Государственная регистрационная служба (ГРС) является одной из основных ведомств в стране, которое включает в себя огромный пласт функций, связанных с оказанием государственных услуг для населения. Пожалуй, эта одна из основных причин, почему этот орган считается один из самых коррумпированных. Помимо правоохранительных органов, с коррупцией в ГРС борются и внутри ведомства. Одной из главных достижений в этом направлении - внедрение новых технологий, автоматизация многих процессов, которые дают возможность вести прозрачную работу. Тем не менее, пока полностью искоренить «зло» в ведомстве не удается. Председатель Государственной регистрационной службы Алина Шаикова рассказала в интервью агентству «Кабар», какие новшества внедряются в ГРС, какими будут новые загранпаспорта и почему уволенным по отрицательным мотивам, в том числе за коррупцию, сотрудниками удается возвращаться на работу.
- Расскажите о новой системе регистрации автотранспортных средств?
- С ноября 2018 года мы начали внедрять обновленную версию автоматизированной информационной системы по регистрации автотранспортных средств и водительских удостоверений. Ключевым моментом в этом мероприятии является то, что мы максимально постарались исключить влияние человеческого фактора. То есть сама система запрограммирована таким образом, что определяет весь регламент работы, а не сотрудник. Кроме того, одной из основных причин ввода новой системы является борьба с коррупцией, и внедрение новых информационных технологийкак раз и есть основной инструмент для преодоления коррупционных явлений.
Сейчас новая система на стадии стабилизации, уже есть положительная динамика, точнее статистика. Если в первые 10 дней ноября было зарегистрировано 1 тыс. 868 транспортных средств, то с 20 по 30 ноября цифра достигла уже 10 тыс. 482. Результат налицо. Таким образом, система показала свою жизнеспособность. То же самое по выдаче водительского удостоверения. Со 2 ноября по 10-е было выдано 110 документов, а за последние 10 дней ноября количество выданных документов уже составило 5 тыс. 93.
Далее с декабря по май 2019 годя необходимо провести работу по полному уточнению и восстановлению всех баз данных, оцифровке всех бумажных носителей. Так как миграция данных в новые АИС (автоматизированные информационные системы) выявила неполноту всех учетных данных. Основная причина — это ведение до сего времени картотечного учета, то есть на бумажных носителяхи существование не связанных между собой информационных систем, которые велись в разные периоды. После полной оцифровки и внесения в АИС всех учетных данных и объединения всей информации существовавших в нескольких информационных системах, мы планируем создать современный АвтоЦОН по аналогии с Центрами обслуживания населения, которые в настоящее время функционируют по документированию населения. Новый формат работы АвтоЦОНа будет построен по принципу «Единого окна». Кроме того, планируется оказывать некоторые услуги по регистрации транспортных средств и водительского состава в других подразделениях ГРС по стране. Учитывая, что консульские представительства за рубежом подключены к нашим системам и им передано от ГРС соответствующее оборудование, то при согласовании с МИД мы можем оказывать услуги по выдаче тех же водительских удостоверений нашим соотечественникам, находящимся за границей.
- Год назад были созданы информационные киоски, расскажите, насколько эффективно они работают сегодня?
- Информационные киски продолжают выполнять ранее возложенные на них функции, они в основном касаются регистрации населения. Мы на сегодня добавили еще одну функцию – выписку из кадастровой системы. Это востребованная услуга, так как многие берут потребительские кредиты,а коммерческие банки требуют справку о том, что у них есть недвижимость для залогового обеспечения. Чтобы населению не нужно было ехать в районные центры, мы начали предоставление таких выписок на базе информационных косков. В целом проект успешный, но еще не вышел на рентабельность. Однако надо отметить социальную направленность проекта, доступность госуслуг на местах – в Год развития регионов эта была главная задача.
Необходимо отметить, что в связи с предстоящим акционированием ГП «Кыргызпочтасы» в рамках «Программы приватизации на 2018-2020 годы» сейчас прорабатываются варианты их дальнейшего функционирования. Один из вариантов это передача Информационных киосков ведение создаваемому госучреждению «Калк». Поясню, в настоящее время идет процесспереводаподведомственных подразделений ГРС на принцип самофинансирования. В июле этого года мы внесли проект постановления Правительства о создании единого органа в сфере регистрации автотранспортных средств и водительского состава – Государственное учреждение «Унаа» на базе действующего Департамента и Специализированного центра информационных услуг (СЦИУ). Затем запустили проекты постановлений Правительства о создании Государственных учреждений «Кадастр» и «Калк» также на базе действующих Департаментов при Службе. Для чего это делается? В первую очередь, для того, чтобы мы могли сами развивать свои системы, дальше их совершенствовать. Поэтому, чтобы не зависеть от бюджета, и одновременно облегчить нагрузку на бюджет, мы хотим иметь собственные средства на развитие. Второе, трудно призывать не брать денежные вознаграждения, если у сотрудников низкая зарплата. Предварительные финансовые расчеты показывают, что при таком механизме можно оплачивать более высокую заработную плату. Третья причина, это перевод сотрудников на договорные отношения. Дело в том, что статус госслужащего стал защитным механизмом для отдельных сотрудников, которые были уволены за неблаговидные деяния. Сейчас ГРС участвует в нескольких судебных процессах по восстановлению в должности, где фигурируют, например,сотрудники незаконно документировавшие граждан Кореи, незаконно оформившие земельные участки и т.д. Наглядным примером может служить недавно задержанный начальник Бишкекского РЭО, которого в свое время дважды увольняли, но по решению Верховного суда КР каждый раз восстанавливали.
- Насколько сегодня защищена система изготовления паспортов от подделок?
