• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

NYT: Борьба на лошадях. Игра в «альчики». Игра в поло с козлиной тушей. Даешь началу Игр Кочевников!

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Чолпон-Ата, Кыргызстан - Американская команда, которая сыграла в особо жесткую версию поло на III Всемирных играх кочевников, не считает, что данный вид спорта в скором времени войдет в число Олимпийских видов спорта.

А почему бы и нет?

«Потому что мы используем тушу мертвого козла», - говорит Скотт А. Циммерман, капитан американской команды.

Игра кок-бору, в которой используется туша обезглавленного козла, была главной достопримечательностью международных спортивных мероприятий, прошедших на протяжении одной недели в этом месяце в Чолпон-Ате, Кыргызстан.

Другие основные виды состязаний, представленные на III Всемирных Играх кочевников включали игру в кости (альчики или ордо - прим. ред «Кабар»), охоту с помощью беркутов и 17 видов борьбы, в том числе и борьба всадников на лошадях обнаженных до пояса. В этих состязаниях слабый соперник зачастую отчаянно цепляется за шею лошади, под рев толпы на трибунах в ожидании того, что он упадет на землю.

Организаторы надеются возродить кочевые традиции, в особенности народов Центральной Азии, культура которых находилась на грани исчезновения в результате десятилетий советской коллективизации и затем глобализации.

В то время как в соревнованиях приняли участие многие высококлассные спортсмены, пройти квалификацию для участия в спортивных мероприятиях было не трудным: в принципе, любой желающий, зарегистрировавшийся в Интернете, мог принять участие. Например, большая часть делегации Чешской Республики представляла собой группу мужчин-друзей, которые искали развлечения через участие в легких видах спорта.

Для них настоящим открытием явилось ордо или альчики – игра с участием восьмерых игроков, которым необходимо с помощью коровьего альчика выбить двухдюймовые бараньи альчики из большого круга на земле. (Это намного сложнее осуществить, чем это кажется). Однако они вряд ли смогут найти подходящие кости в Чешской Республике для своих тренировок.

И как же они научились играть в эту игру? В общем-то, они просто представили себе как играть в эту игру, по признанию самих чехов, которые уехали домой без каких-либо медалей.

Мероприятия, проходившие на открытом воздухе, проводились в двух изумительных по красоте местах – на ипподроме, построенном специально для Игр на берегу высокогорного соленого озера, окруженного скалистыми вершинами горного хребта Тянь-Шань, и на обширных лугах широкого горного ущелья, где было возведено более 1000 юрт.

На фоне лучников, демонстрировавших мастерство стрельбы верхом на лошадях, и дымчатого аромата мяса, готовящегося на кострах, ущелье, где все это происходило, вызывало чувство присутствия в кочевом лагере из ушедшей эпохи.

После 72 лет, проведенных под коммунистическим правлением и более двух десятилетий после распада Советского Союза, Кыргызстан и его соседи все еще пытаются сформировать свою идентичность.

В то время, как число западных гостей было относительно небольшим, Игры привлекли кыргызских зрителей из всех уголков этой, не имеющей выхода к морю и с преобладающим большинством мусульманского населения страны. Сергей Пономарев специально для The New York Times.

Команда из Монголии (в коричневой форме) и России (в синей), состязаются в спорте, известном как кок-бору, который «намного опаснее американского футбола», как заявил один из болельщиков. Сергей Пономарев специально для The New York Times

Из 37 видов спорта, представленных на Играх, пять состязаний были посвящены стрельбе из лука. Сергей Пономарев специально для The New York Times

«Мы хотим возродить нашу историческую идентичность», - заявил Канат Аманкулов, министр по делам молодежи и спорта Кыргызстана.

Игры также нацелены на создание своего рода брэнда Кыргызстан, путем привлечения туристов в эту бедную, не имеющую выхода к морю, преимущественно мусульманскую страну, с населением около шести миллионов человек.

Акцент на кочевых традициях представляет Кыргызстан как часть более грандиозной тюркской цивилизации и, возможно, что также является важным - помогает противостоять растущему влиянию нетерпимой ваххабитской интерпретации Ислама, прививаемой священнослужителями, прошедшими обучение в Саудовской Аравии.

Игры стартовали на скромном уровне в 2014 году, когда для участия на них прибыло около 600 спортсменов из 19 стран. Третьи Игры кочевников, проводимые раз в два года привлекли 1976 участников, представивших 74 страны мира.

Тщательно проработанная церемонияи открытия с участием 1500 танцоров и другого рода актеров пересказала миф о создании мира с точки зрения кочевников. Вначале была показана первобытная земля, затем появление человека, лошадей, юрт и, следовательно, кочевников, которые породили всех нас. Представление потрясло забитый до отказа 10-тысячный стадион.

Одеяния команд, показанные на параде участников, были как профессиональными, так и импровизированными. Немцы вышли в черных тренировочных костюмах, с парой участников в национальной одежде баварцев и тирольцев, в качестве некоего присутствия их предков, в то время как пакистанцы были одеты в сочетающиеся жилеты и шарфы зеленого цвета.

Другие команды выглядели так, как будто они только что заявились из ближайшего кафе: человек, несший флаг Эстонии был одет в джинсы и белую футболку.
Команда Соединенных Штатов Америки была представлена более чем 50 участниками, многие из которых являлись добровольцами Корпуса мира, работающими в Кыргызстане. Команда США по кок-бору, часть членов которой размахивали своими ковбойскими шляпами, несла флаг Вайоминга, в котором проживает 8 из 10 игроков.

