Минсельхоз планирует утвердить Концепцию кластерной политики в агропромышленном комплексе до 2031 года

Экономика 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 05.04.22. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Минсельхоз выносит на общественное обсуждение проект распоряжения кабмина «Об утверждении «Концепции кластерной политики в агропромышленном комплексе Кыргызской Республики на 2022-2031 годы».

Согласно документу, целью данного проекта распоряжения является создание условий темпа роста аграрного производства за счет развития сфокусированного числа приоритетных кластеров через программы стимулирования кластеров и инновационного развития, повышение конкурентоспособности региональных агропродуктов территориально взаимосвязанных групп компаний-участников производственных цепочек добавленной стоимости.

Задачами кластерной политики в агропромышленном комплексе являются определение ключевых приоритетов, подготовка мастер-планов для организации агропромышленных кластеров, насыщение кластеров ресурсами (финансовыми и материальными).

На текущем этапе сельскохозяйственного производства выбраны организации агропромышленных кластеров «Зерно», «Молоко», «Мясо», «Картофель», «Овощи-бахчи», «Сахар», «Растительное масло», «Фрукты-ягоды», «Рыба».

Внутри каждого региона на районном уровне приоритеты будут актуализированы на местном уровне по согласованию со сформированным органом кластерного развития.

Центральным ядром для формирования кластера является формирование производственной цепочки вертикального уровня в определенной географической зоне.

Примером агропромышленной производственной цепочки является «поставщик производственных материалов – сельскохозяйственный производитель - переработчик - распределительная сеть - потребитель».

В целях формирования и реализации государственной политики по развитию кластеров требуется создание отдельной структуры по выработке политики и взаимодействию участников кластерного развития - Совет кластерного развития при Министерстве сельского хозяйства Кыргызской Республики.

Финансовые меры поддержки кластерного развития включают в себя льготное кредитование и финансирование: проектное финансирование, государственные ценные бумаги, и финансирование под государственные гарантии. В качестве основного финансового оператора в рамках данной концепции будут выступать ОАО «Айыл Банк» и ОАО «РСК Банк», а также финансовые институты - фонды развития и специализированные государственные фонды.

Банки с государственным участием по рекомендации Совета кластерного развития при Министерстве сельского хозяйства КР, выделяют заемные средства агрегаторам на залоговой и беззалоговой основе (по трем вариантам финансирования), при реализации схемы проектного управления.

Банки с государственным участием кредитуют фермеров и предпринимателей на залоговой и беззалоговой основе, по льготной процентной ставке, при рекомендации агрегатора/торгово-логистического центра как участника кластерного объединения при наличии контракта. В случае неисполнения контракта к заемщику банков с государственным участием применяется действующая коммерческая процентная ставка.

Участниками проектного финансирования являются центр кластерного развития, финансовый институт (банк или фонд развития) как основной финансирующий компонент и участник кластерного объединения. Участник кластера вносит свои активы в проект в качестве гарантии, а финансовая организация финансирует проект согласно достигнутой договоренности. При этом контроль движения денежных средств в организации участника остается за финансовым институтом.

Одним из видов стимулирования развития кластеров является предоставление гарантийного обеспечения, что расширяет возможности участников кластеров в получении финансирования со стороны коммерческих банков и фондов развития. Выпускаемые гарантийные обязательства в виде государственных ценных бумаг (далее-ГЦБ) являются ликвидным инструментом и принимаются всеми финансовыми институтами в качестве замены необходимого залогового обеспечения.

Министерство финансов КР выпускает специальную ценную бумагу в виде гарантийного обязательства для участников кластера, в объеме, сроке и сумме согласно рекомендации Совета кластеров, которые будут использованы для покрытия обязательного требования по предоставлению залогового обеспечения. Данное обязательство ГЦБ является беспроцентной гарантией и служит исключительно для целей покрытия залогового обеспечения. ГЦБ принимаются любыми коммерческими банками и фондами участвующих в финансировании участников кластера.

Участник кластера обращается в Совет кластеров с целью получения гарантийного обязательства на согласованную сумму и срок действия ГЦБ.

По механизму финансирования по государственным гарантиям предусматривается выделение государством финансовых ресурсов, направленных на прямое финансирование участников кластеров. Разрабатывается программа финансирования кластера, и выделяются средства путем докапитализации ОАО «Айыл Банк» и РСК «Банк», которые в дальнейшем будут направлены на финансирование участников кластера в виде льготных кредитов, гарантий и лизинговых продуктов.

Преимуществами данного подхода являются доступность средств для участников кластера как в стоимостном, так и временном измерении. К недостаткам можно отнести факторы, связанные с предоставлением необходимого обеспечения по привлекаемым ресурсам, оценкой финансового положения участника кластера и его способностью отвечать по принятым обязательствам перед банком.

В рамках представленных мер поддержки во все проекты кластерного развития необходимо включать меры по обеспечению продовольственной безопасности - накопление минимальных запасов продовольствия, предельное ограничение торговой маржи, приоритетный доступ государства к выкупу продуктов. Данные меры будут дополнительно проработаны Советом кластерного развития с учетом национальных интересов.

Результатом деятельности Концепции должен стать рост уровня производства приоритетных сельскохозяйственных продуктов и продуктов глубокой переработки. Для этого предусматривается создание системы мониторинга и оценки показателей кластерного развития. В качестве показателей будут выступать:

- рост производства приоритетных сельскохозяйственных продуктов на национальном, региональном и проектном уровне;

- увеличение занятости в секторе производства приоритетных сельскохозяйственных продуктов;

- рост переработки приоритетных продуктов.

Необходимо отметить, что достигнуть целевых показателей будет возможно только при исполнении действий, предусмотренных мерами поддержки в Плане мероприятий, прежде всего наполнением финансовыми ресурсами.

Комментарии

Оставить комментарий