• 87
  • 91.29
  • 0.84
  • 0.17

«Ордо» - кыргызская национальная игра

ВИК 2022 0

Читайте и смотрите нас в

В Иссык-Кульской области с 3 по 8 сентября текущего года пройдут II Всемирные игры кочевников. В программе соревнований 23 спортивных дисциплины. КНИА «Кабар» знакомит читателей с особенностями представленных национальных игр стран-участниц.

Ордо - одна из самых распространенных игр кыргызов, дошедших с древних времен до современности. Само слово «ордо» означает «ханская ставка, ханский дворец». Игра воспроизводит бой за захват ставки.

Игра ордо представляла собой некую военную карту, с помощью которой воины обучались тому, как можно победить врага. Нарисованный на земле круг означал территорию государства, и соперниками вырабатывался план сражения. Выбивание хана означало свержение с трона правителя.

В основе игры также лежит умение ведения правильной внутренней политики, что характерно соблюдением осторожности, будучи уже внутри круга, то есть у власти.

Правила национальной игры ордо

В соревнованиях принимают участие 10 человек: 7 игроков, 1 заменяющий игрок, тренер и руководитель команды.

Игра начинается с жеребьевки. Для этого каждый капитан берет по одному левому альчику. Бросая их выше головы, судья определяет команду, которая начнет игру. Начнет игру та команда, чей альчик приземлится стороной «айкүр» или «таа».

Игра длится два часа. Она начинается с торжественного приветствия команд.

Для каждого игрока кладется по пять альчиков, и каждый имеет право на три удара. Если игрок выбивает альчик, то он продолжает свои броски пока не ошибется. В игре нужно правильно наступать на линию круга, во всех случаях носок должен быть направлен в центр круга. Каким томпоем игрок вошел в круг, тем же томпоем он должен продолжать игру. Если игрок при ударах или щелчках нарушил правила, взяв другой томпой, или ошибся, то решением судьи он прекращает игру. Если в ходе игры игроки одной команды выбивают все альчики и хана, то игра передается второй команде. Если, в свою очередь, вторая команда тоже выбивает все альчики и хана, то игра завершается ничьей и начинается заново. Если вторая команда не смогла выбить все альчики и хана, тогда первая команда считается выигравшей, и ей дается «малак». Команда, получившая «малак», не может взять ни один альчик.

Если за отведенное время хан был выбит, и игра должна была начаться заново, то альчики проигрывающей команды считаются следующим образом:

- 5 альчиков - три полных игры;
- 4 альчика - три игры выбиванием;
- 3 альчика - полных две игры;
- 2 альчика - одна игра выбиванием;
- 1 альчик - одна игра.

Игра выбиванием дается только одному игроку.

В командном первенстве занятые места определяются по очкам.

Команда, набравшая наибольшее количество очков, занимает первое место.

Команде, выбившей в течение одного кона все альчики и хана, начисляется 3 очка. За обычную победу по разнице альчиков дается 2 очка. За ничью 1 очко. За проигрыш 0 очков.

Оборудования и инвентарь.

Инструментами игры ордо считаются томпой, альчики и хан. Томпой и альчики должны быть без отсеченных и отломленных частей. Томпой должен выглядеть новым и быть без потертостей.

Для хана можно использовать однокопеечную монету.

У судей должна быть измерительная палка длиной 40 сантиметров, покрашенная с одной стороны красной, с другой - желтой краской.

Комментарии

Оставить комментарий