Менее 10 лет осталось до достижения провозглашенных ООН Целей устойчивого развития, обязательства по реализации которых взяли на себя 193 страны, включая Кыргызстан. Но в последнее время все чаще на глобальном уровне выражаются сомнения в том, что заданный прогресс будет достигнут. Одной из главных причин этого называют изменение климата.
Эксперт по изменению климата и климатической отчетности Александр Темирбеков: Глобальное потепление несет в себе риски для Целей устойчивого развития, которые стоят в Повестке 2030 ООН. Например, первая стратегическая цель – это повсеместное преодоление нищеты во всех ее формах. В силу своей незащищенности при изменении климата страдают именно бедные слои населения, значит, достижение цели будет откладываться. Отсюда и значимость изучения изменений климата и выработка мер по адаптации к этим изменениям. Научным обоснованием изменений климата занимается Межправительственная группа экспертов по изменению климата, которая, в свою очередь, делится на три группы. Первая группа как раз занимается научным обоснованием происходящих процессов. В нашей стране единственным органом, который занимается климатом, является Кыргызгидромет. Он ведет наблюдения, но не имеет достаточного ресурсного и кадрового потенциала, чтобы эти наблюдения анализировать. Главный пробел нашей климатической науки в том, что в стране единичные специалисты могут использовать глобальные виртуальные модели. И в этом задача Правительства Кыргызской Республики по наращиванию климатического, адаптационного потенциала, чтобы наладить систему наблюдений за климатом и его изменениями, чтобы не только хранить исторические ряды, но и моделировать будущее развитие.
— Сегодня при поддержке ПРООН в Кыргызстане разрабатывается Национальный адаптационный план по снижению последствий изменений климата. Какие этапы уже пройдены?
Содиректор Центрально-Азиатского института исследований Земли Болот Молдобеков: Действительно, Национальный адаптационный план в таком масштабе при международной поддержке в данное время активно разрабатывается в Кыргызской Республике. До этого по каждому сектору принимались разные документы, ориентированные на адаптацию к изменению климата. Например, министерством чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики была разработана Концепция комплексной защиты населения и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций на 2018-2030 годы и план по ее реализации, которые напрямую связаны со снижением рисков, в том числе стихийных бедствий, вызванных воздействиями изменения климата.
Текущий проект по разработке Национального адаптационного плана (НАП) для среднесрочного и долгосрочного планирования и реализации адаптационных мер к изменению климата в Кыргызской Республике реализуется по инициативе Кабинета министров при поддержке ПРООН. Он включает несколько фаз. Во-первых, оценку климатических рисков и уязвимости, в рамках которой нужно было подобрать универсальную методологию, которая подходит к специфике нашей страны.
Во-вторых, нужно было сформировать климатические сценарии и оценить риски и уязвимость четырех целевых секторов: сельского хозяйства, здравоохранения, чрезвычайных ситуаций и биоразнообразия, а также пилотных Ошской, Жалал-Абадской и Баткенской областей, которые наиболее уязвимы к изменению климата. Для этой работы была создана техническая группа из ведущих экспертов этих отраслей, перед которыми была поставлена задача разработать решения по адаптации к воздействиям изменения климата.
Работу над НАПом Кыргызстана мы начали с изучения национальных адаптационных планов, принятых другими странами мира, которые представлены в базе данных Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Например, изучили, как такие документы принимались странами Юго-Восточной Азии, Европы, Кавказа, как разрабатывались НАПы для Армении, Таджикистана. Но эти планы не универсальные, они отражают специфику своих регионов, различаются по сценариям климатических изменений. Даже если рассматривать Центральную Азию, на первый взгляд, сценарии для Узбекистана и Таджикистана одинаковые, но Узбекистан не горная страна и факторы уязвимости для него будут другие.
Поэтому нам пришлось изучить огромный объем технической литературы, документов, разработанных международными партнерами по развитию Азиатского банка развития, Всемирного банка, ПРООН, GIZ. Исходя из этого анализа, мы выбирали наиболее приемлемую для Кыргызстана методологию оценки уязвимости, оценки климатических рисков по возможным для республики климатическим сценариям, на основе чего ведется разработка Национального адаптационного плана. В настоящее время мы на стадии формирования сценариев климатических изменений для каждого сектора.
