Кыргызстан отмечает 31-летие со дня принятия Конституции. 5 мая 1993 года — безусловно историческая дата, важная веха в становлении суверенного государства. В преддверии праздника агентству «Кабар» удалось побеседовать с заместителем председателя Конституционного суда Карыбеком Дуйшеевым. В интервью были затронуты вопросы реформ, адаптации и усовершенствования Основного закона к требованиям нового времени, баланса в распределении властных полномочий, прав и свобод граждан Кыргызстана, а также недопустимости внешнего вмешательства в процесс законотворчества и внутренние дела Кыргызстана.
— Конституция — это не просто атрибут суверенитета, в этом документе заложены главные принципы государственного устройства и распределения власти, определены права и обязанности граждан, обозначены социальные гарантии и ориентиры развития. 5 мая 1993 года Кыргызстан впервые как независимое государство обрел свой Основной закон. Насколько значима эта дата в истории нашей страны?
— Такая дата, как 5 мая 1993 года, имеет огромное значение в истории нашей страны. Это день, когда Кыргызстан впервые принял свою Конституцию как независимое государство после распада Советского Союза. Этот документ стал не только символом суверенитета и независимости нашего государства, но и определил основные принципы государственного устройства, важнейшие права и обязанности граждан, а также социальные гарантии. Конституция стала фундаментом для развития демократии, правового государства и защиты прав и свобод граждан. Ее положения легли в основу формируемого тогда законодательства, заключения международных договоров, проведения реформ во всей системе государственных органов, которые позволили признать нашу страну независимым государством. Поэтому день Конституции с 1993 года открывает новую веху в истории Кыргызстана, отмечающей начало нового этапа в строительстве демократического и правового государства.
— В период становления государственности Конституция Кыргызстана несколько раз претерпевала реформы, в том числе видоизменялись формы правления и государственного устройства. Ранее различные силы предлагали вернуться к варианту 93-го года, которая считалась наиболее сбалансированной. На ваш взгляд, какой вариант был наиболее сбалансированным в плане разделения власти, и отвечает ли требованиям времени Основной закон, действующий сейчас?
— Как судьи Конституционного суда Кыргызской Республики моя задача заключается в анализе законодательства и его соответствия основным принципам государственного устройства, демократии и прав человека. Вопрос о том, какой вариант Конституции был наиболее сбалансированным, является важным и требует объективного рассмотрения. Первая Конституция Кыргызстана 1993 года была разработана в период становления независимости страны и установления демократических институтов. Этот документ, безусловно, имел свою значимость и отразил основные принципы правового государства и гарантии прав граждан.
Однако вопрос о том, является ли редакция Конституции 1993 года наиболее сбалансированным вариантом, подлежит глубокому анализу. С момента принятия первой Конституции прошло много лет, и в этот период страна претерпела значительные изменения как внутри, так и в мировом контексте. Политические, экономические и социальные условия изменились, и, следовательно, необходимо учитывать современные вызовы и требования.
Действующая Конституция, принятая в 2021 году, также отражает опыт и уроки, извлеченные из предыдущих лет функционирования государства. Она стремится обеспечить более четкое разделение властей, укрепить институты государственного управления и обеспечить более эффективную систему правосудия.
Таким образом, ответ на вопрос о том, какой вариант Конституции был наиболее сбалансированным, зависит от контекста и перспектив развития страны. Думаю все варианты имели свои достоинства и недостатки, и важно стремиться к развитию конституционной системы, которая наилучшим образом отвечает интересам и потребностям народа Кыргызстана в современном мире.
— Несмотря на то, что наши принципы четко определены и закреплены в Конституции, нас частенько, особенно в последнее время, критикуют различные иностранные организации. Якобы в нашей республике принимаются законы, противоречащие неким правилам или стандартам. Как Вы относитесь к такой критике, и что говорит Конституция о попытках внешнего вмешательства, в том числе в вопросы законотворчества?
— Рассматривать любую критику, в том числе иностранную, необходимо с точки зрения ее соответствия конституционным нормам и принципам правового государства. Критика иностранными организациями может иногда иметь свою обоснованность, особенно если она основана на фактических нарушениях прав человека или принципов демократии.
Однако важно помнить, что суверенное государство имеет право на самоопределение и самостоятельное развитие своей конституционной системы и законодательства.
