Бишкек, 23.05.22. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство внутренних дел КР выносит на общественное обсуждение законопроект «О внесении изменений в Закон «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике».
Согласно справке обоснованию, настоящий законопроект разработан во исполнение Указа президента «О неотложных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике» от 7 декабря 2021 года № 548, которым кабмину было поручено в установленном порядке внести на рассмотрение Жогорку Кенеша проекты законов, вытекающих из реализации вышеназванного Указа.
Так, абзацем пятым пункта 2 вышеотмеченного Указа было предусмотрено введение лицензирования пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом с передачей функций лицензирования МВД.
В этой связи Министерством внутренних дел был подготовлен настоящий проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республики» в части введения лицензирования деятельности легковых такси путем исключения из пункта 12 части 2 статьи 5 и пункта 17 части 1 статьи 15 слова «(кроме легковых такси)».
Таким образом, исключение вышеуказанных слов обеспечит введение лицензирования на деятельность по перевозке пассажиров легковым автомобильным транспортом (такси).
При этом необходимо отметить, что в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте», автомобильный перевозчик (далее - перевозчик) – юридическое или физическое лицо, владеющее автомобильным транспортным средством и территорией, производственно-техническим комплексом для хранения, ремонта автотранспортных средств на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа, зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности и имеющее на это соответствующее разрешение (лицензию).
В соответствии с Законом «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» лицензированию подлежат пассажирские перевозки автомобильным транспортом (за исключением легковых такси). То есть по действующему законодательству деятельность легковых такси государственными органами не регулируется, а также не контролируется соблюдение ими законодательства в сфере транспорта.
В этой связи введение лицензирования позволит решить вопросы координации и регулирования работы в автотранспортной отрасли, осуществления взаимосвязи между перевозчиками и государством, допуска на рынок транспортных услуг профессиональных и компетентных перевозчиков, контроля над соблюдением перевозчиками транспортного, лицензионного и иного законодательства и принятия мер воздействия на нарушителей. Кроме этого, через механизм лицензирования удастся проводить и реализовать государственную политику в сфере перевозок автомобильным транспортом.
В то же время необходимо отметить, что до отмены лицензирования деятельности по перевозке пассажиров легковым автомобильным транспортом в 2009 году, деятельность легковых такси автомобильным транспортом лицензировались с 1994 года.
Предлагаемое нововведение экономически незначительно повлияет на деятельность предпринимателей-перевозчиков, поскольку цель регулирования заключается в обеспечении безопасности перевозок пассажиров, а не извлечение прибыли. Вместе с тем в настоящее время стоимость лицензии составляет на год всего 500 сомов или 6 долларов США, например, для сравнения, стоимость лицензии на право выполнения таксомоторных перевозок одним автомобилем в Канаде составляет на один год около 4800 долларов, а при бессрочном пользовании – около 55 тыс. долларов.
На сегодняшний день по действующему законодательству, лица, занимающиеся частным извозом граждан, работают на основе добровольного патента, приобретенного в государственной налоговой службе при Министерстве финансов. При этом никаких обязательств и требований для получения патента на индивидуальную деятельность в виде частного извоза граждан не устанавливается, в связи с чем все лица, имеющие в пользовании автотранспорт, могут позволить себе заниматься перевозками пассажиров.
В то же время указанными лицами не соблюдаются требования, предусмотренные в Законе Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте» и Правилах перевозки пассажиров автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 сентября 2013 года № 519, в части обеспечения безопасности перевозок пассажиров.
В настоящее время из-за отсутствия государственного регулирования работы легковых такси созданы неравные конкурентные условия в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Поступают многочисленные обращения перевозчиков и ассоциаций пассажирских автоперевозчиков республики, чтобы государство создало равные конкурентные условия на рынке транспортных услуг, между перевозчиками пассажиров автобусами (микроавтобусами) и легковыми такси.
Так, в последнее время водители легковых автомобилей, так называемых «минивэнов», занимаются деятельностью по перевозке пассажиров на регулярной основе, и их количество с каждым днем растет.
Таким образом, создавая неравную конкуренцию водителям автобусов, поскольку деятельность водителей минивэнов не подлежит государственному регулированию, ими также не соблюдаются требования, предъявляемые по обеспечению безопасности пассажирских перевозок (квалификационные и технические требования, соблюдения режима труда и отдыха и др.). Данное преимущественное положение минивэнов привело к тому, что многие водители продают свои автобусы (микроавтобусы) и вместо них покупают минивэны, из-за чего многие автобусные маршруты, обслуживающие населенные пункты в регионах, находятся на стадии закрытия, что негативно отражается в транспортном обслуживании социально уязвимого слоя населения.
Введение лицензирования перевозки пассажиров легковыми такси обяжет водителей выполнению требований транспортного законодательства, позволит обеспечить безопасность перевозки пассажиров и даст возможность проводить надлежащую работу по государственному регулированию процесса перевозок пассажиров в целом, в комплексе с остальными видами пассажирского транспорта.
Комментарии
Оставить комментарий