• 87
  • 91.26
  • 0.84
  • 0.17

РГ: Выход на рынок - комфорт в Кыргызстане

“РГ” о России 0

Читайте и смотрите нас в

В Кыргызстане российским инвесторам обеспечена максимально комфортная среда

Прошедший пандемийный 2020-й был тяжелым, но, несмотря на жесткие антиковидные ограничения, катастрофического падения товарооборота между Россией и Киргизией не произошло. Об этом в интервью "РГ" рассказал торговый представитель Российской Федерации в Кыргызской Республике Валерий Латыпов. Отвечая на вопросы, он также высказал свою точку зрения по поводу дальнейшего развития российско-киргизского экономического сотрудничества.

Беседа получилась интересной.

Валерий Сагитович, большинству киргизстанцев вряд ли известно о том, чем занимается российское торговое представительство в республике. Каковы задачи возглавляемой вами структуры?

Валерий Латыпов: Система торговых представительств Российской Федерации относится к министерству промышленности и торговли РФ. Торговые представительства работают в 57 странах по всему миру. Наша основная цель в республике - поддержка и продвижение российского несырьевого неэнергетического экспорта товаров и услуг, устранение мешающих этому барьеров и, конечно, защита интересов российских инвесторов, осуществляющих свою деятельность на территории КР.

В то же время торгпредство оказывает помощь и киргизским предпринимателям в выходе на российский рынок. В конечном итоге мы работаем ради увеличения товарооборота между двумя нашими странами.

Насколько негативным оказалось влияние пандемийных экономических ограничений на товарооборот между Россией и Киргизией в 2020 году?

Валерий Латыпов: Сокращение показателя имеется, но оно не катастрофическое. В 2019-м двусторонний товарооборот составлял около 1,9 миллиарда долларов, в 2020-м - 1,7 миллиарда. Отмечу: это данные Федеральной таможенной службы РФ. Информация Национального статистического комитета КР немного отличается, что связано с разными методиками подсчета. В целом, повторю, ничего страшного не произошло.

И структура товарооборота практически не изменилась. Из Киргизии в Россию поставлялись экологически чистая сельхозпродукция, швейные и трикотажные изделия местного производства. Это основная линейка. Были и другие товары, но они сегодня не являются настолько конкурентоспособными, чтобы вызывать потребительский интерес у россиян.

А более трети российского экспорта в КР составили нефтепродукты, строительные материалы и услуги. К последним относится, к примеру, проект "Безопасный город". Это тоже поставки из РФ. Киргизская сторона предоставила территории для размещения элементов системы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, российская - оборудование на сумму более 32 миллионов долларов. Камеры на перекрестках и трассах работают, дисциплинируют водителей и пополняют бюджеты всех уровней - ведомственные, местные и республиканский. Речь идет о дополнительных сотнях миллионов сомов.

А инвесторы российские довольны? Вы с ними связь поддерживаете?

Валерий Латыпов: В целом довольны. Поддерживает ли торгпредство с ними связь? Да, как и с другими российскими компаниями, работающими в республике. Мы находимся в тесном контакте с инвесторами из России на всех стадиях их присутствия в стране. Это необходимо делать, чтобы быть в курсе происходящего и своевременно реагировать. Главное - не просто вывести товар на рынок. Если мы, к примеру, продаем бульдозер российского производства, то должны знать, как он будет эксплуатироваться, обслуживаться, каким топливом заправляться и где ремонтироваться.

На ваш взгляд, интересна ли республика для частных финансовых вложений из России?

Валерий Латыпов: У страны есть все условия для положительного ответа на этот вопрос. Это и низкая стоимость электроэнергии, и рабочая сила с хорошим знанием русского языка, и привлекательная система налогообложения. В КР ставка НДС составляет 12 процентов, а в России, для сравнения, 20. При больших объемах производства это ощутимая разница.

Как влияют на принятие инвестиционных решений частые политические изменения в республике?

Валерий Латыпов: На это обращают внимание. Меня часто спрашивают: как можно звать в страну инвесторов после таких событий? Я отвечаю: никаких гарантий мы дать не можем. Торгпредство со своей стороны готово обеспечить максимально комфортную среду - предоставить возможности получения информации, общения на высоком правительственном уровне, решения конфликтных ситуаций и отстаивания ваших интересов в досудебном порядке.

Что сегодня мешает развиваться торгово-экономическим отношениям РФ и КР?

Валерий Латыпов: На мой взгляд, ничто не мешает. Главное - есть добрая воля руководства двух государств. Все остальное зависит от желания и профессионализма сторон.

В чем, как вы думаете, причина роста цен на поставляемые из России горюче-смазочные материалы?

Валерий Латыпов: По этому поводу я могу сказать только следующее: есть соглашение между Россией и Киргизией, в котором указаны конкретные объемы беспошлинных поставок конкретного топлива. РФ выполняет свои обязательства в соответствии с этим документом. Как осуществлялись беспошлинные поставки ГСМ в КР, так и осуществляются.

Есть ли какие-то подвижки в споре о возврате денежных средств, вложенных Россией в строительство Верхненарынского каскада ГЭС?

Валерий Латыпов: Пока нет. Как известно, дело дошло до международного арбитража. Российская сторона настаивает на возврате 37 миллионов долларов, потраченных на возведение каскада до денонсации соглашения. Эта тема поднимается практически на всех двусторонних встречах, но решения, которое устроило бы всех, еще нет. На мой взгляд, оно должно быть политическим. Пути урегулирования спорной ситуации есть.

Ключевой вопрос

Президент КР Садыр Жапаров пообещал защищать российские инвестиции в республике. Какой должна быть эта защита?

Валерий Латыпов: Указы главы государства о мерах поддержки бизнеса в стране – абсолютно правильные и своевременные. Но к этим документам правительство должно разработать соответствующие механизмы, которые позволят использовать предложенные президентом инструменты. Инвестор должен, в первую очередь, знать, к кому обратиться за помощью, если что-то случится.

Артем Петров,

"Российская газета",

5 мая 2021 года

Комментарии

Оставить комментарий