• 87
  • 90.55
  • 0.84
  • 0.17

Минэкономики планирует сделать КР крупным производителем и поставщиком ювелирных изделий в ЦА

Экономика 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 22.11.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство экономики выносит на общественное обсуждение законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики».

Как сообщается в документе, целью данного проекта Закона является поддержка ювелирного производства и развитие экспорта ювелирных изделий.

В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса поставка и экспорт золотого и серебряного сплавов и аффинированного золота и серебра являются поставкой, освобожденной от НДС.

Однако, при поставке ювелирных изделий, отечественные производители платят НДС за общую стоимость товара, которая состоит из стоимости сырья + стоимость изготовления ювелирных изделий.

При этом, единственные продавцы аффинированного золота в виде слитков на внутреннем рынке ОАО «Кыргыз Алтын» и Национальный банк КР продают золото на внутреннем рынке по ценам значительно дороже, чем для внешнего покупателя (при реализации на бирже).

Кроме того, все остальное золото, выкупается на внутреннем рынке Нацбанком, который имеет преимущественное право на покупку. В результате, производители ювелирных изделий находятся на неконкурентных условиях в сравнении с внешними производителями.

В этой связи, проект предусматривает:

1) не только освобождение от НДС поставок и экспорта металлосодержащих руд, концентратов, сплавов и аффинированных металлов, но и продукты их переработки. То есть, изготовленные из них ювелирные изделия;

2) освобождение от уплаты НДС, импортируемые на территорию Кыргызстана концентраты, сплавы и аффинированные драгоценные металлы, предназначенных для производства ювелирных изделий непосредственно самим импортером.

Добыча золота в КР осуществляется стабильно на уровне 18 тонн в год, это создает хорошие предпосылки для развития ювелирной отрасли, как перерабатывающей добываемое сырье – золото. По оценке международных аналитиков, основным потребителем добываемого в мире золота (до 70% от общего объема добычи) является ювелирная отрасль.

Однако, легальные продавцы аффинированного золота в виде слитков на внутреннем рынке, ОАО «Кыргызалтын» и Национальный банк КР, у которого в соответствии с Законом КР «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» преимущественное право покупки аффинированного золота, предлагают отечественным ювелирам сырье по цене, необоснованно высокой, чем на мировой бирже. Следует отметить, из-за того, что ОАО «Кыргызалтын» продает добытое на Кумторе золото на внутреннем рынке дороже, нежели при экспорте на мировую биржу, цена золота для внутреннего потребителя у нас гораздо дороже, чем для внешнего покупателя.

Таким образом, учитывая, что доступ к сырью, добываемом на внутреннем рынке в настоящее время закрыт, необходимо рассмотреть возможность импорта золота и иных видов сырья без НДС при ввозе на территорию страны.

Высокий уровень спроса на ювелирную продукцию на внутреннем рынке, который сохраняется по динамике последних 5 лет в среднем на уровне 1 342 кг в год изделий из золота и 10 413 кг в год изделий из серебра:

Годы

Золото, местное пр-во кг.

Золото, иностр. пр-во (импорт) кг.

Серебро, местное пр-во кг.

Серебро, иностр. пр-во., (импорт) кг.

2009

231

25

195

347

2010

34

38

131

1 226

2011

62

51

99

5 892

2012

90

185

75

8 392

2013

87

2 097

103

15 607

2014

62

2 857

87

12 472

2015

79

1 244

89

9 760

2016

109

285,2

59,5

6 242,50

В случае принятия проекта Кыргызстана может стать крупным производителем и поставщиком ювелирных изделий в Центральной Азии, поскольку треть мирового потребления ювелирных изделий находятся в Индии и Китае заявляют члены Ассоциации ювелиров КР. Необходимо также отметить, что в октябре 2018 года Коллегия Евразийской экономической комиссии одобрила проект соглашения между государствами ЕАЭС об особенностях операций с драгоценными металлами и камнями в рамках союза. Об этом сообщили в пресс-службе ЕЭК. Реализация соглашения позволит странам ЕАЭС взаимно признавать пробирные клейма, что обеспечит свободное обращение в Союзе ювелирных изделий и ликвидирует препятствие, содержащееся в «дорожной карте» по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2018–2019 годы.

Следующим шагом по реализации потенциала рынка ювелирных изделий ЕАЭС станет создание евразийского ювелирного бренда. Это говорит, о том, что, у нас есть возможность по расширению рынка сбыта ювелирных изделий в страны члены ЕАЭС, где находятся дополнительно:

- 146,9 млн. потребителей в России;
- 9,5 млн. потребителей в Белоруссии;
- 17,8 млн потребителей в Казахстане;
- 3 млн. потребителей в Армении.

При этом учитывая, что по данным налоговой службы на 1 января 2018 года имеется по Кыргызской Республике 82 юридических и 1038 физических лиц, занятых производством ювелирных изделий, а также наличие инфраструктуры для внутреннего производства ювелирных изделий с элементами современного высокотехнологичного оборудования и готовых профессиональных кадров, а также центров для подготовки кадров позволит быстро развить ювелирную отрасль.

Ряд преимуществ от инициативы для государства:

- создание рабочих мест и трудоустройство населения;

В основу прогноза по созданию дополнительных рабочих мест легли следующие показатели:

- Примерная численность рабочих, занятых в производстве 1 кг ювелирных изделий в месяц – 5 человек.

- Существующая среднегодовая потребность только внутреннего рынка по данным ГТС за период с 2012 по 2016 гг.: ювелирные изделия из золота – 1 330 кг;ювелирные изделия из серебра – 10 000 кг, для обеспечения потребности внутреннего рынка необходимы трудовые ресурсы в количестве 4 750 человек.

В настоящее время в легальном производственном секторе задействовано порядка 500 человек.

Следовательно, дополнительных мест может быть создано примерно для 4 250 граждан КР.

Итого, при условии решения проблемы обеспечения сырьем, только для двух крупнейших ювелирных заводов республики – имеется возможность создать 846 рабочих мест дополнительно.

Продавая золото в виде сплава и аффинированных слитков на экспорт, наше государство обеспечивает ювелиров других стран работой, а также бюджеты стран, где работают эти ювелиры, поступлениями в виде налогов.

Отсутствие механизмов доступа отечественных ювелиров к сырью создает в стране предпосылки для развития импорта (в основном из Турецкой Республики), который реализуется объемом от 1,3 до 2,8 тонн в год изделий из золота и от 10 до 15 тонн в год изделий из серебра.

Комментарии

Оставить комментарий