Частью 4 статьи 8 проекта Конституции предлагается установить, что политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения обеспечивают прозрачность своей финансовой и хозяйственной деятельности.
Данная норма направлена на установление дополнительной отчетности для некоммерческих организаций, включая необходимость предоставления информации о своей служебной деятельности, об источниках доходов, расходах, численности и составе работников, об оплате их труда. Внесение указанных изменений в проект Конституции позволит устанавливать на законодательном уровне механизмы государственного регулирования за деятельностью политических партий и других общественных объединений.
Никому не секрет, что количество НКО в КР превышает всевозможные предполагаемые цифры. Их количество на сегодняшний день превышает 30000. НКО в Кыргызстане на протяжении многих лет скрытно, а порою и открыто, вмешивались во внутриполитические процессы с целью повлиять на ход этих процессов в нужную им сторону. Каждая НКО пытается лоббировать свои интересы, а точнее интересы своих менторов. Эти интересы не всегда совпадают с интересами нашего государства, а иногда могут явно противоречить им. Поэтому, транспарентность в их деятельности в целом, и в финансовой части, в частности является архиважным на сегодняшний день.
Это касается также деятельности политических партий, количество которых в Кыргызстане превышает двести партий. Всем известно, что за последние два созыва по партийным спискам в Жогорку Кенеш приходили только очень состоятельные люди. Не сильно выделяясь в профессиональном плане, эти люди известны только тем, что обладают огромными активами. Каким образом сформирован этот капитал требует тщательной проверки и обнародования в конце концов.
Согласно международным стандартам и закона «О политических партиях» (Статья 16) запрещено финансирование деятельности партий иностранными государствами, зарубежными партиями, а также юридическими и физическими лицами иностранных государств. Эта норма введена в международной практике, чтобы избежать влияния на политические процессы, как например, выборы в высшие органы власти.
Также согласно требованию №8 ФАТФ (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), подпункт с), статьи 8.1 «страны должны проанализировать достаточность мер, в т.ч. законов и нормативно-правовых актов, которые касаются тех НКО, которые могут использоваться для поддержки финансирования терроризма, чтобы быть в состоянии предпринять пропорциональные и эффективные меры, позволяющие устранить выявленные риски».
На основе вышеуказанного, эта новая вводимая норма является крайне необходимой.
Алмаз Ибраев, канд. политических наук, независимый эксперт
Комментарии
Оставить комментарий