В чужих городах принято чувствовать себя туристом в поисках приключений и именитых достопримечательностей. Но этот город далеко не для туристических забав – город этот для скитающихся странников, ищущих место для упокоения.
Здесь все устроено для людей, что отовсюду веет теплом, светом и уютом, что горожанам не хочется просиживать жизнь в четырех стенах, а переживать ее каждое мгновение, прогуливаясь по зеленым паркам, держа крепко за руку родного человека.
Именно такие впечатления оставляет о себе турецкая столица - Анкара в памяти гостя, прибывшего из города кавардачных проблем. Идеально ровные дороги, хотя город построен на холмах, вычищенные до блеска тротуары и решенный вопрос с нехваткой мусорных урн. А самое главное, никто даже и не подумает, что дерево на обочине дороге или посреди аллеи может кому-то мешать.
Водители умудряются аккуратно умещать свой транспорт на обочинах узких дорог под тенью многолетних деревьев, растущих в нескольких метрах друг от друга, а пешеходы могут вольно щеголять по просторным тротуарам, умещающим в себя и дорожки для незрячих людей.
Визит мой в Анкару состоялся в начале апреля. К этому времени горы уже успели покрыться сочной зеленью и кусты сирени благоухали приятным ароматом – отовсюду веяло весной. Городской пейзаж уже из окон самолета притягивал своей самобытностью: сначала виднелись зеленые луга, а затем на их фоне ярко выделялись черепичные крыши старых домов. От аэропорта до центра города гордо на ветру развивается турецкий флаг, который поочередно сменялся с флагом Кыргызстана в честь приезда главы братского народа.
Постепенно романтика, оставшаяся с античных времен, уступает современному миру – то и дело чередуются крупные логистические центры, дилерские пункты по продаже автомобилей и современные новостройки, с привлекательной рекламой об ипотечном кредитовании на ярких стенах высотных домов. Проезжая по магистральным петлям в разные дорожные разветвления автобана то и дело приближаешься к заманчивым коммерческим предложениям об обретении недвижимости в новом районе радужных высоток.
Но картина резко меняется, когда автобус вдруг съезжает с разветвленки на прямую трассу, и перед глазами на дорожных островках появляются картины разбитых стекол и фар, слетевших покрышек и других деталей авто. Если проблема с качеством дорог тут не имеет к себе никаких претензий, то с лихачами проблема еще не изжилась, впрочем, как и повсюду.
Отвести воображение от картин страшных аварий помогают ели, рассаженные практически повсюду, показывая на своем примере идеальный проект городского леса.
Еще через пару километров столица встречает гостей уже в полной красе: современные бинес- и торговые центры будто бы соревнуются друг с другом в архитектурной сложности и вычурности. Но речь дальше пойдет не о них, ибо жизнь города таится в скромных кварталах типовых построек.
В Турции принято первые этажи жилых домов обустраивать под семейный бизнес. Традиция эта сохранилась еще с древних времен, а дело передавалась семейным бизнесом от родителей детям. Сегодня она отразилась в уютных кофейнях для творческих личностей, милых закусочных для ленивых завтраков и долгих обедов, а также в небольших конторах по оказанию нотариальных или страховых услуг. Среди этих же спальных районов расположились еще здания посольств других стран: мне удалось наткнуться на диппредставительства Республики Корея, а также Боснии и Герцеговины.
Примечательно еще то, что упомянутые выше дорожки для ЛОВЗ не заканчиваются у входа в эти самые спальные районы. Они здесь выполняют свою прямую функцию – провожают людей от самого дома до нужного пункта назначения по всему периметру города. То же самое с мусорными урнами: городская администрация не стала искать отговорок, что их установка требует больших затрат, а просто прикрепила к фонарным столбам железные кольца, на которые продела пластиковые урны.
Центральная же часть города оживлена активным движением трафика. Светофоры работают на крупных перекрестках, а пешеходные переходы имеют место быть только в низменных зонах. В подъемах и спусках нет очерченных зон, поэтому люди перебегают дорогу, надеясь на солидарность водителей, или же на свою наглость. Законопослушным же гражданам приходится в таких местах проходить по 200 метров, чтобы добраться до зебры.
Оживленные улицы оснащены дюжинами камер видеофиксации, прикрепленными к помостам над дорогами. Участниками движения тут являются просторный общественный транспорт в виде вместительных автобусов, единая служба такси в желтом цвете и новенькие легковые автомобили. Они не воюют с зелеными насаждениями за площадь, а мирно живут среди всей зелени, зная, что именно к ней они потянуться вечером на прогулку.
В Анкаре достаточно много крупных зеленых парков. К закату они уже переполняются отдыхающими, которые тянутся непрерывным гуськом, прижимая к себе коврик и пакеты с променадом для пикника. В некоторых компаниях можно наблюдать и музыкантов со струнными инструментами, веселящими свое окружение музыкой в полтона, дабы не мешать своим соседям.
Царящая идиллия просто завлекает своим спокойствием и гармонией. Хочется остаться подольше, насладиться комфортом городской жизни и представить свою дальнейшую судьбу в такой атмосфере удобств.
Но, увы, дела не ждут, и надо было уже мчаться к ним, найдя путь как можно короче. Остановив седовласую пару супругов, мы попросили у них помощи подсказать правильное направление, на что они любезно дали согласие проводить до нужного места.
Они шли, держась крепко за руки, резвыми, но чуть усталыми шагами. Следуя за ними, мы невольно стали свидетелями искреннего счастья, сбереженного в течение многих лет и бед.
Придя до нужного места, мы сердечно поблагодарили милую пару и провожали их взглядом, пока они не исчезли из виду, пожелав всем на свете найти и сохранить то счастье, кое свято хранит эта седовласая пара.
КНИА «Кабар»
Нуркыз Сабырова
Комментарии
Оставить комментарий