Александр Темирбеков: Наша деятельность в рамках разработки Национального адаптационного плана как раз и состояла в том, чтобы проанализировать уязвимость нашей страны. К сожалению, у нас не хватает не только методологии, но и данных, особенно в части воздействия изменений климата на экономику страны. К примеру, в 2008 году в Нарыне из-за морозов был большой падеж скота, мы сталкиваемся с отсутствием данных у профильных государственных органов. То же самое с засухой, такие данные у нас не отслеживаются на постоянной основе, и исторических записей нет, хотя эти экстремальные явления и есть проявления изменений климата, и, соответственно, требуют к себе внимания для моделирования будущего развития. Сегодня наши ведомства уже много делают, хоть не всегда увязывают свои политики с климатом. Например, усилия по модернизации энергетической системы – это митигация, то есть борьба с изменением климата. Разрабатывая новые СНИПы по сейсмостойкости, ведомства на самом деле делают дома более устойчивыми к проявлениям изменений климата, таким как ураганы. Но нужно идти дальше и интегрировать вопросы изменения климата в процессы планирования социально-экономического развития. Например, принимая планы строительства новых объектов, необходимо анализировать, каким будет воздействие на климат.
Говоря о НАП, отмечу, что в 2013 году были разработаны Приоритетные направления КР по адаптации к изменению климата до 2017 г., где мы столкнулись с аналогичными проблемами по кадровому и ресурсному потенциалу.
— Что из себя будет представлять НАП?
Болот Молдобеков: Национальный адаптационный план – это стратегический документ. В рамках Парижского соглашения все страны, его подписавшие, обязались принимать адаптационные мероприятия по смягчению последствий изменения климата согласно глобальной адаптационной цели, сформулированной в нем. По большому счету, сегодня у каждой страны должно быть два основных документа климатической политики – по адаптации и митигации. Каждая страна имеет свои цели и задачи по устойчивому развитию и обеспечению национальной безопасности. И Национальный адаптационный план является одним из таких стратегических документов. Он будет содержать меры по обеспечению безопасности и уменьшению экономических рисков от негативных воздействий изменения климата. Такие меры будут разработаны по всем целевым секторам и для наиболее уязвимых к изменению климата областей – Баткенской, Жалал-Абадской и Ошской. Кроме, того, отмечу, что разработка НАП важна также с точки зрения последующей капитализации полученных в процессе его подготовки знаний, подходов и инструментов анализа, которые понадобятся при разработке адаптационных планов в будущем.
Александр Темирбеков: НАП, на самом деле, имеет многоцелевой характер. С одной стороны – это важнейший документ национальной климатической политики, а с другой – своеобразный бизнес-план, под который страна сможет мобилизовать ресурсы из международных источников. Но начинать нужно с того, чтобы определить, в чем уязвимость страны, отрасли, отдельных территорий, населенных пунктов, домохозяйств и людей перед изменениями климата, и одновременно нужно повышать уровень понимания проблемы и стоящих перед нами задач. Поскольку НАП имеет характер инвестиционного документа, то, например, жители Ошской, Баткенской и Жалал-Абадской областей, получив областные адаптационные планы, смогут готовить свои локальные проекты, ссылаясь на этот документ и тем самым повышая свои шансы на получение климатического финансирования. Например, через улучшение доступа к питьевой воде и санитарии, или к более качественным медицинским услугам.
Завершение НАПа позволит всем четырем министерствам интегрировать вопросы изменения климата в свои отраслевые планы развития. Более того, после утверждения Национальный адаптационный план и в особенности процесс его разработки станет моделью для очередного раунда адаптационного планирования в будущем, а областные планы можно будет уже сейчас использовать для разработки адаптационных планов других областей.
Как только понимание значимости адаптации к изменению климата будет ассимилировано на всех уровнях – от айыл окмоту до высшего руководства, тогда мы сдвинемся с места. Главное, что важный шаг уже сделан – начата разработка Национального адаптационного плана. Теперь нам нужны практические действия по развитию потенциала, повышению понимания адаптации.
Повышение потенциала включает в себя повышение системного, институционального и индивидуального потенциала. Говоря о системном потенциале, мы говорим о нормативно-правовой базе и аналитических документах. Институциональный уровень – это создание институтов и процессов, механизмов координации и инструментов реализации, а также системы мониторинга, отчетности и оценки. Индивидуальный уровень – это повышение уровня знаний через улучшение программ вузов, в первую очередь, которые готовят кадры для приоритетных секторов. К примеру, по направлению климат и здоровье или климат и агрономия. Именно здравоохранение и сельское хозяйство считаются наиболее климатозависимыми.
Исследование, проведенное в рамках проекта ПРООН по разработке Национального адаптационного плана, позволило оценить потенциал четырех министерств Кыргызской Республики – министерства здравоохранения, министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора, министерства чрезвычайных ситуаций и министерства сельского хозяйства и ирригации. По данным этой оценки, уровень понимания проблематики изменений климата и адаптации к ним у всех министерств недостаточен. Поэтому нужны практические обучающие программы для всех заинтересованных сторон. И, конечно, важно информирование об изменении климата и том воздействии, которое оно оказывает на человека, окружающую среду, бизнес и т.д. Ведь без участия каждого, без вовлечения в климатические действия всех наших соотечественников адаптироваться к изменению климата будет весьма проблематично.
Комментарии
Оставить комментарий