Президент Шавкат Мирзиёев 24 октября провел совещание по вопросам дальнейшего развития высшего образования, повышения качества подготовки кадров, расширения интеграции науки и производства.
В последние годы был принят ряд документов, направленных на выведение высшего образования на новый уровень. Внедрены современные образовательные стандарты, прозрачная система приема в вузы. В текущем году квоты приема увеличились на 30 процентов по сравнению с прошлым годом.
Утвержденные постановлениями Президента программы по развитию высших учебных заведений, повышению качества образования на 2017-2021 годы были радостно восприняты профессорско-преподавательским составом и широкой общественностью.
В 2018 году в нашей стране начали деятельность 13 новых вузов, в частности, Международный университет туризма “Шелковый путь” в Самарканде, филиал Национального исследовательского технологического университета “МИСиС” (Россия) в городе Алмалыке, Университет Пучон (Южная Корея) в городе Ташкенте.
Указом главы нашего государства от 25 сентября текущего года создан фонд “Эл-юрт умиди” при Кабинете Министров. Он содействует активному привлечению наших соотечественников за рубежом – ученых, специалистов и экспертов к осуществляемым в Узбекистане широкомасштабным реформам, а также талантливой молодежи в получении образования в развитых странах, повышении квалификации в ведущих международных институтах и зарубежных организациях.
В нынешнем году впервые на основе международного опыта был создан национальный рейтинг вузов, проанализирован учебный и научно-исследовательский процесс. По итогам анализа выявлен ряд проблем и недостатков.
Так, квоты приема в высшие образовательные учреждения охватывают лишь 7-9 процентов выпускников общеобразовательных школ, академических лицеев и профессиональных колледжей. В России этот показатель составляет 74, в Южной Корее – 96 процентов.
На совещании отмечалось, что высшие учебные заведения и их профессорско-преподавательский состав не пользуются престижем и авторитетом в международном научном сообществе. Подвергнут критике тот факт, что работа по привлечению к учебному процессу всемирно признанных ученых, высококвалифицированных научных деятелей и преподавателей не налажена на должном уровне.
Неучет мнений профессоров и преподавателей при назначении ректоров и проректоров не обеспечивает высокую эффективность работы новоназначенных руководителей с коллективом.
Отсутствуют необходимые условия для развития науки, интеграции исследований в производство, повышения результативности научной деятельности, а также для изысканий талантливых студентов.
Неудовлетворительна работа по внедрению инновационных методик в образовательный процесс, обеспечению увязки учебных программ с производством, самое главное, повышению квалификации преподавателей.
Абсолютно не отвечает сегодняшним требованиям порядок изучения, аттестации, аккредитации деятельности вузов, нострификации документов.
– Вызывает сожаление, что в условиях ускоренного развития экономики система высшего образования, вместо того чтобы быть “локомотивом” развития, не идет в ногу со временем. Горькая правда в том, что у нас нет системы, отвечающей структурным изменениям на рынке труда, способной обучить молодежь профессиям, сформировать у нее предпринимательские навыки, - сказал глава государства.
В связи с этим на совещании определены безотлагательные задачи и даны соответствующие поручения.
Отмечена необходимость внедрения упрощенной системы приема студентов и перехода на этой основе от системы квотированного приема к государственному заказу и дифференцированной платно-контрактной системе. Поставлена задача перейти от централизованного финансирования к самофинансированию и экономической самостоятельности в целях повышения международного престижа вузов и достойного стимулирования деятельности научно-педагогических кадров.
Указано, что следует упростить назначение ректоров и проректоров, создать систему постоянной оценки деятельности, целевого стимулирования, повышения ответственности профессоров и преподавателей.
Отмечалась необходимость коренного реформирования Совета ректоров вузов Узбекистана. Подчеркивалось, что следует провести оценку квалификации ректоров, уделив при этом особое внимание их духовно-просветительскому и научному потенциалу.
Глава государства подчеркнул, что главная задача, стоящая в сфере образования, – совершенствование системы оценки знаний студентов, учебных программ и образовательно-воспитательного процесса.
Поставлена задача разработать проект постановления правительства, предусматривающего дальнейшее упрощение порядка признания и нострификации дипломов зарубежных вузов, совершенствование процесса аттестации и аккредитации высших образовательных учреждений в целях создания условий для деятельности получившей образование за рубежом нашей молодежи у себя на Родине.
На совещании были отмечены и результаты Узбекско-Российского образовательного форума.
По итогам данного форума с российскими партнерами было подписано 114 договоров и соглашений. В частности, запланировано открытие в Узбекистане филиалов шести престижных вузов России и двух факультетов, реализация 52 совместных образовательных программ. По каждому соглашению разработаны “дорожные карты”.
Министерству высшего и среднего специального образования даны указания по обеспечению совместно с соответствующими министерствами и ведомствами исполнения задач, определенных в этих “дорожных картах”. Отмечалась необходимость качественной разработки, утверждения и практической реализации соответствующих правовых документов по каждому филиалу, факультету и совместной программе.
В перспективе организуемые факультеты должны быть поэтапно преобразованы в филиалы.
На совещании даны поручения по укреплению научно-педагогического потенциала профессоров и преподавателей, широкому внедрению в систему высшего образования научно-технологических разработок и информационных технологий на основе подписанных соглашений.
Президент отметил, что уже сегодня необходимо определить конкретные планы для тщательной подготовки к следующему форуму, который пройдет в России в 2019 году.
Источник: https://uzreport.news/society/prezident-sistema-visshego-obrazovaniya-ne-idet-v-nogu-so-vremenem
Комментарии
Оставить комментарий