Или почему возобновленная через 6 лет дискуссия выглядит как обыкновенная политическая провокация и попытка «Ата Мекена» внести очередную смуту в политическую жизнь страны
В последние дни вновь поднялся вопрос о дате выборов Президента страны, который обсуждался почти 6 лет назад в Жогорку Кенеше.
В 2011 году разговоры завершились принятием конституционного закона, в котором Жогорку Кенеш четко прописал, что президентские выборы «проводятся в третье воскресенье ноября года, в котором истекает срок полномочий Президента, на который он был избран» (часть 1 статьи 48). Данный закон был инициирован группой депутатов (в числе которых был и лидер «Ата Мекена» Текебаев О.Ч.) и подписан тогдашним Президентом КР Отунбаевой Р.И.
Это конституционный закон, принятие которого предусмотрено Основным законом страны и согласно ему Жогорку Кенеш обязан назначить выборы Президента на 19 ноября 2017 года.
В то же время Президент Алмазбек Атамбаев неоднократно заявлял о возможности принятия поправок в конституционный закон и, соответственно законодательного определения новой даты выборов. Насколько нам известно, лидером фракции СДПК Исой Омуркуловым в Жогорку Кенеш было внесено официальное предложение о такой поправке и назначении выборов на «третье воскресенье октября», то есть на месяц раньше, чем в действующем законе. По мнению многих политиков и экспертов, эта дата выглядит как наиболее оптимальная.
Общеизвестно, что инициатором реформы избирательной системы и гарантом чистых выборов в Кыргызстане выступает Президент А.Атамбаев. Именно от Президента народ ждет гарантий честных выборов и именно с его именем в народе связывают позитивные изменения выборного процесса. Поэтому он всегда ставит эти вопросы перед Правительством страны, Центризбиркомом и другими государственными органами.
И только в случае принятия Жогорку Кенешем вышеуказанной поправки, только тогда можно будет говорить об изменении даты выборов и ставить соответствующие задачи. Но пока в силе действующий закон, Президент и все государственные органы руководствуются им. Более того, статья 62 Конституции КР жестко подчеркивает: «Порядок выборов Президента определяется конституционным законом».
Касательно возобновленной дискуссии хотел бы отметить, что выглядит она как обыкновенная политическая спекуляция и провокация. Тем более на фоне внесенного И.Омуркуловым предложения об изменении даты выборов.
Во-первых, одним из инициаторов принятия действующего конституционного закона был, повторяю О.Текебаев. То есть, у истоков даты 19 ноября стоял лидер «Ата Мекена»!
Во-вторых, кто мешал фракции «Ата Мекен» выступить за изменение конституционного закона раньше? Никто не мешал!
В-третьих, очень похоже на то, что депутаты «Ата Мекена», включая разработчика и «ответственного» от Временного правительства за подготовку проекта Конституции в 2010 году, хотели просто внести очередную смуту в политическую жизнь Кыргызстана. По привычке, так сказать. Ничего полезного от них граждане уже и не рассчитывают услышать.
В-четвертых, определение срока, на который избирается президент или парламент абсолютно не мешает тому, что законодательство многих стран мира допускает сохранение полномочий действующих президентов или депутатов до вступления в должность вновь избранных их преемников. В каждой стране в разных случаях.В России, например, конституция также определяет срок избрания на 6 лет, но в случае несостоявшихся выборов, федеральный закон предусматривает продолжение исполнения действующим президентом своих полномочий до инаугурации вновь избранного президента.
Отдел информационной политики аппарата Президента КР
Комментарии
Оставить комментарий