«Лицом к лицу» с доктором юридических наук Кайратом Осмоналиевым

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Анархия, охлократия, дедлок и дипломатия - эти и многие другие вопросы обсуждены в интересной беседе.

Сегодня в рубрике «Лицом к лицу» Академик Евразийской телеакадемии беседует с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Кайратом Осмоналиевым.

— Вас называют успешным юристом. А что значит в вашем понимании успех?

— Спасибо за высокую оценку, однако, есть более успешные юристы, добившиеся потрясающих результатов. Они для меня - ориентир и стимул, чтобы развиваться дальше. Успех, как мне представляется, производное от слова «успеть», это означает отслеживать тренды в современной юриспруденции, быть осведомленными о них, продвигать релевантные идеи и вовремя вносить какие-то предложения. Мир меняется очень быстро и нельзя отставать от его и правильно понимать его месседжи.

— Вы в профессии почти 20 лет. Как изменился юрист?

— Диплом юриста с отличием я получил в 1994 году после окончания Омской высшей школы милиции МВД России, затем учился в очной адьюнктуре Академии управления МВД России в г. Москва, по окончании которой в 1997 году защитил кандидатсую диссертацию, спустя восемь лет там же защитил докторскую. Потом были годы работы на практической работе в сфере юриспруденции в различных государственных и правоохранительной работы, которые я сочетал с преподаванием в ведомственных и негосударственных ВУЗах республики. Какое-то время проработал в качестве консультанта, эксперта в ООН, ЕС и ГТЦ, в том числе и зарубежом. Все это позволило мне накопить бесценный опыт. Профессия юриста достаточно консервативна, но требует постоянного повышения своей квалификации.

— Опишите, пожалуйста, лучшего из ваших руководителей с кем вам приходилось работать. Кто был вашим наставником?

— Мне довелось работать с руководителями, достаточно известными в республике, у каждого свой стиль руководства, у некоторых что-то перенял, трудно выделить лучшего.

К примеру, хоть и непродолжительное время мне удалось поработать в качестве помощника у трех министров внутренних дел. Пожалуй, лучшим руководителем является председатель Центральной избирательной комиссии Нуржан Кармабековна Шайлдабекова, с которой мне просто и легко работать, представляющая собой образец руководителя любого госоргана. В определенной степени я по хорошему завидую ее работоспособности и умению глубоко вникать в суть в ходе рабочего процесса.

В качестве наставника хотел бы выделить первого ректора и основателя Дипломатической академии МИД КР, Чрезвычайного и Полномочного Посла КР Нургазы Кемелбаевича Кемелбаева, с которым и по сей день держу связь и получаю от него бесценные и мудрые советы.

— Вы являетесь членом ЦИК и на ваших плечах бремя огромной ответственности. Если в период выборного процесса возникают спорные вопросы, вы отстаиваете свою точку зрения?

— Согласен, что Центральная избирательная комиссия в ряду других государственных органов занимает особое и весьма ответственное положение, поскольку от качества ее работы зависят важнейшие вопросы, связанные с формированием главных органов государственной власти на всех уровнях.

Выборы и референдумы как важнейший инструмент и атрибут демократии должны проходить открыто, честно и справедливо. ЦИК как организатор этих политических событий обязан обеспечить соответствующие стандарты и, как следствие, доверие избирателей к органам госвласти. Должен отметить, что за время работы нашего созыва ЦИК с 2016 года проделано немало: разработана, принята и реализуется стратегия совершенствования избирательного законодательства, постоянно улучшается наша избирательная модель с использованием биометрики и автоматически считывающих урн, что практически исключило «карусели» и «вбросы»- две основные проблемы на выборах прошлых лет. Конечно, в ходе избирательных кампаний случались моменты, когда я отстаивал свою точку зрения, голосуя против большинства. И до сих пор уверен в своей правоте, хотя, конечно, уважаю иную позицию коллег, если она обоснованна.

— На ваш взгляд, что явилось детонатором непринятия результатов прошлых парламентских выборов?

— Утеря властью сакральности и доверия со стороны общества, двойные стандарты в управлении, неэффективность государственного менеджмента, коррупция, в том числе в электоральной сфере, неприкрытый административный ресурс.

Особо стоит подчеркнуть игнорирование со стороны правоохранительных органов явных нарушений выборного законодательства и так далее. Кстати, международные наблюдатели, которые не особо жалуют национальные органы по выборам, дали положительную оценку работе ЦИК, как организатору выборов.

— Времена анархии, охлократии позади?

— В новейшей истории Кыргызстана, к сожалению, имели место быть анархия и охлократия, сопровождавшиеся массовыми беспорядками. Хотелось бы смотреть в будущее Кыргызстана с оптимизмом и верить, что такие негативные события больше не повторятся. Однако, я являюсь больше информированным пессимистом и понимаю, что риски массовых протестов достаточно велики, поскольку их детерминанты (причины и условия) не минимизированы и тем более не изжиты. Власти должны отчетливо понимать, что в обществе силен запрос на социальную справедливость и на лучшие условия и перспективы страны, поэтому они должны работать на устранение причин и условий коррупции, беззакония, бедности и других факторов, вызывающих возмущение в обществе.

— Часто вы отстаиваете свою радикальную точку зрения во всех масс-медиа, не опасаетесь за сохранность здоровья, жизни? Бывали моменты угроз?

