Конец января 2018 года запомнится жителям Бишкека надолго. Наверное, ещё никогда в квартирах горожан не было так холодно. Всему виной не аномальные морозы, а авария на теплоэлектроцентрали столицы. Но как же так? Ведь буквально за полгода до аварии завершилась крупная и дорогая модернизация. А ещё через пару месяцев комиссия рапортовала о готовности оборудования к зимнему периоду.
16 февраля того же года уже новый директор ТЭЦ Андрей Воропаев рассказал, что причиной аварии стала нехватка воды. Планировалось увеличить температуру подаваемого тепла в дома бишкекчан. Вся процедура подготовки оборудования должна была занять около 4 часов, однако к концу процедуры и случился сбой.
«Котлы взяли большую нагрузку, и для этого требовалось больше воды. После чего было развернуто оборудование, которое нам было необходимо. Запуск был 26 января в 14.00, на весь процесс требуется 4 часа, то есть к 18:00 все должно было завершиться. Котлы начали выходить из строя примерно в 17:40. Решение о развороте оборудования принимает начальник смены химического цеха и начальник смены станции», – сказал тогда Воропаев.
19 февраля на заседании правительства были озвучены причины аварии. Комиссия по расследованию заключила, что к аварии привели:
- Несогласованность действий оперативного персонала;
- Недостаточное количество воды в баках;
- недостаточная подготовка к ОЗП;
- Задержка включения дополнительного блока;
- Непринятие мер 24-25 к резкому понижению температуры.
Помимо этого, неоднократно озвучивалось и то, что причиной аварии послужила нехватка химического цеха, который не был построен в ходе модернизации. Но заместитель Национального энергохолдинга Нурлан Садыков сообщил, что даже когда на ТЭЦ работали 5 котлоагрегатов, мощности старого химического цеха вполне хватало.
Через несколько дней после происшествия на ТЭЦ проверки начали ГКНБ и ГСБЭП. Рассматривалось множество версий, разговоры заходили даже о диверсии. В итоге были возбуждены уголовные дела по статьям «Халатность» и «Коррупция». Чиновников различного калибра начали приглашать на допросы в ГКНБ. Среди приглашенных значился и бывший премьер-министр Сапар Исаков. Изначально экс-премьер проходил в деле по ТЭЦ в качестве свидетеля. Но 29 мая 2018 года в ходе расследуемого уголовного дела Исакову было предъявлено обвинение по статье 303 часть 1 (коррупция), была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. 5 июня мера пресечения Исакова была изменена на содержание в СИЗО ГКНБ до окончания следствия.
5 июня, помимо Исакова, были задержаны бывший мэр Бишкека Кубанычбек Кулматов и депутат ЖК Осмонбек Артыкбаев. Всем им, как и Исакову, были предъявлены обвинения по 303 статье.
Исаков был обвинен в том, что в 2013 году будучи заведующим отделом внешней политики в ранге заместителя Руководителя Аппарата Президента КР при реализации проекта «Модернизация ТЭЦ Бишкека», используя свое политическое положение, путем совершения организованных, заранее спланированных действий вместе с группой лиц, пролоббировал интересы иностранной компании во время конкурсного отбора подрядчика, в результате чего интересам государства и общества был причинен ущерб в особо крупном размере.
Кубанычбек Кулматов, вступив в сговор и заключив без конкурсного отбора договор с руководителем ОсОО «Альто Групп», добился от китайской компании перечисления 1 млн. долларов США напрямую на счет указанной частной компании. Также из городского бюджета было выделено дополнительно свыше 100 млн. сомов для завершения строительства школы в «Калыс-Ордо»», - сообщили в ГКНБ.
Также в ходе следствия ГКНБ выяснило, что Исаков был замешан и в других коррупционных схемах. Так Исакову было предъявлено ещё одно обвинение по статье 303, на этот раз связанное с капитальным ремонтом исторического музея.
В начале 2019 года следствие, связанное с коррупцией при модернизации столичной ТЭЦ, было завершено. ГКНБ было установлено, что ряд должностных лиц во главе с Исаковым, используя свои полномочия, заключили невыгодный контракт. Тем самым государству был нанесен ущерб на сумму более 111 млн. сомов. По данным ведомства, реальная стоимость модернизации теплоэлектроцентрали Бишкека 275 млн. долларов.
