По данным "Булан" института инноваций по укреплению мира, который проводит работу по реформированию светской и религиозной системы образования, в настоящее время в Кыргызстане функционируют 2236 средних школы и в них учатся 1 миллион 73 тысяч учеников.
В 98% школ Бишкека имеются свои попечительские советы, при которых созданы общественные фонды, прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции КР и открывшие счета в банке. Хотя и говорят, что эти общественные фонды созданы по инициативе самих родителей и управляют ими только родители, на деле влияние директоров школ на их деятельность остается сильным.
Большинство опрошенных директоров школ в интервью говорят, что из-за того, что государство не выделяет средств на надлежащее содержание школ, школа вынуждена обращаться за помощью к родителям учеников. При этом, по факту на плечи родителей ложатся ощутимые расходы. В частности: расходы на санитарные нужды, ремонтные работы, содержание территории, строительство заборов, укладка кровли и ряд других нужд, требуемых немалые затраты.
Ставка ежемесячного взноса в попечительский совет школ разная. К примеру, в столичных школах сумма колеблется от 350 до 500 сом. Все эти взносы носят добровольный характер. То есть, родитель сам вправе решать вступать в совет и вносить деньги или же нет. При этом в школах большая часть родителей вносит деньги на счет. По своей сути, такие сборы средств нарушают принципы равноправия между учениками. Более того, дети родителей, которые не платят членские взносы могут быть ущемлены, как со стороны сверстников, так и со стороны педагогов и в конечном счете испытывают некую неполноценность. В отличии от столичных школ на долю которых приходится большая часть попечительских советов, ситуация в регионах иная. Там не везде есть советы, даже если и есть, то суммы сборов не превышают 50 сом. В рамках исследования института Булан было выявлено, что ставки в регионах колеблются от 30 сом до 50 сом.
Кроме этого, отдельную обеспокоенность вызывает тот факт, что при определении детей в школу или же при переводе из одной в другую, родителей просят внести вступительные средства. Следует отметить, что раньше при переводе просили сдать вступительные экзамены, сейчас же вступительные добровольные взносы. Механизмы побора денег настолько филигранно отточены, как на законодательном уровне, так и во взаимоотношениях между родителями и школами, что никто не сможет дать точную юридическую оценку происходящим фактам. Невзирая на недовольные возгласы родителей, школы получают немалые средства. Доказывая наличие поборов совсем не обязательно ссылаться на какие-либо точные факты или же подтверждения, достаточно обратить внимание на то, что каждый родитель или опекун сталкивается с ними.
Закрепленные Конституцией гарантии и нормы законодательства - Государство должно обеспечить бесплатное образование
Статья 45 Конституции КР гласит, что «Каждый гражданин имеет право бесплатно получить основное и среднее общее образование в государственных образовательных организациях». Также, согласно приведенным в соответствие с Конституцией нормам и закону КР «Об образовании», образование считается приоритетным и стратегическим направлением государственной политики Кыргызской Республики. Если обратимся к статье 4 закона об образовании, то в ней закреплена норма об обязательном получении бесплатного среднего образования, а в статье 16 говорится, что каждый ребенок обязан получить среднее образование и государство в свою очередь обязано обеспечить реализацию его прав на получение образования и создать условия для этого. Значит, согласно Конституции и вышеуказанным нормам законодательства, в государственных средних учебных заведениях, в частности в школах, каждый ученик должен получать образование бесплатно.
Законность общественных советов
В 43 статье закона КР «Об образовании» говорится: «Попечительские советы государственных или муниципальных образовательных организаций могут на добровольной основе привлекать финансовые и иные материальные средства, формируемые из добровольных взносов и пожертвований от физических и юридических лиц».
Попечительский совет для развития материально-технической базы образовательного учреждения и обеспечения полноценной деятельности должен заниматься поиском внешних источников, привлекать доноров и меценатов.
Законом запрещено собирать средства с родителей-инвалидов, родителей, имеющих детей-инвалидов, сирот и лишенных в силу различных обстоятельств родительской опеки.
Еще одно важное уточнение, которое закреплено в статье 17 действующего закона: «Информация для родителей учащихся образовательной организации с обращением об оказании финансовой и иной материальной помощи для образовательной организации, отчеты о доходах и расходах должны быть размещены на видном и общедоступном месте образовательной организации».
Как отмечает руководитель Бишкекского городского управления образования Сауле Мейрманова, в первые годы независимости такие фонды буквально спасли школы от тяжелого кризиса.
«15-20 лет назад эти фонды создавались для того, чтобы спасти школы, удержать учителей. В то время учителя бросали школы и уходили торговать на рынке или шли на другую работу. Директоры школ, чтобы удержать учителей в школах обращались за помощью к родителям. И тогда родители, чтобы хоть как-то помочь начинали понемногу собирать деньги. В те годы мы даже не знали, как использовать эти деньги. Начали создаваться вот такие попечительские советы, которые затем приобрели юридический статус. Если вначале эти фонды были созданы для удержания учителей, то сейчас они призваны обеспечивать и развивать школы», - отмечает она.
До 2006 года было постановление правительства КР. Согласно нему разрешалось в школах собирать деньги с родителей, но было введено ограничение в суммах: для школ городов 150 сомов, сельских - 100 сомов. В 2006 году, учитывая то, что в Конституции было закреплено положение о бесплатном образовании, это постановление правительства было отменено.
