Решатся ли многие проблемы в столице если передать райадминистрациям Бишкека отдельные компетенции мэрии?

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В Бишкеке состоялся круглый стол на тему: «Сотрудничество и взаимодействие мэрии города Бишкек и 4 районных муниципальных администраций столицы: текущая ситуация и рекомендации», организованный Фондом Ханнса Зайделя в Центральной Азии. В мероприятии приняли участие представители парламента, Госкадровой службы, столичного муниципалитета, районных муниципальных администраций столицы, представители АГУПКР, эксперты, а также выпускники учебных программ ФХЗ.

В приветственном слове руководитель проектов Фонда Ханнса Зайделя в ЦА доктор Макс Георг Майер отметил, что Фонд работает над оказанием поддержки органам местного самоуправления, в том числе столичному муниципалитету. «В зависимости от того, насколько будет тесное взаимодействие и сотрудничество между мэрией Бишкека и всех 4 райадминистраций города, а также высокий уровень прозрачности и доступности их работы, настолько будет высоким показатель уровня жизни горожан. Это также сможет послужить примером для всех кыргызстанцев», - сказал доктор Майер, пожелав плодотворного обсуждения в ходе мероприятия.

Руководитель проектов Фонда Ханнса Зайделя в ЦА сделал небольшую презентацию того, как устроена административная система Берлина с 12 муниципальными районами и Мюнхена, в котором территория города поделена на 25 муниципальных района. Выборы по словам доктора Майера, в этих районах проводятся раз в 6 лет. Представители районов не получают заработную плату, поскольку это общественная деятельность, но у них есть одна важна функция: все проходит по принципу согласования. То есть, если в одном районе поднимают инициативу, то соответственно мэрия созывает представителей этого района, с которыми обсуждается инициатива, выслушивается мнение, а потом мэрия города выносит решение. Таким образом муниципальные районы не могут принимать решение, но они могут вносить предложение в мэрию. Кроме того, 4 раза в год проходят общественные слушания, в результате чего полученные предложения от жителей районов вносятся на рассмотрение в мэрию. Советы муниципальных районов очень активны, от которых на выборах участвует очень много кандидатов, имеющих свое влияние.

Доктор Майер добавил, что в ходе презентации, приглашенные смогут познакомится с административным устройством города Бишкек, которое, по его словам, является весьма сложной структурой, включающей в себя 4 райадминистрации, саму мэрию и порядка 25 МТУ. «По мнению доктора Майера, наличие аппарата у мэрии, райадминистраций, а также у МТУ является неэффективным с финансовой точки зрения. «Взаимодействие мэрии и администраций столицы интересная тема, а для реформы очень важная», - сказал доктор Майер в конце своего небольшого доклада.

В презентации под названием «Сотрудничество и взаимодействие мэрии города Бишкек и 4 муниципальных администраций мэрии города Бишкек по административным районам: текущая ситуация и рекомендации по улучшению взаимодействия», эксперт мэрии Айжан Сопалиева рассказала собравшимся о разделении столицы на административные районы, функциях и обязанностях мэрии Бишкека, ее деятельности.

Как было отмечено в презентации, Бишкек поделен на 4 административных района: Ленинский, Первомайский, Свердловский и Октябрьский. Их глав назначает мэр, а учредителем Муниципальной администрации мэрии города Бишкек по административному району является мэрия города Бишкек. Администрация мэрии является юридическим лицом, в организационно-правовой форме «учреждение». Высшим органом управления Администрации является мэрия города Бишкек, в чьи компетенции входит:

- утверждение, внесение изменений и дополнений в Положение Администрации;

- утверждение структуры, штатного расписания Администрации;

- назначение и освобождение от должности главы административного района, его заместителей, руководителя аппарата.

Приглашенные смогли узнать и о том, как столичный муниципалитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с муниципальной администрацией и ее структурами.

Как было обозначено выше, глава административного района города Бишкек в своей деятельности подотчетен мэру столицы. В его основные функции входит:

- обеспечение безусловного выполнения законов Кыргызской Республики, актов Президента и Правительства Кыргызской Республики, Бишкекского городского кенеша и мэрии города Бишкек;

- оказание содействия в выполнении основных показателей социально-экономического развития города, полноты поступления местных налогов и сборов, привлечение инвестиций и грантов для развития своей территории;

- участие в исполнении установленных законодательными актами Кыргызской Республики социальных гарантий;

- организация взаимодействия и согласованное функционирование коммунальных служб с целью бесперебойного обеспечения населения и хозяйственных субъектов на подведомственной территории услугами жизнеобеспечения;

- реализация мер по укреплению общественного порядка на территории административного района, обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

- формирование и организация работы комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции;

- оказание содействия избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов и иных избирательных мероприятий.

