• 87
  • 90.55
  • 0.84
  • 0.17

Ответственное поведение бизнеса: вызовы и возможности для Кыргызстана

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

Уровень осведомленности бизнеса со стандартами ответственного поведения

На сегодня уровень ознакомленности компаний в Кыргызстане со стандартами ответственного поведения является низким.

Бизнес не скрывает, что нуждается в экономических аргументах в диалоге о правах человека. Он хочет понимать экономический эффект соблюдения прав человека. Без линзы экономического эффекта, бизнес воспринимает тему ответственного бизнес поведения как очередное ограничение ведения коммерческой деятельности.

Однако важно донести до бизнеса понимание того, что без обеспечения уважения прав человека в современном мире невозможно устойчивое ведение бизнеса. Выбирая между поведением, которое принесет прибыль, но нарушит права человека, и отказом от такого поведения с невыгодными последствиями для себя, ответственный бизнес делает выбор в пользу второго варианта. Вопреки экономическому аргументу. А лишь потому, что для него важно не ассоциироваться с нарушениями прав человека.

Такое поведение может не приносить выгоды в данный конкретный момент, но является более выгодным в долгой перспективе: компания формирует имидж ответственной компании в сфере прав человека.

Например, иногда компании намного проще использовать сюжет, основанный на гендерных либо национальных стереотипах, в своей рекламной кампании. Такая реклама легче привлекает внимание на рынке. Однако она оказывает негативное влияние на права человека, поскольку способствует утверждению стереотипов в обществе.

Для малого и среднего бизнеса дополнительным барьером также является то, что этот бизнес очень ограничен в ресурсах, чтобы формировать свою осведомленность в сфере прав человека, разрабатывать политики, выявлять риски негативного влияния на права человека в своей деятельности. Однако малый и средний бизнес должен знать, что ожидания в сфере прав человека в отношении таких компаний пропорциональны их способности предпринимать действия по оценке своего влияния на права человека и предупреждению потенциального негативного влияния. Кроме того, государство, гражданское общество и большой бизнес должны предпринимать действия по поддержке малого и среднего бизнеса в формировании ответственного поведения.

Наиболее заметную роль в повышении осведомленности компаний в сфере прав человека играют крупные транснациональные компании. К примеру, локальный бизнес всё чаще сталкивается с тем, что транснациональные компании направляют им соответствующие запросы, что в свою очередь подталкивает локальные компании к разработке соответствующих политик и к тому, чтобы уделять внимание вопросам прав человека.

В качестве таких драйверов ответственного бизнес поведения также могут выступать инвесторы, международные организации, реализующие соответствующие проекты в стране и вовлекающие в участие в проектах компании.

Низкая осведомленность о стандартах ответственного бизнес поведения имеет своим следствием то, что они либо отождествляются с корпоративной социальной ответственностью (благотворительными акциями), либо же воспринимаются бизнесом как ограничение предпринимательской деятельности, навешивание на бизнес дополнительных обременений.

Крупные компании проявляют более ответственное поведение, лучшее понимание законодательных требований в сфере прав человека, осведомленность с международными стандартами в сфере прав человека. Это объясняется несколькими факторами: наличием большего количества человеческих и финансовых ресурсов (некоторые компании направляют работников на обучение, в том числе в вопросах прав человека, выделяют отдельный бюджет для разработки соответствующих политик и т.д.), определенным интересом инвесторов и транснациональных партнеров; желанием удержать работников, уменьшить текучесть кадров; в больших компаниях намного более часто функционируют профсоюзы. Однако это также означает, что большие компании должны поддерживать малый и средний бизнес в их цепочках поставок в повышении знаний в сфере прав человека, разработке политик по правам человека и внедрении механизмов должной осмотрительности. Кроме того, большой бизнес может создавать механизмы жалоб для всей своей цепочки поставок.

Несмотря на многие барьеры, для компаний в Кыргызстане сейчас очень хороший момент для того, чтобы начать проявлять интерес к тематике бизнеса и прав человека, разрабатывать свои политики прав человека. Во-первых, несмотря на всё более высокую популярность этой тематики в мире, она продолжает активно развиваться, нет откровенных лидеров и откровенных аутсайдеров. Кыргызстан и компании, работающие в Кыргызстане, могут стать примером в развитии темы бизнеса и прав человека в Центральной Азии. Компании, которые уже сейчас начнут работать с темой, будут выгодно отличаться от своих конкурентов в глазах инвесторов, партнёров, своих сотрудников, клиентов, общества в целом.

Корпоративные политики в сфере прав человека: как обстоят дела в Кыргызстане

В стране есть лишь единичные примеры разработки корпоративных политик в сфере прав человека. Такие политики, как указывают сами компании, часто разрабатываются путем переписывания соответствующих положений из разнообразных пособий либо опираясь на аналогичный опыт других компаний. При этом компании не проводят внутреннюю оценку влияния своей деятельности на права человека, проблемные моменты (как признаются представители компаний) иногда всплывают совершенно случайно (так, в одной из компаний «случайно обнаружилось», что далеко не все сотрудники могут прочесть политики компании в сфере прав человека, поскольку они написаны на русском языке, которым некоторые из сотрудников не владеют).

Также компании признают, что определяющим в решении разработки корпоративных политик в сфере прав человека является позиция руководства (иногда инициатива исходит от самого руководства, иногда инициативная группа убеждает руководителя / собственника в необходимости / полезности наличия корпоративных политик).

В то же время, постепенно растет интерес компаний к тому, чтобы разрабатывать и внедрять свои политики прав человека. Значительную роль в этом играет B+HR Academy, в рамках которой компании проходят обучение (тренинги) по вопросам бизнеса и прав человека, после которых получают возможность индивидуальных консультаций с экспертами по внедрению корпоративного уважения прав человека с учётом специфики работы конкретной компании. Даже ведущие компании мира рассматривают выявленные у себя пробелы в сфере прав человека как зоны роста, а не неудачи.

Права человека в цепочках поставок

Компании указывают на то, что позволить себе запрашивать какую-либо информацию у поставщиков, направлять им опросники, настаивать на включении в договоры оговорок о соблюдении прав человека могут лишь очень немногие компании. Это компании, которые имеют влияние на свои цепочки поставок. В ситуации, когда сама компания нуждается в том или ином поставщике, она не может ставить ему условие о раскрытии той или иной информации.

Кроме того, наличие в цепочках поставок малых и средних компаний неизбежно ставит вопрос о наличии у них неформальной занятости. С учетом высокого процента неформальной занятости в стране (более 70%), вероятность фактов неформальной занятости является достаточно высокой. Возникает вопрос о том, как должна реагировать компания на сокрытие таких фактов либо в ситуации, когда такие факты выявлены.

Аналогичная ситуация имеет место, когда речь идет о цепочках поставок сельхозпродукции либо продуктов собирательства, где очень высокой является вероятность использования детского труда.

Данные вызовы компаниям Кыргызстана есть смысл рассматривать не как барьеры для внедрения ответственного бизнес поведения, а делать их предметом объединения усилий и построения сотрудничества с другими компаниями, правозащитными организациями, государственными органами.

Данная статья является элементом информационной кампании по продвижению вопросов прав человека в аспекте предпринимательства в Кыргызстане в рамках проекта ПРООН «Бизнес и права человека» (B+HR), при финансовой поддержке Правительства Японии.

Комментарии

Оставить комментарий