По мнению экспертов, закрепление определенной суммы служил заслоном от коррупции в руководстве школы.
По словам эксперта в сфере образования Догдургуль Кендирбаевой, после отмены лимита на добровольные взносы, школы пошли другим путем.
«С одной стороны, было правильным указывать точную сумму, ограничив до 100-150 сомов. После того, как отменили это постановление правительства, школы придумали другой путь получения помощи от родителей. Начали создавать попечительский совет и при нем общественные фонды развития школ. Это законно. Потому что они проводят свою деятельность в соответствии с законом «О некоммерческих организациях». Когда я работала заместителем министра образования, этот вопрос несколько раз горячо обсуждался в Жогорку Кеңеше, правительстве, было много проверок. Затем в целях предупреждения коррупции вышло постановление правительства за №52. В специальных планах правительства по искоренению коррупции этот вопрос был внесен в первую очередь. Но мы не смогли упразднить эти фонды. Потому что действуют сразу два закона»,- говорит Кендирбаева.
По словам вице-мэра Айгуль Рыскуловой, школы Бишкека финансируются не из республиканского бюджета, а только из городского бюджета. 67% городского бюджета расходуется на школы.
«Из бюджета города Бишкеке 2 млрд. 61 млн 300 тысяч сомов выделяются школам, это составляет 67% городского бюджета. Средства идут на зарплату учителей и сотрудников, оплату услуг коммунальных служб, питание учащихся, ремонтные работы и на другие различные работы», - сообщила Айгүл Рыскулова.
По данным вице-мэра, если в Бишкеке числится 96 общеобразовательных учреждений, то в 94 из них созданы попечительские советы. Это означает, что родительские фонды в этих 94 школах беспрерывно собирают средства для этих школ. Мэрия Бишкека выразила свою позицию, которая заключается в том, что в эти общественные фонды родители входят по своему желанию и согласно личным заявлениям, затем в зависимости от статуса школы платят установленную сумму.
«Мы заявляем, что на сегодня без родительской помощи школа не может полностью функционировать. Поэтому на основе закона Кыргызской Республики «О попечительских советах» родители помогают школам, создают фонды для развития школ. Это явление напрямую связано с нехваткой средств, выделяемых государством. Средства Общественного фонда должны реализовываться только по решению родителей, а по израсходованным средствам должен отчитываться родительский комитет. Со стороны родителей руководству школ никаких средств не поступает», - отмечает Рыскулова.
Что говорят директора
В свою очередь директора школ единым голосом утверждают, что без попечительских советов родителей, школы не выживут и будут обречены в прямом смысле слова на разрушение. При опросе директоров столичных средних школ, №-39, №-64, №-61 и ряда других школ, они отметили, что за счет родительских средств содержат большую часть расходов, в том числе оснащение и ремонт школ. Также они отмечают, что существующие попечительские советы созданы по инициативе самих родителей и они сами управляют им, а школы лишь вносят ходатайства о той или иной потребности. Следует отметить, что большинство столичных школ были построены в советское время, и с годами все чаще подвергаются износу.
Между тем, инициатор исследования и директор института «Булан» Чолпон Орозобекова в интервью агентству «Кабар» сообщила, что к анализу сбора денег их мотивировали постоянные недовольства родителей. В связи с этим и возникла идея изучить проблему и выяснить, что законно, а что нет. Касаясь оценки ситуации, она отметила, что согласно закону об образовании статьи 43, организованные в государственных и муниципальных образовательных учреждениях попечительские советы могут добровольно оказывать материальную помощь.
«Существующие попечительские советы должны создаваться именно самими родителями и управляться тоже ими. В свою очередь школы в лице директоров и педагогов не должны вмешиваться в их деятельность, более того воздействовать на них. Но в рамках нашего исследования мы убедились в том, что вмешательство и влияние школы на советы очень велико. А по закону, ни директора, ни педагоги не должны требовать денег с учеников. Классные копилки также вне законна. Все сборы, суммы сборов и их время сдачи должны определять сами родители и сами курировать вопросы расходов. Но как мы заметили, во многих школах классные руководители сами собирают деньги и установили лимит взносов, примерно от 300 до 500 сомов. Это не законно. Установка взносов, лимит ставок, тоже не законно. Родители сами должны решать, когда и сколько захотят пожертвовать», - говорит она.
В заключении хотелось бы обратить внимание на тот факт, что законы, которые сами идут навстречу при сборах денег отражают то, что государство в период развития и становления пока не может надлежаще финансировать содержания школы. Но следует подчеркнуть, что за последние 3-4 года, правительством было построено порядка 90 школ по всей территории Кыргызстана, увеличились заработные платы учителям, улучшилось качество образования, прививаются новые технологии. Это все говорит о том, что нынешняя власть, не смотря на сложные экономический период в жизни страны, уделяет образованию большое значение.
(Материалы взяты с доклада института Булан "Бюджетное и внебюджетное финансирование школ: Сборы денег с родителей необходимость или коррупция?")
Аман Алымбеков
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Суранбаева айдай 6 years ago
Саламатсызбы, мен кемин районун тургуну, уч балам окуйт. Бир балама 500 сом тологом, экинчи балага тологуло деп жатат парта, стул м-н алабыз, дейт эжейи. Мен бере албайм, сентябрда берём десем болбой жатат. Торт балам бар азыр, бала м-н үйдөмүн. Добровольно, но в принудительном порядке болуп жатат. Эмне кылышым керек?
Ответить
Оставить комментарий