В последнее время идет массированная информационная атака на кыргызстанскую таможню и ее новое руководство.
Причем критика идет с совершенно разных сторон – начиная от сторонников экс-президента, которые все время приводят один и тот же частный случай увеличения таможенных сборов на отдельно взятом участке, и заканчивая явным заказным характером статей, идущих с подачи наших северных соседей, обвиняющих Кыргызстан в системной контрабанде.
Как итог, стали распространяться якобы поручения Путина разобраться с этим вопросом (хотя по итогу, как оказалось, это было всего лишь поручение главе Центробанка РФ навести порядок с движением наличных денег в банках, чьи отделения расположены рядом с крупнейшими рынками Москвы). Больше всего преуспели в обливании грязью и различного рода инсинуациях такие одиозные издания, как «Регнум», «Станрадар» и почему-то «Ритм Евразии».
Не вдаваясь в детали, в целом их позиция простая – Кыргызстан - это «форточка» для неких товарных потоков, которые проходят таможенную очистку на территории КР по самым заниженным ставкам (или, по логике тех изданий, вообще не проходят ее) и дальше беспрепятственно поступают на рынки Казахстана и России. Называются миллиардные суммы потерь бюджетов, однако данные суммы официально не подтверждены государственными органами данных стран и эти оценки носят характер исключительно экспертный и умозрительный.
По их логике, таможня в КР работает как в средневековье, в бюджет ничего не поступает, а львиную долю доходов получают некие неустановленные лица и все.
Но ситуация вовсе иная – сейчас ГТС КР дает каждый третий (!) сом в республиканский бюджет, несмотря на численность всех сотрудников, включая обслуживающий персонал, не более чем 1400 человек. При численности бюджетников в нашей стране под 300 тысяч человек, можно считать условно, что ГТС содержит 100.000 учителей, врачей, воспитателей и других очень важных для общества специалистов. А у них свои семьи, дети и эти доходы зачастую единственное, на что они могут существовать.
Как говорится, рано или поздно истина торжествует в той или иной форме.
Ниже данные ГТС КР о фактическом перевыполнении плана таможенных сборов на территории КР почти на 22% в сравнении 2017 и 2018 года. И это в условиях фактического снижения поступлений из общего котла ЕАЭС, где доля Кыргызстана 1,9%. То есть снижение сборов в той же Российской Федерации, которая доминирует в общем экономическом массиве стран ЕАЭС, ее сложности в условиях режима санкций/ контрсанкций привели к результату ниже ожидаемого в масштабах «евразийской пятерки». Но в этих условиях таможня КР как раз-таки сработала на опережение и относительно первоначального плана по сбору получила результат почти на четверть больше. Что касается структуры импорта, то необходимо отметить весьма показательные цифры –на 110 млн. долл. США вырос импорт по товарным группам 84,85,87 ТН ВЭД ЕАЭС за 2017-2018гг при абсолютном размере почти в полмиллиарда долларов США! Это говорит, что большей частью стал расти импорт оборудования, машин и запчастей из категории инвестиционных, а не потребительских товаров. Это связано с активизацией бизнеса по освоению средств Российско-Кыргызского фонда развития, собственных инвестиций в закупку оборудования и фактическое создание новых рабочих мест, увеличения налоговых поступлений и росту ВВП страны. Надо учесть, что есть широкий список инвестиционных товаров, по которым есть льготы при ввозе на территорию КР, то есть при всем том сборы по этим товарным группам растут, с лихвой перекрывая потери от льгот.
Можно добавить, что деятельность ГТС КР со следующего года будет в ключе новой Стратегии развития таможенной службы, где во главу угла поставлены переход на цифровую таможню, систему управления рисками, формирование транзитных коридоров и увеличение доли таможенных сборов в доходной части бюджета при одновременной стимулирующей роли для бизнеса.
В целом можно подытожить, что результаты работы налицо, несмотря на тактический пересмотр планов по сборам, относительно 2017 года все получилось на должном уровне и соответствующим эффектом для страны.
Справка по исполнению прогноза поступления таможенных платежей за 2018 год
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете КР на 2018 год и прогнозе на 2019-2020 годы» первоначальный прогноз поступления таможенных платежей на 2018 год утвержден в сумме 39 млрд. 796,4 млн. сом.
В сравнении с фактическими показателями 2017 года темп роста первоначального прогноза составлял 116,4% или больше на 5,6 млрд. сом.
Из них:
- таможенные платежи без пошлины – 21 млрд. 536,7 млн. сом;
- пошлина, поступающая от стран ЕАЭС – 18 млрд. 259,7 млн. сом.
Законом Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О республиканском бюджете КР на 2018 год и прогнозе на 2019-2020 годы» прогноз поступления таможенных платежей на 2018 год был увеличен на 3,7 млрд. сом и составил 43,5 млрд. сом.
В сравнении с фактическими показателями 2017 года темп роста уточненного прогноза составляет 127,3% или больше на 9,3 млрд. сом.