В структуру муниципальной администрации мэрии города Бишкек по административному району входит 38 сотрудников.

Также функционируют Комиссии, которые проводятся под председательством руководства муниципальных администраций мэрии города Бишкек по административному району.

Если быть точнее, то это:

- комиссия по делам детей. Целью является обеспечение защиты прав и законных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- комиссия по рассмотрению дел о нарушениях (обжалование). Дела о нарушениях против порядка управления в сфере охраны благоустройства, предусмотренных статьями 66-71 и 77-79 Кодекса Кыргызской Республики «О нарушениях» рассматриваются органами местного самоуправления;

Для справки: с января по сентябрь текущего года всего уполномоченными должностными лицами структурных и территориальных подразделений мэрии города Бишкек составлено 1372 протоколов, наложено штрафов по нарушениям на общую сумму 7 932 500 сомов, из них взыскано 4 757 500 сомов.

Штрафы, налагаемые согласно данному Кодексу 100 % направляются в соответствующие бюджеты административных районов.

- комиссия для рассмотрения писем и заявлений граждан, касающихся социальных вопросов (материальная помощь);

С января по сентябрь 2021 года в 4 МА материальная помощь оказана 2019 гражданам на сумму 14 637 400 сом.

- комиссия по земельным вопросам. Согласно постановлению мэрии города Бишкек от 04.10.2021 г. № 148 главам административных районов столицы делегированы полномочия по руководству комиссиями мэрии города Бишкек по предоставлению прав аренды на земельные участки в городе Бишкек и предоставлению прав аренды на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Бишкек, под объекты облегченного типа;

- комиссия по формированию очередности граждан на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство;

- комиссия по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства;

- грантовая комиссия, которая рассматривает выделение стимулирующих долевых грантов. Данные гранты направленны на развитие города Бишкек и местных сообществ, а также на создание, развитие, восстановление и реабилитацию объектов городского и территориального значения (социальной, общественной, коммунальной и инженерной инфраструктур, общей долевой собственности жителей), содействие развитию различных форм самоуправления местного сообщества, повышение их общественной активности и формирование способности самостоятельного решения коммунальных и иных вопросов жизнедеятельности.

В 2021 году на каждую МА предусмотрено 5 млн. сомов.

В качестве рекомендаций эксперт мэрии предложила передать функции Департамента городского хозяйства в вопросах по санитарной очистке городских территорий, по поливу зеленых насаждений с ирригационной системы, по строительству и установке детских площадок и т.д. в ведение муниципальной администрации с целью их усиления полномочий.

Также было предложено создать на основе МТУ единые окна по оказанию услуг в 4 райадминистрациях. Данное предложение, по словам докладчика, исходит из нареканий общественности в адрес МТУ.

В ходе дискуссии участники мероприятия смогли поделится мнением относительно обсуждаемой темы и задать вопросы.

Замглавы Госкадровой службы Олег Тарбинский указал, что вопрос по комбинатам по благоустройству и ряду другим вопросам актуален и по сей день. «Мое мнение, что у мэра должны оставаться стратегические вопросы, его нужно освободить от повседневных вопросов, которые должны решаться внизу. Поэтому их надо наделить какими-то полномочиями, у них должен быть какой-то бюджет. Но если мы говорим о районных администрациях, нужно говорить о районах, потому что самоуправляемый город и районы с демократическими тенденциями, это не только райадминистрация. Если передаем власть райадминистрации, то она должна делиться властью и ниже с МТУ и общественными организациями. Ведь управление не строиться только на сугубо муниципальных бюрократическо-социальных, дифференциальных структурах», - говорит он.

Тарбинский добавил, что внутри муниципалитета необходимо идти по пути децентрализации. «Если все забрать наверх, то у мэра будет болеть голова, а такие перспективные вопросы как жилищный фонд, дороги, коммуникации так и не будут решаться. Причина в том, что аналитический центр будет замыкаться на текущих вопросах», - подчеркнул замглавы Госкадровой службы.

Говоря о излишне-сложной структуре муниципалитета Тарбинский указал, что без штата ничего не сделать. «Жизненные полномочия они все-таки должны быть внизу», - заключил он.

Со своей стороны, представители райадминистраций отметили высокий гражданский контроль, который в настоящее время помогает в решении некоторых спорных вопросов, связанных с выдачей лицензий, установки коммерческих объектов на муниципальной земле и т.д. Также прозвучало мнение, что было бы неплохо вернуть некоторые полномочия управления столичной мэрии в вопросах землепользования и разрешительных документов в райадминистрации, поскольку это усилило бы их полномочия и позволило бы оперативно решать вопросы на местах.

