Всемирный день борьбы с туберкулезом отмечается по решению Всемирной организации здравоохранения ежегодно 24 марта. На сегодня по Кыргызстану насчитывается порядка 5 тыс 600 больных туберкулезом. Все, стоящие на учете, получают лечение на бесплатной основе за счет финансирования Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) при Правительстве КР и донорских организаций. О работе механизмов финансирования и его уязвимых сторонах в интервью агентству «Кабар» рассказал директор ФОМС Марат Калиев.
- Какой общий объем финансирования для больных туберкулезом? Куда именно направляются эти средства?
- Деньги на борьбу с туберкулезом направляются на стационарный и первичный секторы здравоохранения. На сегодняшний день у нас 24 туберкулезных организаций здравоохранения стационарного вида, и общий объем финансирования составляет 725 млн сомов. Кроме того, мы отдельно запланировали мероприятия, связанные с финансированием амбулаторных случаев. Наша новая система позволяет получать больным услуги на дому.
- Какая сумма из этих средств рассчитана на каждого пациента?
- Это зависит от диагноза пациента. По нашей классификации есть 12 вариантов финансирования. В среднем туберкулезные больные с чувствительными формами лежат около 60 дней, и стоимость за каждый случай чувствительной формы начинается где-то от 50-60 тысяч до 100-120 тысяч сомов. А у устойчивых форм затрат значительно больше, потому что там продолжительность лечения занимает длительный срок.
- Выделяемые средства полностью покрывают потребность больных в медикаментах?
- Препараты второго ряда очень дорогие, и они на сегодняшний день не покрываются государством, а покрываются донорскими организациями. По спецсредствам донорская помощь оценивается порядка в 150 млн сомов.
- Это все касается стационарного лечения. Вы сказали, что внедряете методы амбулаторного лечения. Для таких случаев сколько составляют затраты на каждого больного?
- Мы при поддержке проекта «Победим туберкулез» проработали систему лечения на амбулаторном уровне, и уже внедрили ее на пилотной основе в Таласской и Чуйской областях, а также в Кара-Сууйском районе Ошской области. Для этого финансирование направляется в центры семейной медицины по стоимости 12 тысяч за законченный случай и 24 тысячи за устойчивый случай туберкулеза.
- Что показала практика: какой из методов лечения наиболее эффективный?
- Система амбулаторного лечения внедрена с ноября 2017 года. Процесс показал, что можно лечить больного, не отрывая его от семьи и дома. При этом есть возможность для стимулирования медперсонала, потому что он не очень заинтересован заниматься таким тяжелым контингентом больных. Но когда мы начали финансирование, это их мотивировало и заинтересовало. Интерес появился к тому, чтобы довести больного до выздоровления.
Если таких случаев амбулаторного лечения мы увеличим, то у нас показатели заболеваемости должны резко пойти вниз. У нас ожидания от этого очень высокие. Но для выводов и анализов нам понадобится где-то пару лет. Мы сейчас работаем в пилотных областях, где-то к концу года мы будем оценивать ситуацию. А в 2019 году мы будем думать о внедрении этого подхода по республике.
- Есть ли плюсы для пациента в прохождении амбулаторного лечения?
- Наша цель обеспечить пациентов лекарствами, услугами и дать им возможность лечиться, не отрываясь от семьи и дома. Особенно в сельских регионах есть хозяйства, обязательства перед семьей, некоторые продолжают работать. В целом эти люди могут не отрываться от привычной среды, потому что с момента начала лечения противотуберкулезными препаратами они не представляют опасности для окружающих.
- Достаточно ли у нас по стране специалистов по фтизиатрии, чтобы переводить больных туберкулезом на лечение на дому?
- На сегодняшний день модернизация наших центров семейной медицины идет в позитивном направлении. У нас на всю республику примерно 5 тыс 600 больных и около 70 центров семейной медицины. В крупных центрах, как правило, фтизиатры всегда есть, а в небольших - либо есть, либо эту функцию выполняет другой врач по совместительству. Но у нас в каждой области есть центры по борьбе с туберкулезом. Когда пациент попадает в эту систему, то не важно, есть ли фтизиатр, или нет. Мы должны помочь ему определить схему лечения. Он не должен быть потерян для системы и для туберкулезной службы. Для этого необходимо проводить обучение специалистов не только из числа фтизиатров, но и семейных врачей, и медицинских сестер.
- Как давно вы работаете по туберкулезным заболеваниям? С какими сложностями вам пришлось столкнуться при выстраивании действующей системы помощи пациентам?
- Наша организация в Кыргызстане существует уже более 20 лет, но по туберкулезу мы ведем работу только в последние пять лет. В 2012 году он был внедрен в систему единого плательщика, то есть в систему обязательного медицинского страхования. Отсюда начались финансовые реформы. Раньше туберкулезные организации финансировались по принципу: сколько коек – столько и денег. Самое главное было – построить больницу, расположить койки, определить штат и финансировать на количество врачей и количество затрат на эту больницу.
- То есть больницы работали на конкуренцию, и велась борьба за пациентов?
- Косвенно это можно назвать конкуренцией. Борьба здесь идет за пациента больным туберкулезом. Со временем стало известно, что даже если койки в этих больницах пустуют, мы все равно производим финансирование. Тогда мы эту систему перевели на систему пролеченного случая. Больницы, которые много лечат, получают больше финансирования с государственного бюджета. Больницы, которые меньше обслуживают, и где количество больных сокращается, должны подвергаться изменению своей структуры, чтобы не поглощать деньги, которые должны пойти на пациента.
- Насколько успешно строится эта новая система?
- Мы эту систему потихоньку строим. Когда туберкулезные организации вошли в нашу систему, их было 29, а сейчас их 24. Мы не говорим, что вылечили всех больных. Сокращенные пять организаций были именно теми организациями, которые практически пустовали, где деньги уходили не на пациента, а на заработную плату, содержание, коммунальные услуги – те расходы, где борьба с туберкулезом неэффективная.
- Можно сказать, что перевод пациентов на амбулаторное лечение поможет искоренить и такие «теневые» факторы?
- Да, мы должны все-таки идти к тому, что амбулаторное лечение пациентов более приближено к пациенту, чем стационар. Стационары у нас находятся в крупных городах, а люди болеют туберкулезом по всему Кыргызстану. Человеку не хочется покидать свой дом, и ему хочется в этом помочь. Только в тяжелых случаях, когда у него есть устойчивость и осложнения, мы должны настаивать на стационарном лечении.
Но если эти случаи можно лечить дома, в условиях, когда его семейный врач, врач-фтизиатр могут наблюдать и бесплатно давать лекарства. В период лечения при этом пациенту и его семье при этом оказывается еще и социальная поддержка, потому у него уменьшается трудоспособность.
Беседовала Нуркыз Сабырова
Комментарии
Оставить комментарий