• 87
  • 90.63
  • 0.79
  • 0.17

События 2024 года. Важные вехи развития Кыргызстана

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Минувший год в Кыргызстане прошел под знаком развития. В плане экономических достижений республика достигла таких показателей, которых не демонстрировала более трех десятков лет с момента обретения независимости. Не сказать, что все складывалось просто, но возникавшие трудности страна преодолевала достойно и выходила, становясь еще более сильной и подготовленной к возможным сложностям.

В начале февраля на столичной ТЭЦ произошел сильный взрыв. Вспышка угольной пыли разрушила цех, обеспечивавший Бишкек горячей водой и отоплением. Несколько дней в авральном режиме энергетики и сотрудники МЧС боролись за жизнеспособность станции, восстанавливали котлы на морозе, запустили резервные мощности. При этом они не допустили остановки и разморозки системы, город продолжал получать тепло и электроэнергию, и в течение нескольких дней были сложности, ценой невероятных усилий аварийных бригад ситуацию удалось удержать и выправить.

В течение лета теплоэлектроцентраль была фактически реконструирована - восстановлены цеха, за счет замены и ремонта агрегатов увеличена мощность выработки тепловой и электроэнергии. Кризисный момент был преодолён, но в целом страна все еще сильно нуждается в усилении и укреплении энергетического сектора. Власти реализуют большую программу развития энергетики.

В стране ведется массовое строительство малых ГЭС, десятки из них уже введены в эксплуатацию и готовятся к запуску в ближайшее время. Президент Садыр Жапаров уделяет этому вопросу особое внимание, так как сейчас потребности Кыргызстана в электроэнергии растут с каждым годом.

«Находясь у истоков рек, страна систематически сталкивалась с проблемой нехватки электроэнергии. И за последние два года сделала значительные шаги вперед», - подчеркнул глава государства в ходе визита в Джалал-Абадскую область, где принял участие в пуске сразу двух станций «Кайнама» и «Кок-Арт».

Президент Кыргызстана акцентировал внимание на том, что наша страна обладает потенциалом для строительства и введения в эксплуатацию множества таких гидроэлектростанций. Часть из них строится уже сейчас, часть на стадии проектирования. Средства на эти проекты привлекаются из фондов развития, международных финансовых институтов, кроме того, в последние годы к этому направлению проявляют повышенный интерес частные инвесторы. Процесс находится в постоянном движении, а приток средств в эту отрасль позволяет не только наиболее полно раскрыть энергетический потенциал, но и укрепляет отечественную экономику. Создаётся базис, который будет служить основой для рывка во всех секторах промышленности.

Безусловно важнейшим флагманским проектом станет строительство ГЭС «Камбар-Ата - 1», который Кыргызстан планирует реализовывать в консорциуме с Узбекистаном и Казахстаном. Трёхстороннее соглашение подписано, завершается актуализация ТЭО. И есть большие надежды на то, что в течении ближайших месяцев начнется возведение крупного гидроэнергетического объекта стратегического значения, не только для нашей страны, но и для всего Центрально-Азиатского региона.

Если все пойдет по плану, уже к лету мы приступим к строительству базовой дамбы и других инфраструктурных объектов, заявил президент, выступая 23 декабря на торжественном мероприятии, посвященном 90-летию энергетики Кыргызстана.

По словам Садыра Жапарова, введение в эксплуатацию «Камбар-Аты-1» позволит Токтогульской ГЭС работать в оптимальном режиме. Это обеспечит подачу воды соседним странам в весенне-летний период и полностью удовлетворит потребности Кыргызстана в электроэнергии в осенне-зимний сезон. «Строительство этой ГЭС — это стратегический путь к энергетической независимости Кыргызстана. Кроме того, «Камбар-Ата-1» станет важным элементом в эффективном управлении водными ресурсами Центральной Азии», - подчеркнул президент.

Коррупция. Борьба с ней вышла в 2024 году на новый уровень, а демонтаж серых схем и цепочек позволит вернуть в государственную собственность сотни незаконно приватизированных объектов – от заводов и фабрик, до зданий школ и больниц, спортивные комплексы и пансионаты. Наворованное и присвоенное много лет назад, начиная с лихих 90-х, сейчас возвращается народу. Этими делами активно занимается председатель ГКНБ –заместитель главы правительства Кыргызстана Камчыбек Ташиев.

«С октября 2020 года по декабрь 2024 в доход государства обращено 168 миллиардов 287 миллионов 49 тысяч 184 сома, или более $1 миллиарда 945 миллионов 515 тысяч. Наличкой из них - 37 млрд 776 млн сомов, или $436 725 000. Имущество - на 130 млрд 510 млн сомов, или $1 млрд 508 млн», - подвел итоги проделанной работы генерал.

