Сегодня уже внушительная часть населения планеты инфицирована COVID-19, но до сих пор не создано лекарство для борьбы с этой болезнью. Кроме того, глобальная пандемия оказывает негативное воздействие и на мировую экономику, показав серьезные недостатки в деятельности даже самых развитых государств.
Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Владимир Норов рассказал, какие усилия необходимо предпринять странам для преодоления кризиса, что послужит драйвером дальнейшей реализации инициативы "Пояса и пути" и как будут развиваться члены ШОС в постпандемический период. По его мнению, решающее значение в борьбе с вирусом имеет опыт Китая, при этом он подчеркивает, что ни одна страна не сможет победить вспышку в одиночку, а экономический шок от эпидемии коронавируса неизбежен.
– Владимир Имамович, расскажите о работе ШОС по борьбе с коронавирусом. Как происходит координация государств в это кризисное время?
– Пандемия коронавируса стала серьезным вызовом для всего человечества. Болезнь ударила по глобализованному миру, ставшему абсолютно взаимозависимым в экономической и политической областях, вызвала финансово-экономический кризис и на глобальном уровне обнажила проблемы в сфере здравоохранения и социального обеспечения.
Весьма парадоксально, но даже развитые государства, крупные региональные союзы и альянсы оказались не готовы в борьбе с этой угрозой.
Первоначально COVID-19 получил распространение в Китае – в одной из двух ведущих экономик мира и глобальных центров реального производства. Должен отметить, что китайские власти и народ с честью выстояли в борьбе с эпидемией, переломив ее пик в начале марта. Масштабы эпидемии, которые имели место в Китае, предопределили необходимость принятия превентивных мер в странах ШОС.
Одним словом, когда вирус пришел в другие страны ШОС, население уже имело общее представление о степени угрозы болезни и с пониманием отнеслось к вынужденным и ограничительным мерам. Во многих государствах-членах ШОС в текущее время действуют режимы чрезвычайной ситуации, созданы специальные правительственные комиссии, оперативные штабы, которые ведут работу по контролю над распространением и профилактикой COVID-19 в соответствии с рекомендациями ВОЗ.
Страны ШОС поддерживают тесные контакты друг с другом на уровне глав государств, руководителей министерств и ведомств, отвечающих за здравоохранение и эпидемиологическую ситуацию.
Как известно, в разгар эпидемии в Китае государства-члены ШОС оказывали помощь китайскому правительству и моральную поддержку китайскому народу. В настоящее время Китай предоставляет необходимую помощь странам ШОС, отправляя гуманитарные грузы, врачей и специалистов.
Узбекистан в инициативном порядке оказал помощь Кыргызстану, России. Иран, Белоруссия и Афганистан, которые являются государствами-наблюдателями при ШОС, также получили помощь от узбекской стороны. Казахстан выразил готовность помочь в случае необходимости странам Центральной Азии и уже отправил гуманитарную помощь Таджикистану и Кыргызстану. Китай направил во многие страны ШОС врачей и специалистов. Все это говорит о приверженности стран ШОС к взаимной поддержке и сотрудничеству для совместного преодоления этой чрезвычайной ситуации.
В частности, представителями общественных организаций Кыргыстана было особо отмечено, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, провозгласивший в 2019 году лозунг «Центральная Азия – наш общий дом!», «на деле еще раз продемонстрировал, что все государства региона являются не только близкими соседями, но и братьями! Против общей угрозы мы должны действовать плечом к плечу, помогать и поддерживать друг друга».
Секретариат ШОС, исходя из своей координирующей роли, выдвинул ряд предложений и инициатив по совместной борьбе с коронавирусом. 1 апреля 2020 года состоялось заседание экспертов министерств здравоохранения государств-членов ШОС в формате видеоконференции, в ходе которого участники провели обзор эпидемиологической ситуации в государствах-членах, обсудили вопросы укрепления сотрудничества и поиска эффективного метода лечения пациентов с подтвержденным диагнозом.
Мы намерены продолжить консультации на тему борьбы с коронавирусом на более высоком уровне. Работаем также над вопросом по созданию Координационного совета по совместному противодействию угрозам эпидемий на пространстве ШОС.