«В феврале 2010 года при участии руководителя службы коммуникаций ЦАРИИ С.Исакова на совещании в ЦАРИИ были рассмотрены варианты реконструкции (модернизации) ТЭЦ г.Бишкек, предложенные Всемирным банком, стоимостью 150 млн. долларов США и компанией «ТВЕА», стоимостью 200 млн. долларов США. По результатам совещания принято решение – признать предложение компании «ТВЕА» по реконструкции (модернизации) ТЭЦ г.Бишкек не соответствующим интересам Кыргызстана ввиду его высокой стоимости, технических и технологических недостатков», - сообщили в ГКНБ.
И несмотря на то, что даже генеральный прокурор Откурбек Джамшитов отмечает, что именно Исаков - главный виновный в деле по ТЭЦ, остаются те, кто пытаются размыть ситуацию. Так, депутат Ирина Карамушкина заявила, что отвечать за аварию на ТЭЦ должны и представители парламента. На что депутат ЖК Каныбек Иманалиев ответил, что в таком случае необходимо ежегодно арестовывать спикера.
«Если следовать логике Ирины Юрьевны, то надо каждый год арестовывать спикера парламента. Потому что мы утвердили республиканский бюджет на 156 млрд. сомов. А после эти деньги распределяются по министерствам, школам и дорогам. А потом их разворовывают, как это было при строительстве ипподрома, исторического музея, в онкологической больнице. Открыто съедают. И что, за это спикер отвечает? Далее, по ее логике, тогда нужно арестовать 120 депутатов. Потому что мы подписали 46 соглашений на 1 млрд. 965 млн. долларов. Кто даст гарантии, что оттуда деньги не съедят? Но за это должны ответить не парламентарии, а тендерная комиссия, министерства», - заявил Иманалиев.
Депутаты намерены наказать виновных. Экс-спикер парламента Асылбек Жээнбеков заявил, что кто бы ни был виноват, он должен ответить за аварию на теплоэлектроцентрали.
«И когда парламент одобрил проект по модернизации на ТЭЦ Бишкека, парламент поверил и поддержал руководство страны. Если остановиться на истории, то 16 июля 2013 года контрактное соглашение подписывает правительство. Нам, парламенту, в рамках этого контракта проект кредитного соглашения приходит в сентябре того года. И как нам сказали, этот проект нужно рассмотреть в короткие сроки и что это соглашение нужно стране. Вы сами знаете, кто попросил ускорить рассмотрение. Мы верили им. А что в итоге случилось?! В итоге построена только одна школа в Бишкеке и туда же потратили еще 104 млн. сомов из бюджета. И то построили некачественно. Воры должны ответить, как думаете? Хочу отметить, что Жогорку Кенеш не нарушил законы и выполняет свои обязанности и продолжает это делать. Все верили в хорошие намерения, в первую очередь, народ. Мы тоже не знали, что так получится. Бог послал такие холода в прошлую зиму -25, -30 и все последствия вышли наружу. В итоге парламент создал Комиссию по изучению причин аварии на ТЭЦ. Это мы решили до конца довести разбирательства по аварии. Но и тогда правительство предлагало нам просто включить депутатов в Межведомственную комиссию и закончить на этом. Тогда депутаты не согласились с этим предложением. У нас были подозрения, что там было хищение, и мы решили довести дело до конца», - сказал Жээнбеков.
Также в ходе заседания парламента депутат Кожобек Рыспаев отметил, что для модернизации ТЭЦ не было технико-экономического обоснования. Но депутатов никто не слышал. На предложение депутата проверить законность модернизации, по словам Рыспаева, разгневался Атамбаев. Но, тем не менее, депутат настаивает на том, что проверку необходимо было проводить в самом начале модернизации, а не после аварии.
В ходе предварительного слушания судебного процесса по модернизации ТЭЦ, которое прошло в закрытом режиме, суд успел рассмотреть лишь ходатайства об освобождении обвиняемых.
«Суд оставил всех обвиняемых под стражей со ссылкой на тяжесть предъявленного обвинения и огромную сумму иска. Кроме того, адвокаты просили рассмотрение по существу дела проводить в выездном заседании в зале, который вместит и родственников обвиняемых, и прессу. Судья разъяснила сторонам, что технические вопросы не в ее компетенции, но пообещала поднять вопрос перед вышестоящими судами», - сказал адвокат обвиняемых Нурбек Токтакунов.
В настоящий момент известно, что предварительные слушания будут продолжены.
Глеб Куренев
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий