Уже полгода коронавирусная инфекция бушует в Кыргызстане. 18 марта, подтвердились первые случаи заражения, это были прилетевшие из Саудовской Аравии. Вирус начал свой путь по Кыргызстану в Сузакском районе Джалал-Абадской области.
Несмотря на то, что пик пандемии случился намного позже, самым тяжелым в морально плане был первый месяц. Не только в Кыргызстане, но и в мире не было четкого понимая того, как бороться с пандемией, как лечить людей и какие алгоритмы использовать. Страна столкнулась с реальным вызовом, вопросы необходимо было решать оперативно, ведь на кону были человеческие жизни.
Первым было решено ввести режим чрезвычайной ситуации. Так с 22 марта по всей стране был объявлен карантин, большая часть людей оставались дома и по возможности работали удаленно. О таком решении сообщил тогда бывший премьер-министр Кыргызстана Муххамедкалый Абылгазиев.
Помимо этого, в Бишкеке и в областях были введены блокпосты, составлены маршруты передвижения, а гражданам рекомендовалось выходить из дома только в случае крайней необходимости, например, поход в аптеку, за продуктами и так далее. Кроме того, при выходе из дома необходимо было составить маршрутный лист, где надо было указать во сколько человек вышел из дома, куда направляется и во сколько планирует вернуться домой гражданин.
«В плане отражаются сведения о дислокации блокпостов в столице и в областях, определены маршруты доставки товаров первой необходимости и медикаментов, порядок осуществления авиарейсов внутри страны, работы общественного транспорта, продуктовых магазинов и аптек. Каждый руководитель будет нести персональную ответственность за неукоснительное соблюдение режима и бесперебойную работу всех задействованных служб. То же касается и глав органов местного самоуправления, в первую очередь их работы в вопросах обеспечения населения продовольствием. Никаких проблем с поставкой товаров из-за рубежа у нас нет, поэтому, граждане нигде не должны сталкиваться с дефицитом тех или иных продуктов и медикаментов», - отметил тогда Абылгазиев.
Но самым страшным было не это, а созданная паника. За первый месяц распространения инфекции заразилось 506 человек, из них 5 скончались. Этого было достаточно, чтобы население начало бояться. Улицы Бишкека заметно опустели, встречающиеся прохожие носили маски, и не потому, что было такое требование, а из-за страха заболеть. Страх и паника привели к явлению, которое наблюдалось во всем мире, правда немного раньше. Люди готовились к худшему и опустошали полки магазинов, зачастую закупая абсолютно ненужные им товары. Тут же появились спекулянты, которые начали наживаться на простых людях. Однако, власть на это быстро среагировала, и начался мониторинг цен и штрафы для тех, кто пытается наживаться на народе в непростое время.
«Решением Правительства вводится ограничение на повышение цен на 11 видов продуктов питания, таких как мука, сахар, растительное масло и другие. Таким образом, продавцы не могут безосновательно повышать цены и продавать их по желаемой ими цене. Цены будут жестко регулироваться, а в отношении спекулянтов будут приниматься меры в рамках законодательства. За ситуацией на цены на рынках и торговых помещениях тщательно следят соответствующие службы, а также акимы районов и полномочные представители. Мы не допустим того, чтобы отдельные лица наживались на обычных гражданах. Хочу подчеркнуть, что в стране имеется достаточный запас продуктов питания и других товаров первой необходимости. Правительство Кыргызской Республики, совместно с импортерами, продолжает работу по обеспечению бесперебойных поставок в страну продуктов питания и других товаров, которые нужны людям каждый день», - сообщил занимавший на тот момент пост главы Правительства Абылгазиев.