И эта деятельность, направленная на очищение государства, будет продолжена в новом году. Конфискуются присвоенные путем махинаций и обмана земельные участки, на одной из таких территорий близ Кемина, на въезде в Боомское ущелье принято решение развернуть строительство инновационного города, с большими кварталами комфортабельного ипотечного жилья.

Что касается возведения домов для бюджетников и служащих, то этот процесс активно продвигается. Буквально на днях были сданы в эксплуатацию свыше тысячи квартир, по сути, целые микрорайоны новых домов в столице, сданные в эксплуатацию по линии ГИК. Они расположены по улице Скрябина и на месте снесенной колонии №47 по Гагарина. Такие же работы ведутся в регионах, где государство приступает к реализации программы доступное жилье. Власти уверены, что в течение нескольких лет им удастся обеспечить квартирами очередников.

«В каждой семье родители мечтают о том, чтобы их дети, получив образование и профессию, смогли заработать на собственное жилье и создать свою семью. Именно поэтому мы начали реализацию масштабных проектов по обеспечению доступным жильем. Первый из таких проектов стартовал десять дней назад в столице, где более 500 граждан получили ключи от квартир. Сегодня мы открываем жилой комплекс «Мурас», который является продолжением этого проекта», — отметил на церемонии вручения ключей от квартир Садыр Жапаров.

Президент подчеркнул, что работа по строительству доступного жилья будет продолжена с еще большей активностью. Более 40 тысяч граждан, стоящих в очереди на социальное жилье, обретут свои дома.

Вместе с тем государство занимается развитием инфраструктурных проектов. Серьезных успехов Кыргызстан достиг в сфере гражданской авиации. Отечественная авиакомпания приобретает самолеты, а во всех городах областного значения ведется реконструкция аэропортов, взлетных полос и навигационного оборудования.

В стране уже действуют три международных аэропорта – «Манас» в Бишкеке, «Ош» в южном регионе и «Иссык-Куль» на побережье жемчужины Кыргызстана. В начале декабря запущен еще и «Каракол», и он тоже соответствует высоким стандартам обслуживания пассажиров. Как отмечают эксперты, он будет играть важную роль в развитии туризма. Но и это еще не все, в ближайшее время должно начаться строительство нового международного аэропорта в Джалал-Абаде.

Поздравляя 7 октября отечественных авиаторов с профессиональным праздником, президент Садыр Жапаров сделал акцент на том, что Кыргызстану важно развивать не только международные направления, но и местные авиалинии для транспортной связанности отдалённых регионов с центром. «В рамках Национальной программы развития Кыргызстана, на сегодняшний день за счет собственных средств Международного аэропорта «Манас» проведена реконструкция региональных аэропортов «Каракол», «Казарман», «Кербен», «Талас», «Раззаков» и «Нарын». В ближайшее время планируется возобновление полетов в эти аэропорты. Парк воздушных судов также пополняется новыми самолетами», - отметил глава государства. Он так же рассказал, что для выполнения рейсов в дальнее зарубежье Кыргызстан планирует приобрести современные дальнемагистральные лайнеры, и в 2025 году ожидается, что наше страна выйдет из так называемого «черного списка» ЕС.

2024 год стал знаковым для Кыргызстана еще и потому, что наша страна сделала первый уверенный шаг по развитию собственного автопрома. На заводе «Тулпар» начат выпуск автомобилей Chevrolet Cobalt, Damas, Labo, Onix, Tracker. Кроме того, на предприятии собирают грузовые машины и автобусы.
В стране заложены и другие подобные предприятия, и запуск еще нескольких автоконвейеров ожидается в обозримой перспективе. И у экспертов нет сомнений в том, что эти проекты будут реализованы, так как на дорогах Кыргызстана уже появились автомобили отечественного производства, и как говорят водители, они хорошо себя зарекомендовали.

Еще одним важнейшим событием уходящего 2024 стало урегулирование вопроса спорных территорий с Таджикистаном. Бишкек и Душанбе выходят на финишную прямую, близится подписание долгожданного договора о территориальном размежевании. Особую значимость имеет то, что решение этого вопроса было выработано политико-дипломатическим путем.

В интервью ИА «Кабар» Садыр Жапаров рассказал о том, как проходил процесс, и как удалось достичь взаимного компромисса. «При делимитации границы между двумя странами невозможно отдавать предпочтение только одной стороне. Обязательно должен соблюдаться принцип равенства и учета интересов обеих сторон. Можно сказать, что удалось найти общий язык даже по спорным участкам. Долгое время остававшиеся предметом разногласий территории были разделены поровну - 50/50. Некоторые участки были обменены на равных условиях. Сейчас завершаются работы по оформлению документов.