Из них:
- таможенные платежи без пошлины – 25 млрд. 870,0 млн. сом;
- пошлина, поступающая от стран ЕАЭС – 17 млрд. 630,0 млн. сом.
Фактически за 2018 год таможенная служба обеспечила поступление таможенных платежей в сумме 41 млрд. 668,7 млн. сом, исполнение составляет 95,8% или меньше на 1 млрд. 831,3 млн. сом.
Из них:
- таможенные платежи без пошлины – 25 млрд. 499,0 млн. сом, что составило 98,6% к прогнозным показателям или собрано на 371,0 млн. сом меньше;
- пошлина, поступающая от стран ЕАЭС – 16 млрд. 169,7 млн. сом, что составило 91,7% к прогнозным показателям или поступило на 1 млрд. 460,2 млн. сом меньше.
В сравнении с фактическим поступлением 2017 года поступление увеличилось на 7 млрд. 489,0 млн. сом или темп роста составил 121,9%.
(млн. сом)
Вид платежа |
Факт янв.-дек. 2017 г. |
Факт за январь-декабрь 2018 года |
Откл. от факта 2017 года |
|||||
Прогноз |
Факт |
% вып. |
отклон. |
% |
(+/-) |
|||
Всего доходов: |
34 179,7 |
43 500,0 |
41 668,7 |
95,8% |
-1 831,3 |
121,9% |
7 489,0 |
|
Таможенные платежи без пошлины |
18 821,2 |
25 870,0 |
25 499,0 |
98,6% |
-371,0 |
135,5% |
6 677,8 |
|
Ввозная таможен. пошлина в соотв. с Договором о ЕАЭС |
15 358,5 |
17 630,0 |
16 169,7 |
91,7% |
-1 460,2 |
105,3% |
811,2 |
Основной причиной неисполнения уточненного прогноза поступления таможенных платежей является недопоступление ввозной таможенной пошлины из стран ЕАЭС.
Так, на 2018 год прогноз поступления ввозной таможенной пошлины утвержден в размере 17 млрд. 630,0 млн. сом.
Фактически за 2018 год в бюджет Кыргызской Республики от стран ЕАЭС поступило ввозной таможенной пошлины в сумме 16 млрд. 169,7 млн. сом, исполнение прогноза составило 91,7% или поступило на 1 млрд. 460,2 млн. сом меньше.
В соответствии с Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе) для Кыргызской Республики установлен норматив распределения сумм ввозных таможенных пошлин в размере 1,9%.
За 2018 год внешнеторговый оборот республики по данным таможенной статистики сложился в объеме 4 млрд. 342,9 млн. долларов США или 3 млн. 385,2 тыс. тонн.
Объем экспорта товаров составил в стоимостном выражении 1 млрд. 198,0 млн. долларов США, темп роста к факту 2017 года составил 98,1%, в весовом выражении 2 млрд. 2,2 тыс. тонн, с темпом роста к факту 2017 года 178,2%.
|
Факт 2017 г. |
Факт 2018 г. |
Темп роста 2018 г. к 2017 г. |
|||
тыс. тонн |
млн. долл. |
тыс. тонн |
млн. долл. |
по весу |
по стоимос-ти |
|
Внешнеторговый оборот (далее - ВО) |
2 435,9 |
3 863,3 |
3 385,2 |
4 342,9 |
139,0% |
112,4% |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Экспорт товаров |
1 123,7 |
1 220,8 |
2 002,2 |
1 198,1 |
178,2% |
98,1% |
Удельный вес в ВО |
46,1% |
31,6% |
59,1% |
27,6% |
|
|
Импорт товаров |
1 312,3 |
2 642,4 |
1 383,1 |
3 144,9 |
105,4% |
119,0% |
Удельный вес в ВО |
53,9% |
68,4% |
40,9% |
72,4% |
|
|
Структура импорта в весовом выражении за 2017-2018 гг. (тыс. тонн)
|
Факт 2017 г. |
Факт 2018 г. |
Отклонение |
Темп роста, (%) |
Импорт - всего: |
1 312,3 |
1 383,1 |
70,8 |
105,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
1. Налогооблагаемый импорт (без освобождения) |
1 048,8 |
1 151,6 |
102,8 |
109,8 |
Уд. вес в общем импорте |
79,9% |
83,3% |
|
|
2. Освобожденный импорт |
204,9 |
171,3 |
-33,6 |
83,6 |
Уд. вес в общем импорте |
15,6% |
12,4% |
|
|
3. Прочий импорт |
58,6 |
60,1 |
1,5 |
102,6 |
Уд. вес в общем импорте |
4,5% |
4,3% |
|
|
Структура импорта в стоимостном выражении за 2017-2018 гг.
|
Факт 2017 г. |
Факт 2018 г. |
Отклонение |
Темп роста, (%) |
|||||
млн. долл. |
млн. сом |
млн. долл. |
млн. сом |
млн. долл. |
млн. сом |
долл. |
сом |
||
Импорт – всего |
2 642,5 |
181 896,1 |
3 144,9 |
216 440,4 |
502,4 |
34 544,3 |
119,0 |
119,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Налогооблагаемый импорт (без освобождения) |
1 951,5 |
134 348,1 |
2 475,6 |
170 418,1 |
524,1 |
36 040,0 |
126,9 |
126,9 |
|
Уд. вес в общем импорте |
73,9% |
73,9% |
78,7% |
78,7% |
|
|
|
|
|
2. Освобожденный импорт |
600,6 |
41 326,8 |
563,0 |
38 707,4 |
-37,6 |
-2 619,4 |
93,7 |
93,7 |
|
Уд. вес в общем импорте |
22,7% |
22,7% |
17,9% |
17,9% |
|
|
|
|
|
3. Прочий импорт |
90,3 |
6 223,9 |
106,3 |
7 314,9 |
16,0 |
1 091,0 |
117,6 |
117,7 |
|
Уд. вес в общем импорте |
3,4% |
3,4% |
3,4% |
3,4% |
|
|
|
|
Объем импорта товаров за 2018 год составил в стоимостном выражении 3 млрд. 144,9 млн. долларов или 216 млрд. 440,4 млн. сом, с темпом роста к факту 2017 года 119,0%, в весовом выражении – 1 млн. 383,1 тыс. тонн, с темпом роста к 2017 году - 105,4%, в том числе:
1. Налогооблагаемый импорт (без освобождений) – ввоз товаров по процедуре «Выпуск для внутреннего потребления» без предоставления льгот по уплате таможенных платежей, за 2018 год составил - в стоимостном выражении 2 млрд. 475,6 млн. долларов США (удельный вес в общем объеме импорта – 78,7%), с темпом роста к 2017 году 126,9%, в весовом выражении – 1 млн. 151,6 тыс. тонн, с темпом роста к 2017 году - 109,8%.
2. Освобожденный импорт – ввоз товаров с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей в соответствии с таможенным, налоговым и международным законодательством, за 2018 год составил – в стоимостном выражении 563,0 млн. долларов США (удельный вес в общем объеме импорта – 17,9%), с темпом роста к факту 2017 года 93,7%, в весовом выражении – 171,3 тыс. тонн, темп роста к факту 2017 года 83,6%.
3. Прочий импорт - ввоз товаров с оформлением по таможенным процедурам, не подлежащим обложению таможенными платежами в соответствии с Законом «О таможенном регулировании в КР» (например, свободная таможенная зона, таможенный склад, переработка, реимпорт, беспошлинная торговля и пр.), за 2018 год составил в стоимостном выражении – 106,3 млн. долларов США (удельный вес в общем объеме импорта – 3,4%), с темпом роста к факту 2017 года 117,6%, в весовом выражении – 60,1 тыс. тонн, темп роста к 2017 году – 102,6%.
Примерная оценка доли инвестиционных товаров в импорте
За отчетный период импорт в КР вырос на 9%.
Млн.долл.
2017 |
2018* |
4 494,7 |
4 907,4 |
По определению инвестиционными товарами являются:
- здания и сооружения во всех их проявлениях. Это может быть заводской цех, электрическая подстанция, склад готовой продукции, офисные помещения. То есть все сооружения, которые необходимы для нормальной организации работы предприятия;
- транспортные коммуникации. Под ними следует понимать автомобильные и железные дороги, газовые и нефтяные трубопроводы;
- станки и производственные линии. Сюда же следует отнести запасные части и узлы всех механизмов и оборудования, которые используются на рассматриваемой фабрике или заводе;
- сырье и материалы. В эту группу попадает все то, из чего изготавливают конечную продукцию, которую выпускает предприятие.
Инвестиционные товары - это, в основном, продукция машиностроения и строительная продукция.
Станки, оборудование только 9,1% от всего импорта.
Объемы импорта техники, классифицируемой по товарным группам 84,85,87 ТН ВЭД ЕАЭС за 2017-2018гг., млн.долл.
2017 |
2018 |
336,3 |
446,4 |
Однако если учесть стройматериалы, сырье и материалы для промышленности, то большая часть импорта, по грубой оценке (на уровне 4-значных кодов ТНВЭД), 2/3 всего импорта (60%-70%) можно считать инвестиционными товарами, а оставшаяся треть – ТНП (товары народного потребления).
Более точную оценку можно сделать если весь импорт разделить на ТНП и инвестиционные товары на уровне 5-6-значных кодов ТНВЭД. Здесь необходимо пояснить. Возьмём товарную группу «Текстиль и текстильные изделия» (4-значный код ТНВЭД). В неё входят как готовые текстильные изделия – потребительские товары, так и ткани – материалы для дальнейшего производства. Импорт товаров этой группы можно разделить на ТНП и инвестиционные товары на уровне 5-6-значных кодов ТНВЭД. Аналогично в товарной группе «Пластмассы и изделия из них; каучук и резиновые изделия» как готовые пластмассовые и резиновые изделия – потребительские товары, так, и, сырье и материалы для дальнейшего производства промышленных товаров.
Комментарии
Оставить комментарий