Сегодня вопрос многостороннего взаимодействия в сфере здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения стран ШОС является как никогда актуальным. За прошедшие годы государства-члены ШОС содействовали успешной борьбе с вспышкой лихорадки Эбола и Зика, эффективно решали задачи по элиминации кори и полиомиелита, принимали меры по противодействию распространения вирусных гепатитов, ВИЧ/СПИД, высокопатогенного гриппа с пандемическим потенциалом и других заболеваний.
Ситуация с коронавирусом доказала, что в настоящее время любая вспышка инфекционного заболевания способна в считанные дни перерасти в глобальную угрозу, что требует активизации практического сотрудничества всех заинтересованных стран мира.
Что касается действующих норм в ШОС, то имеется ряд важных документов, созданы рабочие механизмы, обеспечивающие сотрудничество между государствами-членами ШОС в сфере здравоохранения, в частности, речь идет о совещании министров здравоохранения и совещании глав служб государств-членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
– Как вы оцениваете опыт КНР в борьбе с пандемией? Применяется ли он уже в других странах на пространстве ШОС?
– С момента вспышки вируса правительство Китая определило комплекс мер, которые носят решительный и целенаправленный характер. Всеобъемлющие, жесткие и конкретные действия позволили наладить эффективную систему контроля, профилактики и лечения болезни. Меры, нацеленные на раннее выявление, раннее оповещение, раннюю изоляцию и раннее лечение, дали положительный результат.
На фоне продолжающегося распространения в мире пандемии коронавируса, особенно в Западной Европе и США, достижения Китая в противостоянии вирусу становятся все более очевидными. По сравнению с несвоевременной реакцией указанных стран на эту глобальную угрозу правительство и народ Китая продемонстрировали высокую организованность, способность мобилизовать в кратчайшие сроки весь государственный потенциал на борьбу с общим врагом. А это говорит об огромных возможностях страны, высоком уровне государственного управления, которые Китай использовал для решения задач в области национального здравоохранения.
Особенно важно и то, что Китай не замкнулся в своей беде, а предложил руку помощи другим странам. К настоящему моменту он предоставил помощь 127 странам и четырем международным организациям, пожертвовал 50 миллионов долларов ВОЗ и направил в общей сложности 20 групп экспертов по борьбе с эпидемией в 18 стран. Все это говорит о том, что Китай вносит существенный вклад в борьбу с вирусом.
Что касается опыта Китая, то нужно сказать, что борьба с коронавирусом вынудила принять беспрецедентные меры, которые включают карантин многомиллионных городов, полную остановку производственных мощностей, отмену всех мероприятий и занятий, использование современных технологий для лечения болезни, поддержание общественной безопасности и обеспечение занятости людей в формате онлайн. Все эти меры положительно отразились на сдерживании эпидемии, и сейчас в той или иной степени внедрены во многих государствах мира, в частности, странах ШОС.
– Какие меры будут предприниматься организацией по выводу экономик стран-членов из кризиса после окончания пандемии?
– По данным ООН, вирус отразился на жизни 2,7 миллиарда работающих или 81% всех занятых в мире. Экономический шок от эпидемии коронавируса неизбежен. По экспертным оценкам, падение мирового ВВП уже в этом году составит от 6 до 15%. Многое будет зависеть от того, насколько долго продлится пандемия и принимаемые национальными правительствами карантинные меры.
Безусловно, пандемия нанесла значительный ущерб мировой экономике. Объем промышленного производства, например, в Китае по итогам января-февраля сократился на 13,5% в годовом выражении. В текущее время в результате успешной борьбы с коронавирусом, в Китае восстанавливается нормальная жизнедеятельность. Уже очевидно, что во втором квартале 2020 года экономика КНР будет снова расти.
Однако успешное экономическое восстановление Китая также зависит от того, как быстро и успешно завершится глобальный карантин и восстановится потребительский спрос на товары китайского производства в остальном мире. В настоящее время государствами-членами разрабатывается План действий на 2021-2025 годы по реализации Стратегии развития ШОС, направленный на активизацию торгово-экономического сотрудничества, а также вывод экономик на пространстве ШОС из кризиса после окончания пандемии.
В целом, тенденции для евразийских экономик не так уж пессимистичны. Конечно, давление на экономику, а главное, на потребительский спрос со стороны карантинных мероприятий, направленных на борьбу с эпидемией, будет масштабным. В этих условиях, по прогнозам международных институтов, сокращение совокупного потребления в целом в мире в этом году может составить 5-10%.