Следующим немаловажным вопросом стало образование. До конца учебного года оставалось 2 месяца, и понятно, что необходимо было думать о будущем. Так, было решено перевести обучение в школах и университетах на удаленке. Дистанционное образование встретилось как родителями, так и учениками двояко. Да, это вынужденная мера, но многие боялись за качество такого образования и его доступность. Например, в отдаленных уголках республики нет доступа к постоянному высокоскоростному интернет-соединению, или банально, не в каждой семье есть умные гаджеты. Тогда было решено, что помимо интернета, уроки будут проводиться по телевизору. Для этого были записаны видео-уроки, составлен план обучения. Студенты в свою очередь, защищали дипломные работы также удаленно.
Летом регулярно обсуждался вопрос нового учебного года, и чем ближе была осень, тем чаще родители спрашивали – как будем учиться? В итоге было решено, что к классической модели образования вернутся ученик 1 и 11 классов. Другие же, продолжат обучение дистанционно, но в случае спокойной эпидемиологической обстановки, есть вероятность, что дети вернутся в школы уже в октябре.
С действительно настоящим вызовом страна столкнулась летом, когда наблюдался пик эпидемии. Если 1 июня было 1817 зараженных, то к середине июля эта цифра выросла до более чем 20 тысяч человек. Ежедневно заражалось более сотни человек, бывали дни, когда цифры доходила и до тысячи. По республике начала оперативно разворачиваться мобильные стационары, так как имеющиеся больницы элементарно не справлялись с потоком больных. Кроме того, начался ажиотаж вокруг лекарств и кислородных концентраторов, которых не хватало. Люди дежурили у аптек ночью, чтобы заполучить заветные медикаменты. Но и тут не обошлось без тех, кто мечтал обогатиться, перепродавая препарата по двойной цене. Кислородные концентраторы постепенно начали заполнять больницы и стационары, а также их покупали и частные лица, которые передавали их в аренду.
Большой вклад в облегчение ситуации внесли волонтеры, которые дежурили круглосуточно. С первых дней неравнодушные начали помогать людям, изначально это были продукты питания и средства первой необходимости. Позже начались закупки лекарств, приготовление обедов для врачей и милиционеров, сбор средств и закупка кислородных концентраторов, транспортировка больных, поиск мест для ночлега для врачей, обучение людей оказанию первой помощи и многое другое. Множество небольших волонтерских организаций объединились в одно движение с целью разделения подопечных и структуризации деятельности. Это сработало крайне эффективно. Каждая из групп волонтеров была ответственна за определенный сектор. Помощь оказывалась не только в Бишкеке и крупных городах, но и в отдаленных регионах. Жители небольших сел просили о необходимых вещах, волонтеры собирали средства, закупали медикаменты или кислородные концентраторы, решали вопросы логистики и доставляли все необходимое адресатам. Деятельности волонтеров заметила и власть. Летом прошло совещания президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова с активистами, где были затронуты наиважнейшие вопросы, волонтеры выступили с критикой и предложениями и как позже заметили, многое из того, о чем просили активисты, было сделано. Помимо этого, поднялся вопрос создания закона о волонтерстве.
К концу лета ситуация начала стабилизироваться. Снизилось количество новых фактов заражения, а также летальных случаев. Стационары начали консервироваться, полученные медицинские аппараты опечатываться. Положение вышло на плато. Однако, многие эксперты говорят о вероятной второй волне, которая может наступить осенью. С приходом сезонных заболеваний, таких как ОРВИ и грипп, ситуация может ухудшиться. Люди могут начать путать симптомы и вновь возрастет нагрузка на медицинские учреждения, вот тогда-то и пригодятся ранее заготовленные и оборудованные стационары.
Если же смотреть на другие страны, то уже сейчас идет подготовка к новой волне пандемии. Некоторые страны возвращают частичный карантин. Из положительных моментов можно отметить то, что врачи уже научились эффективно воздействовать на болезнь и смертность значительно снизилась. Сейчас остается лишь соблюдать основные меры безопасности – избегать людных мест, пользоваться антисептиками и мыть руки.
Глеб Куренев
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий