• 89.01
  • 95.05
  • 0.94
  • 0.2

Узбекистан: Инвестиционная политика и роль Центров госуслуг в ней

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Заместитель директора Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции РУз Нуъмон Мухаммадиев поделился с журналистами о своих размышлениях о приоритетных направлениях инвестиционной политики Узбекистана, о деятельности и задачах вновь созданных Центров государственных услуг в улучшении делового климата в стране.

Привлечение инвестиций считается одним из основных инструментов развития экономики и роста благосостояния народа. В Узбекистане уделяется большое внимание данному вопросу. Даже название текущего года, «Год активных инвестиций и социального развития», определяющего ориентиры, на которые следует равнять курс и в соответствии, с которыми будет разрабатываться государственная программа по развитию страны, говорит о значении, придаваемом улучшению инвестиционного климата.

Основными задачами государственной инвестиционной политики являются создании положительного имиджа Узбекистана как государства, располагающего значительным инвестиционным потенциалом, и использование современных экономических инструментов для стимулирования привлечения инвестиций.

Одну из ключевых ролей в этом процессе играют Центры государственных услуг. Ведь именно с этого места начинает формироваться представление потенциальных инвесторов о выгодном предпринимательском климате. Для его улучшения значительно упрощены процедуры запуска инвестиционных проектов, регистрации субъектов предпринимательства — минимизированы количество предоставляемых документов и срок предоставления услуги, сокращено число различных проверок.

Работы, проводимые сегодня в Узбекистане, не остаются незамеченными влиятельными международными организациями. Широкую известность по оценке качества инвестиционного климата в стране имеет ежегодный отчет Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «DoingBusiness». На протяжении 16 лет данные организации объявляют рейтинг стран с наиболее благоприятным деловым климатом.

В рейтинге 2018 года по индикатору легкости ведения бизнеса Узбекистан занимает 74 место из 190, для сравнения в 2013 году он стоял на 154 строчке из 185. Среди стран Европы и Центральной Азии — 19 из 24 (в 2013 году – 24 место из 24). Данные показатели наглядно демонстрируют огромный рывок, сделанный страной для улучшения деловой среды и повышения инвестиционного потенциала.

Чтобы достичь таких показателей, в стране проделана огромная работа для сокращения сроков оформления документов и их количества. Сокращаются и денежные затраты на их получение. В том числе, этому способствовало и создание нового ведомства — Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции республики.

Можно с уверенностью сказать, что Центры государственных услуг успели стать эффективной точкой контакта граждан с властью. Сегодня по республике их 201 — в каждом районном и городском центре. В них предоставляют около ста госуслуг, в том числе и физическим лицам.

Более 30 услуг предназначены для потенциальных инвесторов в разных отраслях бизнеса. Среди них — регистрация и перерегистрация субъектов предпринимательства, предоставление кадастровых услуг, выдача различных лицензий и разрешительных документов.

Важные задачи по улучшению позиции Узбекистана в рейтинге «Ведение бизнеса» определены соответствующим постановлением главы государства.
Рейтинг «Ведение бизнеса» оценивается в общей сложности по 10 показателям. Самый первый среди них – индикатор регистрации бизнеса.

Всем нам известно, что государственная регистрация в качестве предпринимателя является первым шагом для каждого предпринимателя, начинающего своё дело. В связи с тем, что регистрирующим органом субъектов предпринимательства считаются Центры государственных услуг на местах, задачи по улучшению позиций именно по данному индикатору возложены на Министерство юстиции.

Согласно рейтингу, опубликованному по итогам 2018 года, по индикатору регистрации предпринимателей Узбекистан из 190 стран удостоилась 12-го места. конечно же — хороший показатель. Благодаря созданию специальной автоматизированной системы регистрации предпринимателей, зарегистрировать бизнес в Центрах госуслуг можно всего за 15-20 минут.

Вместе с этим, создана возможность зарегистрировать субъект предпринимательства удалённо, в режиме “онлайн”. К тому же, для стимулирования граждан получать электронные госуслуги, при регистрации бизнеса “онлайн” оплачивается лишь половина государственной пошлины.

Однако, анализ существующего на практике порядка показал, что, не смотря на удобства, созданные при регистрации субъектов предпринимательства, в действительности предприниматели не имели возможности заняться бизнесом полноценно. К примеру, согласно действующего законодательства, предприниматели после их регистрации должны были в установленном порядке изготавливать свои печати и штампы, регистрировать свои счета в коммерческих банках, информировать об этом налоговые и другие органы. Потому постановлением Президента перед Министерством юстиции и Агентством государственных услуг поставлен ряд задач по оптимизации данных процессов.

Так, начиная с 1 марта 2019 года предприниматели смогут открывать свои банковские счета удаленно. Планируется отменить требование проставления печатей и штампов на документах, предоставляемых различным госорганам, соответствующих бланках и формах.

Важно, что теперь субъекты предпринимательства, в том числе и иностранные инвесторы, будут иметь возможность проверить информацию о своих деловых партнерах через специальную электронную систему. На Едином портале интерактивных государственных услуг в открытом доступе будут сведения о зарегистрированных обязательствах, аресте либо иных ограничениях, лизинговых обязательствах. Для реализации этой задачи сегодня Агентством государственных услуг уже запущены необходимые процессы.

Основываясь на передовом опыте британской компании “Компанисхаус” в тестовом режиме запущена открытая платформа для всех предпринимателей. Как результат, сегодня инвесторы и другие субъекты предпринимательства уже имеют возможность в режиме “онлайн” получать необходимую информацию о будущем бизнес-партнёре. Среди них — дата регистрации, размер уставного фонда, данные учредителей.

Кроме этого, ныне в каждом Центре государственных услуг создаются специальные кабинеты для инвесторов. В них налаживается процесс предоставления инвесторам необходимой консультативной и правовой помощи для старта своего бизнеса.

Помимо этого, в каждом Центре государственных услуг организуются специальные зоны для потенциальных инвесторов. Здесь предприниматели могут получить необходимую информацию об услугах, предоставляемых юридическим лицам, льготах и преференциях, особенностях открытия бизнеса в Узбекистане. А в открывшемся недавно Центре госуслугМирзачульского района Джизакской области для этих целей оборудован отдельный кабинет.

Сегодня функционирует портал свободных экономических и малых промышленных зон. Он предоставляет полную информацию на нескольких языках о свободных экономических и малых промышленных зонах страны, об оказываемых инвесторам услугах, о льготах, преимуществах инвестирования, инфраструктуре, географическом месторасположении, а также объектах госсобственности, которые есть на территориях данных зон.

Для удобства предпринимателей при дирекциях данных промышленных зон будут функционировать филиалы Центров госуслуг, где также будет предоставляться необходимая консультативная и правовая помощь.

Проводимые сегодня реформы послужат огромным импульсом в сфере улучшения делового климата и формирования положительного имиджа нашей страны в международном сообществе, выразил надежду Н. Мухаммадиев.

Толонбай Курбанов,
ИАЦ «Кабар»,
Ташкент, 4 марта 2019 г.

Фото - УзА

Комментарии

Оставить комментарий