Реальные располагаемые доходы населения могут сократиться на 5-7% и более. Уровень безработицы может возрасти до 6-10%. В этом плане весьма значимы социально ориентированные меры, и я полностью разделяю внимание правительств государств-членов к поддержке совокупного спроса, поддержке населения и бизнеса. Надеюсь, что нашим странам в среднесрочной перспективе удастся избежать значительных инфляционных рисков.
– Будет ли совершенствоваться логистическая карта на пространстве ШОС из-за пандемии?
– Логистическая карта тесно связана с транспортно-транзитным потенциалом организации. ШОС придает особое значение развитию многостороннего сотрудничества в сфере транспорта и коммуникаций. В Стратегии развития ШОС до 2025 года, в Бишкекской декларации, принятой в июне 2019 года, а также Программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС до 2035 года, утвержденной в Ташкенте в октябре 2019 года, подчеркивается важность углубления сотрудничества, включая модернизацию действующих и создание новых транспортных коридоров, строительство мультимодальных центров логистики, формирование сети индустриальных кластеров вдоль транспортных артерий, а также применения цифровых технологий и интеллектуальных систем на транспорте.
Государства-члены ШОС всецело выступают за формирование международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад» в качестве важных транзитных направлений для перевозок товаров по более короткому и экономичному сухопутному маршруту между странами Азии и Европы. Ведь традиционный способ доставки грузов морем из Китая в Европу занимает около 45 дней, используя возможности инфраструктуры ШОС, время груза в пути составит всего 7-8 дней.
Активную позицию в развитии трансконтинентальных автомобильных и железнодорожных маршрутов в ШОС занимают государства Центральной Азии. Ввиду географического расположения доступ на рынки России, Китая и Европы является важным звеном экономической деятельности для этих государств. В этой связи предлагаемый руководством Узбекистана и Кыргызстана проект строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан является весьма своевременным и может стать одним из перспективных дополнительных маршрутов, соединяющих Китай со странами Ближнего Востока, Турцией и Европой. Проект призван стать важным звеном региональной транспортной сети в рамках проекта «Восток-Запад» и «Север-Юг», обеспечив выход к международным морским портам для географически замкнутых государств Центральной Азии.
Следует отметить, что в регионе ШОС уже проложено более 13 миллионов километров автомобильных дорог, или почти 20% всех мировых автомагистралей, и 312 тысяч километров железных дорог. Одновременно наблюдается тенденция роста перевозок грузов железнодорожным путем из Китая в Казахстан, страны Центральной Азии, Россию и далее в Европу. Объем железнодорожных перевозок через два железнодорожных перехода на казахстанско-китайской границе в 2018 году составил около 14 миллионов тонн и увеличился на 38%.
С возобновлением экономической активности в постпандемический период ожидаем, что к 2021-2022 годам объемы перевозок железнодорожным транспортом не только вернутся к прошлым показателям, но и будут расти. Для усиления взаимодействия в этой сфере на пространстве ШОС принята Концепция взаимодействия железнодорожных администраций (железных дорог) государств-членов, в рамках которой планируем провести в июне этого года вторую встречу руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС. В целом транзитный потенциал ШОС, безусловно, еще ждет своей реализации. Полный эффект от нее можно будет ощутить лишь после завершения крупных проектов, обозначенных выше.
– На ваш взгляд, как повлияла пандемия на реализацию проекта «Один пояс, один путь»?
– Согласно последним данным, в первом квартале этого года общий объем импорта и экспорта между Китаем и странами по маршруту «Пояса и пути» превысил 300 миллиардов долларов, увеличившись на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В тот же период грузовые перевозки между Китаем и Европой достигли 1941 поезда, увеличившись на 15% в годовом исчислении.
В настоящее время в реализации инициативы «Один пояс, один путь» участвуют 125 государств и 29 международных и региональных организаций. Соответственно, она обрела глобальный масштаб, и было бы наивно думать, что пандемия не отразится на реализации программ и проектов в рамках «Один пояс, один путь», поскольку сейчас весь мир находится в режиме карантина. Но думаю, что уже во второй половине 2020 года проекты будут в целом восстановлены, об этом свидетельствует, прежде всего, активизация экономической деятельности Китая.
