• 86.12
  • 93.96
  • 1.24
  • 0.19

Смог в Бишкеке. Какие рекомендации дали экологи кабмину для решения проблемы с грязным воздухом?

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 23.01.23. /Нуркыз Сабырова - Кабар/. Экологическая организация «МувГрин» рекомендовала кабинету министров Кыргызстана меры, которые помогут улучшить качество воздуха в Бишкеке.

По словам экологов, прежде всего, необходимо снизить объемы выбросов от всех источников загрязнения воздуха, не только от основных.

«За снижение уровня загрязнения воздуха от разных источников ответственны разные государственные структуры, которые должны предпринять рекомендуемые меры. Только так мы сможем улучшить экологическую ситуацию в столице, учитывая метеорологические и географические условия, способствующие образованию смога», — считают специалисты.

Помимо жилого сектора, ТЭЦ, промышленных и бизнес-объектов, автотранспорта, мусорных свалок, открытого грунта воздух также загрязняется от пожаров, сжигания листьев и мусора, от цехов, авиасообщений и др.

Жилой сектор

Согласно исследованию ПРООН/ЮНЕП в КР 2022 года, печное отопление жилого сектора вносит наибольший вклад в образование смога в отопительный период. Дым от сжигания топлива (низкокачественный уголь, мусор и т.д.) не рассеивается в приземном слое атмосферы, образуя смог. По оценкам экспертов, до 70% тепла уходит через неутепленные стены, потолок, пол, окна и двери. К 2022 году вокруг Бишкека образовалось до 50 новостроек с частными домохозяйствами, которые в основном отапливаются твердым топливом.

Для снижения загрязнения воздуха от жилого сектора нужно инвестировать в утепление частных домов — это увеличит эффективность любого вида отопления. Энергоэффективность называют 5-ым видом топлива, который поможет Кыргызстану в условиях энергетического кризиса.

Вместе с тем отмечается, что газификация жилых массивов не должна быть приоритетной для развития видом отопления из-за:

• отсутствия ресурса в стране;

• высоких цен на проведение и установку оборудования;

• растущих цен на природный газ.

Помимо утепления рекомендуется:

- использование энергоэффективных технологий, как тепловые насосы (с высоким КПД);

- энерго-сберегающего оборудования (классов А+, А),

- и возобновляемых источников энергии (солнечных станций и др.);

- улучшение управления энергопотреблением (установка автоматики, датчиков слежения);

- изменение поведения и культуры потребления энергии.

ТЭЦ и котельные

Несмотря на большие объемы выбросов (около 27 тыс. тонн летучей золы в атмосферу в год), ТЭЦ вносит меньший вклад в смог над Бишкеком за счет высоты труб. Большая часть выбросов уносится ветрами за город, а часть рассеивается в радиусе 3-5 км вокруг ТЭЦ. Тем не менее, летучая зола от ТЭЦ загрязняет окружающую среду, усиливая парниковый эффект. Котельные зачастую работают на твердом топливе, имеют малую высоту труб и несовершенную систему очистки выбросов.

Необходимо устанавливать поквартирные счетчики тепловой энергии для стимулирования утепления и энергосбережения в многоквартирных домах. Создать возможность регулирования температуры подачи отопления в домах с центральным отоплением. Перерабатывать золу (около 170 000 тонн образуется в год от ТЭЦ и котельных). На трубы котельных устанавливать дымовые фильтры/рекуператоры. Вместо газификации котельных рекомендуется внедрять альтернативные источники энергии (тепловые насосы), улучшение автоматики и управления и т.д.

Свалки и сжигание мусора

Особо токсичный дым от Бишкекского санитарного полигона накрывает близлежащие новостройки круглый год. Воздух загрязняется твердыми частицами и газами, в частности метаном от разложения органических отходов, смешанных со всевозможными опасными отходами — медицинскими, электронными и т.д.

Необходимо закрыть старый полигон и завершить его рекультивацию. Наладить систему управления отходами: сократить потребление, а также внедрить сортировку, сбор и переработку отходов. Начать перерабатывать не только твердые бытовые отходы (пластик, стекло, и т.п.), но и пищевые. Пищевые отходы составляют более 50% от общей массы отходов в Бишкеке согласно исследованию ПРООН в КР 2019 г. Их переработка или компостирование существенно сократит объемы отходов, попадающих на свалки. В Бишкеке в общественном фонде «Флюид» уже производят из органических отходов биогаз и удобрение.

Автотранспорт

В Бишкеке ежедневно курсирует более полумиллиона автомобилей. 94% транспортных средств находится на пределе выработки ресурсов, которые эксплуатируются более 15 лет согласно данным МПРЭТН КР. При сгорании низкокачественного автомобильного топлива в воздух выделяется более 200 химических веществ, наиболее опасное из которых — оксид азота.

Кроме выхлопных газов, воздух загрязняется частицами резины и асфальта, которые выделяются при трении шин. Необходимо развивать пешеходную и вело- инфраструктуру, а не расширять дороги и строить развязки. Ограничить грузовые перевозки в центре города. Возобновить техосмотр и сделать его электронным, чтобы исключить коррупционные схемы. Общественный транспорт должен быть на газомоторном/электрическом двигателе, тарифы на проезд дешевле, а передвижение быстрее, чем на личном авто.

Для этого необходимо внедрить маршруты с выделенными полосами. Наладить общественный транспорт для маятниковых мигрантов, особенно в самом загруженном сообщении — север-юг.

Пыль от открытого грунта

Лиственные деревья и кустарники улавливают пыль и увлажняют воздух, снижая уровень загрязнения воздуха в теплое время года. Территории вдоль дорог необходимо обеспечить трехуровневым озеленением, а открытый грунт вокруг зеленых насаждений озеленять разнотравьем или засыпать гравием, щебнем. Сохранить зеленые территории от застройки, закрепить потенциальные свободные территории под озеленение, парки и скверы, ввести мораторий на строительство любых конструкций на зеленых территориях. Также необходимо вокруг города сохранить и увеличить лесопосадки, которые препятствуют песчаным бурям в городе.

Напомним, в пятницу, 20 января, председатель кабмина Акылбек Жапаров поручил мэрии Бишкека разработать план мероприятий, направленных на сокращение уровня смога. В данный план вошли следующие меры:

- ускорить газификацию жилых массивов города и обязать их жителей к переходу на газовое отопление;

- запретить грузовикам въезжать в город днем. Для их передвижения необходимо разработать маршруты в обход города. В дневное время по столице должна передвигаться только спецтехника мэрии. Стройкомпании должны обеспечить себя поставками материалов ночью;

- для автомобилей из регионов установить «автоловушки» у въезда в город, чтобы водители оставляли там свои машины и дальше садились в автобусы;

- разрешать владельцам машин с четными госномерами ездить по четным дням, а с нечетными номерами — по нечетным;

- запретить въезжать в город автомобилям без катализаторов;

- ускорить процесс строительства нового мусорного полигона и мусороперерабатывающего завода;

- увеличить число электроавтобусов для общественного транспорта. Вывести все маршрутки за пределы города.

Комментарии

Оставить комментарий