Состязания борцов на лошадях, известные под названием «эр эниш». Сергей Пономарев специально для The New York Times

Будучи артисткой цирка Аида Акматова придумала свой фирменный трюк стрельбы из лука с помощью ног. Она назвала Игры в качестве «ключевого события в моей жизни». Сергей Пономарев специально для The New York Times

Мужчины и беркуты, в момент отдыха в лагере состоящем из 1000 юрт, возведенных специально для Игр. Сергей Пономарев специально для The New York Times

Фото Нью-Йорк Таймс

Игры являются в некоторой степени противоречивыми в Кыргызстане. Критики утверждают, что деньги истраченные на их проведение было бы гораздо лучше использовать на столь необходимое задачи по развитию страны, как например, школы. Вместе с тем, было видно, что местные участники наслаждались мероприятием.

Будучи артисткой цирка 32-летняя Аида Акматова придумала свой фирменный трюк стрельбы из лука с помощью ног. На Играх она также участвовала в соревнованиях стрельбы из лука верхом на лошади.

«Для меня все это является не просто очередным выступлением, а ключевым событием в моей жизни», - сказала она. - Я могу помочь передать нашу культуру, наши традиции следующим поколениям».

Остальная часть мира была привлечена притягательной силой состязаний.
В 2016 году единственным почетным гостем был Стивен Сигал, бывшая звезда Голливуда. В этом году в числе известных гостей были президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.

«Мы происходим отсюда, поэтому мы хотим, чтобы наши отношения стали еще крепче», - сказал 28-летний Вермес Балаз, венгерский кузнец, одетый в кожаные доспехи, которые он изготовил сам. Около десятка таких всадников сопровождали г-на Орбана до его места почетного гостя Игр.

Представление канатоходца. Организаторы Игр надеются возродить кочевые традиции, особенно народов Центральной Азии. Сергей Пономарев специально для The New York Times

Приготовление завтрака в юрточном городке, где жили сезонные кочевники. Сергей Пономарев специально для The New York Times

Венгр, участвующий в соревнованиях по стрельбе из лука верхом на лошади. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан принял участие в играх. Сергей Пономарев специально для The New York Times

В то время как количество западных посетителей остается относительно небольшим, Игры привлекли кыргызов со всей страны, в том числе 27-летнего Улана Субанова, бухгалтера из Бишкека, приехавшего посмотреть на соревнования по кок-бору, которую в конечном итоге выиграла команда его страны.

«Это самая опасная игра на всем свете, и надо обладать бесстрашием для того, чтобы играть в нее», - сказал Субанов. – Она является намного более опасной чем американский футбол».

Грубая, требующая физической силы игра когда-то служила в качестве кыргызского эквивалента Вест-Пойнта, обучая воинов к битве.

Все восемь игроков пытаются подобрать 80-фунтовую (около 35 кг – прим. Ред. «Кабар») тушу козла с земли. Каждая попытка поднять с земли тушу животного сопровождается похожим на регби схватку на лошадях, с ударами плетьми и борьбой.
Любой игрок, которому удается вырвать тушу у своего соперника, скачет на коне по полю для того, чтобы забросить ее в ворота размером с детский бассейн.

Игра США против России стала одним из первых матчей в игре по кок-бору. Учитывая тот факт, что за российскую команду играли в основном игроки кыргызского происхождения, то победа американцев могла бы превзойти шок, вызванный победой США в хоккее под названием «Чудо на льду» на Олимпийских играх 1980 года.

Игроки американской команды, большинство из которых играли впервые в эту игру, испытывали большие затруднения, которые сопровождались рявканием диктора «Ууупс!», каждый раз, когда один из них ронял тушу козла.

В какой-то момент американский игрок Лэдд Хауэлл, приглашенный в команду из-за своего опыта ловли телят на родео, смог вырваться из группы всадников и поскакал к цели. Он бросил тушу в ворота с такой силой, что упал после этого, вызвав бурю смеха на трибунах.

В то время как игра вызывает беспокойство у многих активистов-защитников прав животных, Гаррет Дж. Эдингтон, второй капитан американской команды заявил, что команда приняла участие в играх не для того, чтобы оспаривать местные традиции. «Это часть культуры, которую мы здесь осваиваем», - сказал он, добавив, что команда-победительница получает право на то, чтобы съесть козла.

Посол Великобритании в Кыргызстане Робин Орд-Смит был в некоторой степени озадачен в отношении того, каким образом его страна смогла бы участвовать в Играх. «Мы в действительности не имеем кочевников», - сказал он. Затем, его осенила идея: «Унас есть шотландцы!»

Эксцетричные виды спорта, включающие испытания силы, умения и ловкости? В наличии. Экзотическая национальная одежда? В наличии. Племена? Кланы! Таким образом, он привез четырех мужчин в шотландских юбках для демонстрации Игр горцев, включающих бросание бревен, которое заключается в бросании эквивалента телефонного столба с одного из его концов через другой.

В то время как нет пока никаких признаков того, что бросание бревна войдет в список официальных видов спорта в ближайшее время, Игры кочевников получают популярность за пределами Кыргызстана. Следующие Всемирные Игры кочевников пройдут в Турции в 2020 году.

«В глобализированном мире люди забывают свою культуру, то, что их отделяет друг от друга», - сказал г-н Субанов, приезжий бухгалтер. – Представляется более интересным жить в мире с разными народами, разными культурами. Нет ничего хорошего в том, если весь мир превратится в Нью-Йорк».


Участники, отдыхающие в ущелье Кырчын, где прошло множество событий. Сергей Пономарев специально для The New York Times

New York Times

Нил МакФаркуа

Перевод - ИАЦ «Кабар»

Первоисточник: www.nytimes.com/2018/09/15/world/asia/kyrgyzstan-world-nomad-games.html?

Комментарии

Оставить комментарий