– Возможно ли под эгидой ШОС создание новых точек, объединяющих страны после пандемии, например, единой онлайн-платформы для обучения или медицинской платформы?
– Современные средства коммуникаций, новейшие информационные технологии вносят большой вклад в борьбу с коронавирусом. При этом актуальным становится вопрос информационной безопасности и безопасности критически важной инфраструктуры из-за повышенного внимания к коронавирусу в медиа-
пространстве, а также массового перехода людей на общение в формате онлайн и удаленный режим работы. Думаю, что приобретенный опыт в борьбе с коронавирусом в национальных и международных масштабах приведет к созданию онлайн-платформ для обучения и обмена опытом в сфере здравоохранения, в том числе в рамках ШОС.
Идеи у Секретариата ШОС по организации дистанционного онлайн-обучения есть. Сейчас совместно с компанией Weidong мы готовим проект концепции и платформы и в ближайшее время предложим на рассмотрение сторон. Эта платформа в первую очередь будет направлена на обучение студентов в медицинских вузах заинтересованных государств на пространстве ШОС.
– Какие усилия необходимо предпринять странам ШОС для того, чтобы подобные кризисы не происходили в будущем?
– Прежде всего, усилить возможности научного прогнозирования и предупреждения высококонтагеозных заболеваний, обобщить наиболее ценный опыт по преодолению пандемии коронавируса, повысить эффективность работы механизмов ШОС по оперативному реагированию на случай будущих эпидемий и пандемий, обновить правовую базу сотрудничества в области здравоохранения и борьбы с эпидемическими заболеваниями, создать оптимальные резервы медицинских препаратов и оборудования для использования в экстренных случаях на пространстве ШОС, отработать правовые и организационные аспекты взаимодействия с ВОЗ.
Конечно, все эти меры требуют принятия соответствующих решений о выделении финансовых средств и создании соответствующих фондов, подготовке ученых и эпидемиологов.
– Как вы оцениваете концепцию сообщества единой судьбы человечества, выдвинутую главой КНР?
– Впервые председатель КНР высказал идею сообщества единой судьбы человечества в 2012 году. Указанная концепция в последующие годы вошла в резолюции Комиссии социального развития ООН, Совета безопасности ООН и Совета по правам человека ООН. Таким образом, концепция сообщества единой судьбы человечества была признана всеми странами-членами ООН, что подтверждается ее первым включением в резолюцию Совета Безопасности ООН от 17 марта 2017 года. Впоследствии она неоднократно включалась и в другие резолюции ООН.
Концепцию предложено реализовать в пяти аспектах – политика, безопасность, экономика, культура и экология, продвигая тем самым создание новой модели мирового сообщества, в котором будут царить прочный мир и всеобщая безопасность, общее процветание, открытость и терпимость. Таким образом, человечеству предложена новая парадигма прогресса – развитие мира через мир. По мере постоянного расширения международного сотрудничества концепция сообщества единой судьбы человечества находит все более широкую поддержку и одобрение в международном сообществе.
По мнению министра иностранных дел Китая Ван И, лидер КНР Си Цзиньпин «предложил всему миру китайский проект по противодействию глобальным вызовам, с которыми сталкивается человеческое общество, при этом превратил сгенерированные китайской стороной концепции в международный консенсус».
Я бы хотел отметить, что в концептуальном плане просматривается близость между идеей сообщества единой судьбы человечества и главными принципами, на которых основана ШОС – открытость, ненаправленность против других государств и международных организаций, неблоковый характер международного объединения, консенсус как демократический способ принятия решений.
Сегодня внезапная вспышка новой коронавирусной пневмонии COVID-19 охватила более 210 стран и регионов по всему миру, число инфицированных превысило три миллиона, многие люди, к сожалению, становятся жертвами, и все больше стран вступают в режим чрезвычайной ситуации. Международное сообщество сталкивается с беспрецедентным «темным временем», когда ни одна страна не может быть иммунизирована против вируса, и ни одна страна не может победить вспышку эпидемии в одиночку. Это еще более убедительно доказывает важность и актуальность строительства сообщества единой судьбы человечества.
Источник: Podrobno.uz
Комментарии
Оставить комментарий