Конституция Кыргызстана защищает принцип недопустимости внешнего вмешательства во внутренние дела государства. Она предусматривает, что законы принимаются на основе воли народа, выраженной через свободные выборы и парламентский процесс. Таким образом, хотя критика может быть полезной и стимулировать улучшение законодательства и практики в стране, она не должна противоречить принципам суверенности и самоопределения народа Кыргызстана. Конституция явно защищает страну от неприемлемого вмешательства со стороны иностранных организаций в процесс законотворчества и внутренние дела. Вместо того, чтобы принимать критику как абсолютное правило, мы должны анализировать ее с точки зрения объективности и соответствия национальным интересам и основам конституционного строя.
— Какие изменения произошли в деятельности Конституционного суда за последние годы? Какие задачи ставятся на перспективу?
— Конституционный суд Кыргызской Республики за последние годы претерпел значительные изменения в своей деятельности. В контексте непрерывной эволюции правовой системы страны Суд активно участвовал в рассмотрении конституционных вопросов, включая те, которые имели важное значение для обеспечения прав и свобод граждан, укрепления демократии и правового государства.
Одним из ключевых изменений было усиление роли и власти Конституционного суда в контроле за конституционностью законов и иных нормативных правовых актов. Суд принимал решения, которые имели далеко идущие последствия для общества и государства, определяя границы власти и ответственности различных институтов власти. Вместе с тем Конституционный суд активно развивал судебную практику, осуществляя толкование Конституции и законов страны в соответствии с духом времени и современными потребностями общества. В связи с этим Суд часто ставил перед собой задачу не только обеспечения формальной конституционной легитимности, но и защиты основополагающих ценностей, таких как права человека, принципы справедливости и равенства перед законом.
На перспективу предстоит решение ряда важных задач. В частности, Конституционный суд должен продолжать развивать свою роль как гаранта конституционности, адаптируясь к изменяющимся условиям и вызовам, с которыми сталкивается общество. Также важно углублять механизмы сотрудничества с другими институтами власти и общественными организациями для обеспечения эффективной защиты прав и свобод граждан.
Кроме того, в свете быстрого развития информационных технологий и глобализации Конституционный суд должен активно реагировать на новые вызовы, связанные с цифровизацией общества и защитой данных, обеспечивая соблюдение конституционных принципов в этих областях. В целом важно сохранять и развивать доверие общества к Конституционному суду, что требует от него не только компетентности и независимости, но и прозрачности и ответственности в своей деятельности.
Следует отметить, что Конституционный суд остается верен своим стремлениям к открытости и прозрачности в своей работе. Мероприятия по информированию общественности о деятельности Суда, в том числе через использование современных средств коммуникации, будут продолжены и в будущем. Все слушания Конституционного суда проходят публично и транслируются на официальном сайте и YouTube-канале ведомства.
Конституционный суд выражает решимость продолжить свою миссию в защите конституционных норм и прав граждан, а также готовность к цифровизации судебных процессов с целью повышения эффективности и обеспечения более широкого и удобного доступа граждан к правосудию в условиях современного информационного общества.
— В заключение нашей беседы у Вас есть возможность обратиться к читателям КНИА «Кабар», и не только по поводу сегодняшнего праздника.
— Дорогие читатели КНИА «Кабар»!
Безусловно, Конституция Кыргызской Республики останется неотъемлемым фундаментом стабильного прогресса нашей страны. Конституционный суд Кыргызстана, в свою очередь, будет бескомпромиссно оберегать эту стабильность, непреклонно соблюдая и защищая основные принципы и нормы, закрепленные в нашем Основном законе. Его роль заключается в тщательной проверке законов и нормативных актов на соответствие Конституции, обеспечивая тем самым прямое действие и надежность наших конституционных норм.
Конституция — это основной закон нашей страны, гарантирующий права, свободы и справедливость нашим гражданам. Она является фундаментом нашего государства, определяя принципы и ценности, на которых строится наше общество.
В этот день мы отмечаем не только историческое значение Конституции, но и ее актуальность и важность в нашей жизни сегодня. Пусть она всегда будет олицетворением наших демократических и правовых идеалов, напоминанием о необходимости соблюдения закона и защиты прав каждого человека.
Поздравляю всех с праздником Дня Конституции! Пусть наша Конституция всегда остается крепким фундаментом нашего государства, обеспечивающим мир, стабильность и процветание для всех его граждан.
Беседовал Кирилл Степанюк, ИАЦ «Кабар»
Фото Султана Досалиева и пресс-службы Конституционного суда КР
Комментарии
Оставить комментарий