Спектакль Султана Раева «Маң» – новый горизонт в познании человека

Культура 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 04.07.18 /Кабар/. Спектаклю известного драматурга Султана Раева “Маң”, в переводе означающего “Зомби”, присуждена главная премия - Гран-При Х республиканского театрального фестиваля. Фестиваль прошел в Бишкеке, спектакль поставлен на сцене Нарынского областного акедемического театра имени М.Рыскулова, сообщает пресс-служба Союза театральных деятелей Кыргызстана.

Спектакль “Маң” – театральная инверсия к роману Ч.Айтматова “И дольше века длится день”. В этом спектакле С.Раев материлизовал айтматовскую идею, но совсем по другому ее интерпретирует. В драме участвует 7 мужчин и 3 женщины. Основной сюжет составляют события в связи со смертью Казангапа, и разворачиваются вокруг предания его тела земле. Айтматовский манкурт был физически лишен ума, а герои составляют неизвестный типаж героев, потерявших разум, несущих философию испорченного общества.

Автор спектакля С.Раев рассматривает айматовскую идею в контексте сегодняшнего времени как события-притчи. Зомби – это деградированный человек, это особенное явление аффекта человеческого разума. Герои драмы – люди разных судеб, разных взглядов.

События происходят перед гробом Казангапа. Это очень символично, что гроб развернут на все шесть частей света, это гроб неизвестности. Все события переплетены вокруг этого гроба. Путь, несущих гроб, сопровождает звук поезда.

На первый взгляд гроб оставляет впечатление космического аппарата, паука, круговорота, мельницы жизни. Эти семь человек по дороге к месту упокоения будут подвержены разным событиям. Они идут по бескрайней степи, песчанной пустыне, по направлению к священной земле – Эне-Бейит. Семеро не знают, где эта священная земля, и идут в неизвестность. Люди, не имеющие в душе ничего святого, идут предать тело земле.

Гроб объединяет космическую бесконечность и землю, душу. В чем суть человеческой святости, совести, достоинства? Это массовый психоз, “протестное” отношение, человеческое в человеке. Все эти элементы в драме обернулись в противоположные ценности. В конце произведения эти семеро сбившихся с пути людей попадут в апокалипсис. Тело Казангапа, умершего пять дней назад, останется лежать на бескрайних просторах пустыни, издавая запах тления. Предание тела земле забылось. В финале драмы семеро учиняют поножовщину.

Душа умершего, не дождавшись милосердия от этих людей, поднимается со своего одра и направляется в загробный мир. Уходит в синюю мглу.

Душа умершего поднимается в небо. На оставшихся шестерых, забывших предать тело земле, посыпался песок из савана. “Люди, вы никогда не насытитесь в этой жизни. Ваши глаза насытятся только песком” – посыпались на них горькие правдивые слова.

Произведение народного писателя КР Султана Раева – это драма метафора, драма абсурд, драма контрапункт. Режиссером постановщиком драмы явлается сам автор и Жалил Мидинов. Кстати, спектакль “Маң” в мае на Международном театральном фестивале в Астане назван одним из лучщих спектаклей фестиваля, а также исполнитель главного роля Темирлан Сманбеков получил один из главных призов фестиваля “За лучшую мужскую роль”

В этом году Х Республиканский театральный фестиваль посвящен памяти великих мэтров кыргызского театра Муратбека Рыскулова, Сабиры Кумушалиевой и Искендера Рыскулова. Участниками республиканского театрального фестиваля стали 16 драматических театров страны.

Комментарии

Оставить комментарий