- Ранее имелись определенные причины, по которым подделка паспортов была возможной. К примеру, когда наши граждане нарушали миграционные порядки в той же России, то их выдворяли из страны и вносили в «черный список» ФМС РФ. Так вот, эти граждане здесь меняли свое имя, ПИН и уезжали обратно уже как другой человек. Сейчас же ПИН выдается всего один раз при рождении, в ГРС эта функция была передана от Соцфонда. И если даже человек меняет имя или фамилию, ПИН у него останется неизменным. Были в прошлом и факты, когда наши граждане теряли в России, Казахстане свои документы и просто передавали деньги родственникам или знакомым для их восстановления. Сейчас эта проблема устранена, паспорт выдается только при личном присутствии гражданина, во время оформления документов камера фиксирует лицо человека, а потом сравнивает его с фотографией, другими биометрическими данными.Создание базы данных и оцифровка архивных документов ЗАГС также минимизирует риски, так как при оформлении паспорта осуществляется автоматическая проверка, а не путем предоставления бумажных документов.
- Расскажите о новых загранпаспортах и когда их начнут выдавать?
- Здесь надо отметить, что наши загранпаспорта не обновлялись с 2006 года, то есть за 12 лет мы не добавили ни одного элемента защиты. С четвертого квартала 2019 года мы планируем выдавать уже биометрические паспорта нового образца, где предусмотрены порядка 40 элементов защиты. Увеличено количество визовых страниц до 50, для лиц часто выезжающих за границу, для основной массы населения предусмотрено 34 страницы. Также основным отличием будет перфорация внутренних страниц и обложки, наличие встроенного чипа и поликарбонатная страница данных, только на ней одной будет размещено около 10 современных защитных элементов. Данные с этой страницы, та же фотография, будут также продублированы разными способами печати на соседние страницы, что исключает возможность подделки. Оборудование нам закупил ПРООН за счет грантовых средств, оно уже установлено и протестировано, программное обеспечение по персонификации Служба разработало самостоятельно, поэтому для данного проекта мы лишь закупаем расходные материалы, то есть бланки с высокой степенью защиты с встроенным чипом.
- Что насчет дизайна?
- Главная фишка состоит в том, что в новом паспорте на внутренних страницах будут присутствовать атрибуты каждой области нашей страны, а также городов Бишкек и Ош. Мы постарались учесть наряду с государственной символикой и культурные объекты, ландшафты, национальные музыкальные инструменты, флору и фауну, а также элементы национальных узоров.
- Один из распространенных видов коррупции в ГРС – земельные махинации. Расскажите о вашей работе по искоренениюэтой проблемы?
- На сегодня районными управлениями госрегистра проводится работа по присвоению персональных идентификационных номеров владельцев всем объектам недвижимости, половину этой работы за это год мы сделали. Эта работа делается не только из-за внутриведомственных потребностей ГРС, но и для усовершенствования системы декларирования, для полноты налогообложения владельцев недвижимости, для успешного функционирования системы межведомственного взаимодействия «Тундук», для облегчения получения банковских услуг населением по залоговому имуществу и т.д.
В конце 90-х годов, когда распределялись земельные доли, при выдаче документов указывались неполные персональные данные, имена и отчества инициалами и др. С тех пор, кто-то уже умер, уехал и т.д. И в данный момент есть большая неразбериха в этом направлении. Поэтому ведётся значительная работа по упорядочиванию имеющихся данных. Эта работа проводится совместно с органами местного самоуправления, Налоговой службой, Соцфондом. В настоящее время во избежание различных махинаций при регистрации ведётся проверка личности и его семейного статуса в онлайн режиме в базах данных паспортов и ЗАГС. Здесь необходимо отметить, что свои силы мы оцениваем адекватно. Наша команда добилась большого прогресса в сфере документирования и использования биометрических данных. Сейчас все усилия сосредоточены на наведении порядка по регистрации автотранспортных средств и водительского удостоверения, следующая на очереди система госрегистра. В 2020 году мы уже запланировали в Плане действий Правительства КР внедрение онлайн регистрации собственности. Но, чтобы реализовать этот проект, надо также провести большую работу по оцифровке и упорядочению баз данных в системе госрегистра.
- Расскажите о борьбе с коррупцией в ведомстве?
- Здесь надо понимать, что силами самого ведомства с этим явлением сложно справиться. В СМИ часто публикуются сообщения правоохранительных органов о возбуждении уголовных дел на сотрудников ГРС, из них лишь 25 процентов дошли до стадии судебного разбирательства. А это значит, что основная масса сотрудников, уличенных в неблаговидных деяниях, продолжает работать в системе ГРС. Должны прийти чистые и порядочные люди, которые хотят и знают, как улучшить систему. Верю, что и сейчас таких людей в нашем ведомстве большинство. Когда наша команда в 2014 году пришла сюда, именно при поддержке этого большинства коллектива ГРС нам удалось вместе подготовиться и провести выборы по новым технологиям. Надо создать условия, чтобы профессионалы пришли к нам, а вовлеченные в нерадивые дела, ушли.
Основной панацеей от коррупции, пусть даже не на все 100%, является внедрение новых технологий и исключение человеческого фактора. Та же электронная очередь позволяет ведь не только упорядочить ожидание граждан, но и увидеть эффективность работы операторов, количество оказанных ими услуг за день. А также сличить количество услуг по электронной очереди и фактическое количество по итогам дня, к примеру, при новых АИС в РЭО фактическое превышение будет означать, что возможно услуги были оказаны через посредников.
Беседовала Мехриниса Сулайманова
Комментарии
Оставить комментарий