект ГОС НОО для детей с ОВЗ, 30 декабря 2020 г. вынес решение о принятии проекта данного документа и рекомендации его к дальнейшему изданию.

«Мы надеемся, что Государственный образовательный стандарт НОО для детей с ОВЗ послужит общему делу становления инклюзии в нашей стране. Надеемся, что стандарт будет принят государством как часть реализации Программы развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы, Концепции инклюзивного образования в КР и выполнения обязательств Кыргызской Республики в рамках ратификации Конвенции о правах инвалидов. За последние пять лет команда нашего фонда при поддержке образовательной программы Фонда «Сорос-Кыргызстан», а также в тесном сотрудничестве с Управлением школьного и внешкольного образования МОН КР работает над темой внедрения Государственного образовательного Стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ. Мы выражаем признательность руководству Кыргызской Академии образования в работе над рассмотрением проекта Стандарта. Надеемся на его скорейшее внедрение в политику и практику инклюзивного образования на республиканском уровне», - отмечает Исполнительный директор Фонда Евразия Центральной Азии Анара Надирбекова.

Комментарии

Оставить комментарий