Негаснущее пламя фарфоровой печи - цзиндэчжэньский фарфор на Шелковом пути

В мире 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 17.05.23. /Кабар/. Под светом витрины Музея императорской печи в Цзиндэчжэне /пров. Цзянси, Восточный Китай/ бело-голубая фарфоровая тарелка излучает бело-голубой блеск. В центре изделия - узоры, имитирующие виноградную лозу и прорисованные очень детально. Именно эта тарелка, изготовленная около 600 лет назад во время правления под девизом Сюаньдэ династии Мин, привлекла внимание Шовката Шамуратова, студента из Узбекистана.

"Такие /орнаменты/ очень распространены у меня дома!", - сказал Ш.Шамуратов, увидев знакомые узоры.

В Музее императорской печи сохранилось много следов культуры Центральной Азии, и ход времени можно четко проследить по фарфоровым изделиям.

Под звон верблюжьих колокольчиков караваны с экзотическими товарами шли в Китай. Виноград, характерная для Центральной Азии культура, пустил корни и на китайской земле. Благодаря восхитительному вкусу императорская семья считала его ценным экзотическим фруктом. Распространенный в Центральной Азии узор "виноградная лоза" также был завезен в Китай и широко использовался при производстве фарфоровых изделий.

Цзиндэчжэнь -- столица фарфора с тысячелетней историей. Обнаруженный при раскопках фарфор, например, с таким виноградным узором, свидетельствует о тесных обменах между Китаем и Центральной Азией. Во времена династии Мин мореплаватель Чжэн Хэ отправился на Запад, чтобы отвезти большое количество китайского фарфора в Центральную, Южную и Западную Азию, а также в Северную Африку. Возвращаясь обратно в Китай, он привозил с собой изделия из заморских земель, встречающихся на его пути.

"С точки зрения орнамента, типа и способа изготовления цзиндэчжэньский фарфор имеет следы центральноазиатского влияния", -- рассказал Вэн Яньцзюнь, директор Музея императорской печи в Цзиндэчжэне.

Кувшин с белой глазурью, восстановленный из осколков, заставил Ш. Шамуратова остановиться. На изделии был орнамент -- нарисованные по кругу на горлышке рога ."Тарелки в Узбекистане, большие и маленькие, часто имеют такую роспись", -- сказал он, показывая фотографии чайного сервиза, украшенного такой росписью, у себя дома. Он рассказал журналистам, что узор с рогами является традиционным орнаментом кочевых народов Центральной Азии. На местных монетах или логотипах компаний такой узор встречается очень часто. Орнамент в виде банановых листьев на горловине кувшина и узор в виде вьющейся травы на ручке также распространены в Центральной Азии.

Вэн Яньцзюнь рассказал Ш. Шамуратову, что в дополнение к декоративному оформлению типы керамических изделий также свидетельствуют о тесных связях между Китаем и Центральной Азией.

"Носик у этого чайника квадратный, а не традиционный для Китая круглый. Императорские фарфоровые мастерские того времени позаимствовали это из Центральной Азии", -- говорит Вэн Яньцзюнь. Он берет еще один сосуд для вина и рассказывает, что во времена династии Мин Цзиндэчжэнь, главный производитель бело-голубого фарфора, выпускал большое количество изделий в исламском стиле, таких как тарелки "линхуа", большие приплюснутые чайники и вазы "баоюэ", которые очень похожи на изделия из золота и серебра, глиняную и стеклянную посуду из исламского мира.

Шелковому пути уже много веков, связи между Китаем и Центральной Азией в области керамики и фарфора поддерживаются и в наши дни. "С тех пор, как в 2013 году Китай выдвинул инициативу "Пояс и путь", он развернул сотрудничество с нашей страной в области древней археологии, и оно успешно развивается", -- заявил археолог, научный сотрудник Института истории и культурного наследия Национальной академии наук Кыргызстана Валерий Кольченко.

В Национальный исторический музей Кыргызстана однажды поступила цзиндэчжэньская бело-голубая фарфоровая ваза, обнаруженная на территории страны. Как рассказал научный сотрудник Национального института стратегических исследований при президенте Кыргызской Республики Шерадил Бактыгулов, в 1980-х годах этот предмет был обнаружен в селе Новопокровка под Бишкеком. Кыргызские и китайские археологи смогли с достаточной степенью достоверности подтвердить, что ваза изготовлена во времена династии Сун.

"Фарфоровые связи" между Цзиндэчжэнем и Центральной Азией находят отражение не только в археологическом сотрудничестве, но и в обменах между странами.

Недавно автоконтейнеровоз доставил из Цзиндэчжэня за границу 175 изысканных керамических изделий на сумму 805 тыс. юаней. Это первая партия товаров, официально экспортированная в пилотном режиме рыночных закупок с момента его утверждения в Цзиндэчжэне.

Как заявил начальник таможни Цзиндэчжэня Лю Чжао, удобное таможенное оформление товаров свидетельствует о том, что мелкие торговцы керамикой в Цзиндэчжэне смогут легче заниматься экспортными операциями в будущем, открывая для города новый логистический канал и ускоренными темпами продвигая культуру керамики в мире.

Цзиндэчжэньский фарфор на протяжении веков способствовал укреплению дружбы Китая с зарубежными странами и продолжает делать это в наши дни. Во времена династии Мин послы из стран Центральной Азии часто дарили Китаю изделия из металла, а в императорских мастерских делали фарфоровые изделия такой же формы, чтобы вручить союзникам. Цзиндэчжэньский фарфор по-прежнему часто появляется на важных дипломатических мероприятиях.

"Фарфор был одним из самых желанных подарков для двора и знати. Он также является символом культурной интеграции людей со всего мира. Он свидетельствует об истории взаимосвязи всех вещей в мире, а также связывает будущие судьбы всех народов мира", - отметил Ш. Бактыгулов.

Источник Синьхуа

Комментарии

Оставить комментарий