Эксперты напомнили, что многие вопросы города небыли решены за 25 лет. Причинами они назвали определенные преграды, которые возникли из-за централизации власти в мэрии, лобби бизнеса и нехватки средств. Они также предложили децентрализацию власти в городе, или же создать вместо 4 административных районов 8 или 10. Это, по их словам, позволило бы качественнее решать вопросы благоустройства столицы и горожан.

Основной вопрос экспертов касался способности мэрии и райадминистраций решить самостоятельно вопросы, относящиеся к ним, как к органам МСУ. Как отметили эксперты, 25 проблемных вопросов были получены в ходе исследования, проведенного в 2015-2017 годах в результате которого выяснилось, что из этого числа они способны самостоятельно решить всего 5 проблемных вопросов на 70-80%. Стоит отметить, что по закону в решение вопросов, относящихся к компетенциям МСУ, государство не имеет права вмешиваться.

«Поэтому встает вопрос о том, из скольких функций, имеющихся в компетенции мэрии и райадминистраций, они могут полноценно осуществлять и решать по ним вопросы? Поэтому надо либо убирать эти вопросы и компетенции из их функций, либо ставить временный запрет на их исполнение в виду неспособности органов местного самоуправления решать их самостоятельно», - сказал эксперт Кубанычбек Шадыбеков, затронувший множество вопросов, относящихся к территориальным землям.

Первый замглавы Первомайского района Сатыбек Каныбеков указал на необходимость научного подхода в планировании и работе райадминистраций. В качестве примера привел тот факт, что некоторые службы упраздняются, а потом вновь появляются по нескольку раз. Причиной этому он назвал отсутствие детального анализа работы каждой службы и каждого сотрудника мэрии и райадминистраций.

«Действительно это необходимый анализ, поскольку ко многим вещам мы делаем интуитивный, непрофессиональный подход. Принимаются решения, что если этот человек не может работать, то значит не нужна и эта служба. Проводим один эксперимент за другим, а в итоге вопросы, которые имеются так и не решаются. Нужен глубокий анализ по каждой службе, по каждой рабочей единице. Эта система, оставшаяся с союзных времен. Тогда в Советские годы был к этому вопросу научный подход и тогда знали точно сколько сотрудников должно работать в райадминистрации. Если тогда 4 райадминистрации города могли полноценно обслужить 400-тысячный город, то могут ли они сделать это сегодня, когда в Бишкеке проживает миллион, а неофициально полтора миллиона людей? Сейчас никто не может сказать полноценно сколько один сотрудник администрации может обслужить горожан полностью», - сказал он, добавив, что было правильно сказано в ходе круглого стола, что некоторые городские системы нельзя попросту упразднять.

Он добавил, что в виду централизации многие вопросы райадминистрация неспособна решить самостоятельно. «Поэтому если многие вопросы по распределению компетенций будут правильно решены, то я считаю, что многие задачи были бы уже сняты», - заключил он.

Глава ФХЗ в ЦА доктор Майер отметил, что гражданское общество и власть очень активны в Кыргызстане. Однако он сказал, что сегодняшняя система весьма сложная и трудная, но если в структуре не будет изменений, то это будет трудным делом провести все необходимые реформы.

Депутат ЖК КР Аалы Карашев отметил, что, по его мнению, систему руководства в мэрии нужно полностью реформировать. «С 1996 года централизация власти в мэрии усилилась, но я не увидел эффекта в управлении города Бишкек. С каждым годом увеличивается финансирование городских служб, но не стало ни чище, не зеленее, дороги чинятся благодаря китайским грантам, воды не стало в арыках больше», - отметил парламентарий, добавив, что без этого не получится решить многих вопросов.

Карашев добавил, что он полностью согласен с тем, чтобы мэрия занималась стратегическими вопросами, а райадминистрации занимались насущными вопросами в районах. Он также выступил за то, чтобы появилось больше районов в растущем городе. Парламентарий также указал на необходимость усиления кадров МСУ за счет набора более квалифицированных сотрудников, которые проходили бы открытые конкурсы или тесты.

Как итог круглого стола можно обозначить:

- Отсутствие стратегического анализа в работе мэрии и администраций районов;

- Вместо 4 районов столицы сформировать более мелкие 8 - 10 районов, которым дать больше полномочий и увеличить бюджет;

- Кардинальная реформа мэрии;

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий