Бишкек, 22.05.18 /Кабар/. Президент Сооронбай Жээнбеков рекомендует Жогорку Кенешу рассмотреть вопрос введения временного моратория сроком до 1 года на внесение каких-либо изменений в новые Уголовный кодекс, Кодекс о проступках, Кодекс о нарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс. Об этом говорится в подписанном президентом указе «О некоторых мерах, принимаемых в рамках проводимой судебной реформы».
Предлагаемый мораторий не будет касаться изменений по приведению вышеназванных нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики и разработки проектов законов в целях уточнения положений производства по исполнению судебных решений и реализации проекта «Умный город».
Согласно информации, с 1 января 2019 года вступают в действие новые Уголовный кодекс, Кодекс о проступках, Кодекс о нарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс и иные сопутствующие им законы.
Данное законодательство уголовно-правового блока имеет стратегический характер в обеспечении защиты прав человека и играет важную роль в развитии жизнеспособной государственной системы и современной экономики. С принятием нового законодательства была проведена гуманизация, декриминализация и депенализация уголовного судопроизводства, национальное законодательство в большей степени приблизилось к международным стандартам в сфере прав человека, доступа к правосудию, обозначен отход от старой правовой культуры.
Реализация кодексов и законов предполагает вовлечение в этот процесс целого ряда исполнительных, правоохранительных органов, органов прокуратуры, судов, системы исполнения наказаний, адвокатуры, юридических факультетов высших учебных заведений, а также органов местного самоуправления. Требуется проведение согласованного комплекса мероприятий по внедрению нового законодательства, совершенствованию деятельности судебно-правовых органов, их структурной перестройки, уточнению полномочий, решению целого ряда организационных, нормативно-правовых, финансовых, материально-технических и иных задач.
Недооценка подготовительной деятельности к внедрению кодексов может привести к тому, что названные кодексы в обозначенные законом о их введении в действие сроки могут не вступить. Такая ситуация может отодвинуть прогрессивные идеи, заложенные в новых кодексах, на неопределенный срок и не позволит завершить начатые реформы.
Практическая реализация кодексов уже начата. Правительство движется в обозначенном направлении реформ, проведены некоторые начальные мероприятия. Однако работа ведется медленно и не системно. Уменьшается время на проведение подготовительных мероприятий для вступления кодексов и законов.
Принимаемые исполнительными, правоохранительными, судебными органами меры не дают желаемых результатов из-за отсутствия между ними согласованных действий. Со стороны руководителей министерств и ведомств нет заинтересованного вовлечения и четкого контроля за продвижением реформы, что приводит к попыткам некоторых субъектов законодательной инициативы к изменению концепции новых кодексов, что равносильно возвращению к старому законодательству и практике.
Необходимо установить основными приоритетами реализации нового уголовного законодательства внедрение системы Единого учета преступлений, проступков, нарушений и введение института пробации. Данные системы должны начать функционировать с 1 января 2019 года. Государственные органы, вовлеченные в процесс реализации кодексов, должны быть подготовлены, сотрудники обучены.
Остается проблемной реализация прав человека по получению гарантированной государством юридической помощи как по уголовным, там и гражданским и административным делам.
Учитывая все это, принятый указ главы государства призван дать новый импульс системному продвижению судебно-правовой реформы.
Комментарии
Оставить комментарий