После завершения работы межправительственной комиссии двух стран и подписания документов, свои подписи поставят министры иностранных дел. Затем документы пройдут ратификацию в парламентах обеих стран, и в финале их подпишем мы, президенты. На этом процесс завершится. Вопросов по границе между странами Центральной Азии больше не будет. С другими соседними странами мы уже завершили вопросы по границе. Другие страны Центральной Азии также завершили процесс делимитации между собой», - рассказал президент.

Сделано большое дело, Бишкек и Душанбе готовы поставить точку в сложном вопросе, который не удавалось решить более 30 лет. Неопределенность на границе неоднократно становилась причиной конфликтов. Это была болевая точка, и, как надеются эксперты, ее нейтрализация принесёт в регион прочный мир и создаст условия для развития взаимовыгодного сотрудничества.

Несколько неожиданной стала отставка председателя кабинета министров Акылбека Жапарова. Но, под конец года, в недрах налоговых органов вскрылась коррупция, связанная с электронными товарно-транспортными накладными (ЭТТН) и акцизными марками на алкоголь. Как рассказал глава ГКНБ, в результате этих финансовых нарушений Кыргызстану был причинен ущерб на 30 миллиардов сомов. Где-то недоглядели. Это и повлекло за собой смену руководителя правительства.

Возникшая ситуация и, главное, плавный выход из нее, продемонстрировали устойчивость институтов государственного управления, конструктивное взаимодействие между ветвями власти. По мнению экспертов, это указывает на успешность проведённых в Кыргызстане системных реформ. Всего три дня ушло на то, чтобы перезапустить работу кабинета министров. Его возглавил Адылбек Касымалиев, а руководить налоговыми органами пришел Алмамбет Шыкмаматов.

После этого обновленное правительство, по поручению президента, взяло курс на упрочение налогового администрирования, внесло существенные поправки в кодекс и решило оставить ЭТТН только для крупных товаров. Процесс, направленный на улучшение условий для ведения бизнеса, сокращение бюрократии будет продолжен в 2025 году.

И наконец, наверное, главным событием уходящего года стал запуск строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Благодаря этому, наша страна не просто выходит из транспортного тупика, а становится важным связующим звеном на возрождаемом Великом Шелковом пути.

«Я хочу от чистого сердца поблагодарить наших партнеров, Китайскую Народную Республику и Республику Узбекистан за содействие при реализации этого проекта. Железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан — это не только транспортный коридор, а важный стратегический мост, соединяющий страны Востока и Запада. Точнее, новый железнодорожный коридор будет одной из ветвей Евразийского континентального моста, который откроет путь к рынкам юго-восточных, западных и ближневосточных стран. Этот путь сможет обеспечить доставку товаров из Китая в Кыргызстан, а дальше в ЦА и в страны ближнего востока, в том числе в Турцию и даже в Евросоюз. Данный проект укрепит межрегиональную связь и сможет отвечать целям диверсификации транспортных путей, а так же, как международный транзитный хаб, повысит конкурентоспособность региона», - подчеркнул на торжественной церемонии Садыр Жапаров.

Как отмечают эксперты, это даст Кыргызстану целый ряд очевидных преимуществ. Наша страна с одной стороны получает прямой выход через Поднебесную в азиатские страны, а с другой - на Кавказ, к портам в Персидском заливе и в ЕС. Такая логистика для перевозки крупных партий товаров будет самой удобной и быстрой на континенте Евразия.

Ну, и в заключение, об экономической ситуации в Кыргызстане и прогнозах на 2025 год. Согласно данным аналитической группы ЕАБР, в 2025 году прирост валового внутреннего продукта в стране сохранится на уровне 9%, и эти темпы будут одними из самых высоких на евразийском пространстве.
При этом, инфляция в нашей стране не выйдет за рамки целевого диапазона, и может составить порядка 5%. В текущих условиях сложной глобальной конъюнктуры, это хороший показатель, признак экономической устойчивости.

Что касается наших денег. Сом в 2025 будет стабилен, его среднегодовой курс по отношению к доллару не должен превысить отметку в 87,4.
В общем, как мы видим, 2024 год был для Кыргызстана достаточно успешным, а судя по прогнозам и происходящим в стране процессам 2025 год должен быть не менее продуктивным, как в плане реализации новых проектов, так и с точки зрения открытия перспектив. С Новым годом!


ИАЦ «Кабар», Кирилл Степанюк

Комментарии

Оставить комментарий