• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Счетная палата КР выявила ряд нарушений в Госагентсве охраны окружающей среды и лесного хозяйства

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 20.02.19. /Кабар/. Счетная палата КР провела плановый аудит использования бюджетных, специальных и иных средств в Государственном агентстве охраны окружающей среды и лесного хозяйства за 2016 год, а также аудит целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского и местного фондов по охране окружающей среды и развития лесной отрасли на мероприятия по охране природы, за 2014-2016 годы.

Как сообщает пресс-служба Счетной палаты КР, аудит установил финансовые нарушения на 15,3 млн. сомов. В ходе аудита выявлены: недостача товарно-материальных ценностей и денежных средств на 0,5 млн. сомов, нарушения и недостатки при расходовании средств, включая необоснованные выплаты заработной платы, завышение объемов строительно-монтажных работ, нецелевое использование государственных средств, сокрытую по учету дебиторскую и завышенную кредиторскую задолженности, на 13,8 млн. сомов.

Из общей суммы финансовых нарушений восстановлению подлежат 13,5 млн. сомов. Из них, возмещено 1,8 млн. сомов.

Кроме того, установлены резервы и потери бюджета на 91,5 млн. сомов, нерационально использованные средства на 7,9 млн. сомов. Из них восстановлению подлежат 5,8 млн. сомов, в ходе аудита возмещено – 2,8 млн. сомов.

Аудитом отмечаются многочисленные проблемы и недостатки в работе Агентства, и отсутствие в ее международном отделе учета и полной информации о помощи, оказываемой в рамках финансируемых донорами проектов. Аудит считает, что наличие в структуре Госагентства кроме Департамента развития лесных экосистем 7 региональных управлений, призванных регулировать деятельность лесных хозяйств, приводит к снижению эффективности управления и росту дополнительных затрат.

Анализ поступления сборов за загрязнение окружающей среды показывает их снижение, тогда как запрошенная в ходе аудита информация в Нацстаткоме КР, Пограничной службе КР и Налоговой службе КР свидетельствует о наличии резервов, что в свою очередь, говорит о плохих механизмах администрирования и управления в Госагентстве.

За 2016 год доход республиканских и местных фондов составил 263,9 млн. сомов, что в сравнении с 2015 годом меньше на 62,5 млн. сомов или на 19,1%, а с 2014-м – на 29,8 млн. сомов или на 10,1%.

Резкое сокращение источников дохода фондов в 2016 году связано со снижением на 37,0 млн сомов платежей за выбросы вредных веществ в атмосферу, поступающих от транспортных и других передвижных средств, использующих горючее, а также сборов, взимаемых за загрязнение окружающей среды при въезде транспортных средств иностранных государств на территорию Кыргызской Республики, на 31,8 млн. сомов. Причиной снижения доходов стало изменение порядка администрирования и снижение ставки тарифов.

Ранее нефтетрейдеры платили за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижных средств, включая транспортные, от общего объема, ввозимого в республику горюче-смазочных материалов. Но с 1 ноября 2015 года, согласно внесенным дополнениям и изменениям в Методику определения платы за загрязнение окружающей среды и Постановлению Правительства КР №684 от 5 октября 2015 года, выплаты производятся от объема реализованного горючего. Кроме того, тариф оплаты был снижен на 3,8 сомов за тонну бензина, на 7,8 сомов за тонну дизтоплива. Отказ Налоговой службы КР в соответствии со ст. 54 Налогового кодекса КР (Налоговая тайна) предоставлять информацию приводит к уменьшению возможности сбора платежей.

Также после ликвидации таможенных постов на кыргызско-казахстанском участке государственной границы, согласно Договору о присоединении Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз, а именно с августа 2015 года по настоящее время не взимается плата за загрязнение окружающей среды при въезде транспортных средств иностранных государств.

Госагентством с 2015 года не приняты меры по формированию штатной численности и других организационных вопросов по функционированию экологических постов для взимания платы за загрязнение окружающей среды от транспортных средств, въезжающих на территорию страны. Это также приводит к потерям доходов, считает аудит.

По итогам 2016 года общая сумма причиненного природе ущерба составила 23 млн. сомов, из которых возмещено лишь 3,7 млн. сомов или 16%, 60 материалов на сумму 6,2 млн. сомов были сокращены. Аудит считает, что эти показатели свидетельствуют об отсутствии эффективных мер по взысканию штрафов со стороны Агентства, лесных хозяйств и особо охраняемых природных зон.

При этом, расходы из средств республиканского и местного фондов по охране окружающей среды и развития лесной отрасли, направленные для укрепления материально-технической базы (строительство административных зданий и кордонов, приобретение служебных автомашин и специальной техники) структурных подразделений Агентства, а также поддержки и материальных поощрений сотрудников (выплата премий, расходов за проезд на транспорте и питание, осенние заготовки и др.) в 2014 году составили 137,7 млн. сомов, 2015 году – 154,0 млн. сомов, 2016-ом – 151,2 млн. сомов, что в сравнении с общими расходами составляет 67,9%, 51,9% и 54,9% соответственно.

Тогда как, расходы по разделу «Охрана атмосферного воздуха» составили в 2014 году - 12,0 млн сомов, 2015 году – 10,8 млн сомов и 800,0 тыс. сомов в 2016 году, или 5,9%, 3,6% и 0,3% соответственно.

По мнению аудита, эффективное и целевое использование средств, в частности, на создание экопостов, оснащенных измерительными приборами, обеспечение контрольных органов (Госэкотехинспекции КР) необходимыми средствами, усиление контроля источников загрязнения атмосферного воздуха, позволило бы снизить уровень загрязнения природы, а сбор платежей в бюджет – увеличить.

В ходе аудита также установлено, что со стороны руководителей лесных хозяйств и особо охраняемых территорий своевременно не были приняты меры по предотвращению незаконных строек на земельных участках государственного лесного фонда. В результате их бездействия, незаконно были возведены капитальные строения – зоны отдыха, жилые дома, превратив эти земли в населенные пункты. В то же время, незапланированные и незаконно появившиеся населенные пункты создают для органов местного самоуправления дополнительные нагрузки в части обеспечения электроэнергией, водоснабжением и потребность в строительстве школ.

По предварительной информации государственного учреждения «Кыргызлесохоустройство», количество незаконно построенных объектов доходит до 3478 с общей площадью 335,65 га.

Кроме того, аудит отмечает отсутствие со стороны Госагентства эффективных мер и действий по взысканию арендной платы за земли лесного фонда. По состоянию на конец 2016 года дебиторская задолженность за аренду земель лесного фонда составила 19,5 млн сомов, особо охраняемых природных территорий – 2,5 млн сомов. В момент проведения аудита проведен анализ аренды орехо-плодовых участков, который показал неэффективное использование орехо-плодовых лесов в ряде лесных хозяйств: Авлетим, Аркыт, Кызыл-Ункүр и Орток, где неиспользуемые площади как малопродуктивные составили от 23 до 43% от общей площади орехо-плодовых лесов.

За 2014-2016 годы из средств республиканского и местного фондов для охраны земельных ресурсов, управления производственными отходами и укрепления материально-технической базы подведомственных подразделений Агентства приобретены специальная техника (мусоровозы, экскаваторы и др. виды техники), тракторы, служебные и дежурные автомашины на 176,9 млн сомов.

При этом аудит обращает внимание на распределении средств республиканского и местного фондов, где в приобретении специальной техники отдается предпочтение отдельным регионам. В частности, за 2014-2016 годы для приобретения специальной техники, на модернизацию и ремонт ирригационной системы выделены средства в размере 8 млн сомов мэрии г.Озгон, г. Бишкек – 98,9 млн сомов, г.Ош – 19,8 млн сомов, Чуйской облгосадминистрации – 15,1 млн сомов, г. Джалал-Абад – 12,1 млн сомов.

В ходе изучения целевого и эффективного использования специальной техники установлено, что выделенная мэриям городов Ош и Джалал-Абад, муниципальным предприятиям техника на 24,1 млн сомов не принята на баланс, не прошла государственную регистрацию в подразделениях ГРС и не получила номерные знаки.

В айыльном округе Мырза-Аке на 1,2 млн сомов приобрели трактор марки «МТЗ Беларусь 82.1» 2016 года выпуска у частной компании. Но техника не эксплуатируется с августа 2016 года по настоящее время. В июле 2017 года специально созданной комиссией было определено, что техника старая. По данному факту Прокуратурой Узгенской района было возбуждено уголовное дело, частной компанией возвращено 640 тыс. сомов.

Кроме того, ранее приобретенные местным фондом Чуй-Бишкек-Талас 2 единицы специальной техники на 3,9 млн. сомов, не поставлены поставщиком по сей день. Факты по данному вопросу переданы в Генеральную прокуратуру КР для дачи юридической оценки.

Для реализации проекта по созданию базовых питомников с теплицами в 7 лесных хозяйствах в Таласской, Джалал-Абадской, Ошской, Чуйской и Иссык-Кульской областях из республиканского фонда было выделено 8,5 млн сомов. До момента проведения аудита остаток неиспользованной суммы в рамках проекта составил 3,7 млн сомов, из которых в ходе проведения аудита были возвращены 2,7 млн сомов. Оставшаяся часть средств также подлежит возврату в республиканский фонд. В результате, проект по созданию питомников, оснащенной современными технологиями и энергоэффективной теплицей в областях не был реализован. Средства были использованы без достижения цели.

Также аудитом установлено, что по решению правления республиканского фонда на создание кордонов в лесных хозяйствах и особо охраняемых территориях были выделены контейнеры на сумму 724,1 тыс. сомов, кроме того, на служебные автомашины, строительство холодильных камер и другие мероприятия по охране природы 1,5 млн сомов, которые на момент аудита не были использованы.

Одной из важных проблем аудит считает отсутствие со стороны региональных структур Агентства надлежащего контроля за приживаемостью 1-3 летних саженцев, по которым инвентаризация проводится формально. В результате, по итогам проведенных лесоустроительных работ на 10-летний период деятельности лесных хозяйств выявляются участки с низкой приживаемостью, списанные и неподтвержденные посевы саженцев. Вышеперечисленные проблемы зафиксированы в лесных хозяйствах: Кара-Алма, Тоскоол-Ата, Чаткал, Орток, Авлетим, Аксы, Государственном природном парке «Чон-Кемин».

Отмеченные в Концепции экологической безопасности КР основные направления совершенствования экономических механизмов природопользования не в полной мере внедрены в работу, в частности: принцип "загрязнитель платит" и обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения; введение единого экологического налога за загрязнение окружающей среды; применение новых экологически безопасных технологий; формирование и проведение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экономики с экспорта сырья на производство продуктов высокого качества и глубокой переработки; создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование и ввоз экологически чистых технологий, товаров и услуг независимо от страны-производителя; внедрение рыночных механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных отходов.

По результатам аудита руководству Госагентсва даны предписания по устранению выявленных в ходе аудитов нарушений и недостатков.

Материалы аудита направлены президенту КР, Жогорку Кенешу КР, Секретариат Совета безопасности КР, Правительство КР и объект аудита. В Генеральную прокуратуру КР для принятия мер переданы материалы по непоставке 2 единиц спецтехники на 3,9 млн сомов в местном фонде, а также финансовым нарушения в лесном хозяйстве Кара-Алма.

Комментарии

Оставить комментарий