— В соответствии с моей квалификацией и научными трудами сформировалось мнение о том, что я являюсь экспертом в сфере обеспечения безопасности, противодействия коррупции и организованной преступности, а также геополитики. Действительно, иногда приходилось давать интервью с нелицеприятной оценкой работы того или иного госоргана и конкретных руководителей, в том числе в правоохранительной сфере по линии борьбы с организованной преступности, терроризмом и экстремизмом. Угроз в связи с моей позицией мне не поступало, были намеки от некоторых знакомых о том, что это не нравится, однако меня это не тревожит, значит, я на правильном пути. Ну и как бывший сотрудник правоохранительного органа я не имею права пасовать перед преступниками.

— Каково ваше мнение в отношении судейского корпуса, он остался прежним? И какие коррективы необходимо внести?

— Судейский корпус нуждается в люстрации. Есть определенное количество относительно порядочных судей, но их, к сожалению, меньшинство. Большинство из них с маргинальным мышлением, поражены коррупционными, клановыми и другими негативными социальными болезнями. Люстрация – это первый шаг, который ждет народ от новой власти. Очевидно, что никакой здравомыслящий инвестор не придет в страну пока у нас будет зависимая, беспринципная и погрязшая в коррупции судебная власть.

— На ваш взгляд, качество законов изменилось?

— Качество законов зависит от того, как они готовятся. Там много нюансов. С точки зрения юридической техники многие часто законопроекты сырые, недостаточно обсуждены, принимаются в спешке, лоббируются не всегда в интересах большинства общества. Поэтому качество многих законов, включая кодексы, просто безобразное.

К примеру, таковыми можно назвать Уголовно-процессуальный, Уголовный Кодексы, Кодексы о проступках и нарушениях. Многие депутаты даже не открывали проекты названных кодексов, когда голосовали. Принятие этих кодексов мне образно напомнило ловлю блох. Столь безответственное отношение к кодексам, которые существенным образом затрагивают права и свободы граждан и вызывают их справедливую критику, - пример качества законодательной деятельности Парламента.

— На данном этапе есть ли необходимость усовершенствования правового регулирования дипломатической службы?

— В 2012 году мною был издан сборник «Правовые основы дипломатической деятельности», в котором были приведены мои краткие комментарии по нашей правовой базе в сфере внешней политики и дипломатии. В принципе, особых поправок в закон «О дипломатической службе» не требуется, этот закон относительно новый. Однако рекомендовал бы новому министру иностранных дел подготовить законопроект по внесению поправок в названный закон, который бы установил четкие критерии и индикаторы эффективности дипломатической службы и ее сотрудников, а также усилил бы их социальные гарантии.

— Не считаете ли вы, что необходимо расширение института консультаций по кадровым вопросам в профильных комитетах парламента. С чем это может быть связано, и насколько такая позиция соответствует международной практике?

— Поскольку решение о рекомендации на назначение того или иного кандидата на соответствующую должность принимается в профильных комитетах ЖК, то вполне логично, что консультации должны быть расширены. Сведение их к минимуму или к символизму ставит под сомнение необходимость рассмотрения кандидатов в профильных комитетах. Насколько мне известно, в других странах различные подходы. В тоталитарных странах такие консультации формальны и ничего не значат. Мы ведь демократическая страна, поэтому эта процедура должна быть не формальной.

— Какова роль в подготовке дипломатического корпуса отводится Дипломатической академии Министерстве иностранных дел?

— Я там не работаю уже лет пять, с тех пор как ушел в ЦИК, не в курсе каково состояние дел. Не слышал, чтобы за это время что-то интересное или выдающееся там происходило. На мой взгляд, Дипломатическая академия должна стать известной площадкой для обсуждения актуальных внешнеполитических, региональных проблем, неким аналитическим и исследовательским центром для МИД, который в основном занят рутинной работой и не имеет возможностей для глубокой проработки вопросом в пределах своей компетенции.

— Насколько на дипломатической службе востребованы профессиональные юристы?

— Любому дипломату не помешает юридическое образование. Все назначаемые дипломаты перед отправкой за рубеж должны пройти соответствующие курсы повышения квалификации в Дипломатической Академии со сдачей экзамена и получением соответствующего сертификата, с упором на дипломатический протокол, международное право. Я знаю примеры, когда назначали послами так называемых “парашютистов”, то есть политических назначенцев, бывших министров и губернаторов, которые попадали на приемах впросак из-за элементарного незнания диппротокола и основ международного права. И надо прекратить практику назначения консулами людей, которые не имеют юридического образования, ведь подавляющая часть его функциональных обязанностей зиждется на основах юриспруденции.

— Расскажите, над, чем в данное время работаете?

— Готовлю к изданию учебное пособие «Правоведение», работаю над учебным пособием «Избирательный процесс и выборные технологии», а также параллельно составляется русско-английский-кыргызский словарь терминов в выборной сфере. Думаю, закончить до второго полугодия. С марта продолжу работу в саду в моем селе, в прошлом году посадил около шестисот яблонь и груш, часть саженцев погибла из-за засухи летом и скотины осенью прошлого года. Ну, ничего, подправим ограждения, высадим новые саженцы и продолжим это интересное и не совсем выгодное мероприятие.

— В свете последних событий и инаугурации, в сетях появилось ваше обращение к Президенту КР Садыру Жапарову о внесении в график посещение Ата-Бийита, могилы великого писателя Чингиза Айтматова в день инаугурации. Расскажите об этом подробнее...

— Действительно, процедура инаугурации процедура важнейшая на старте работы избранного президента. Она представляет собой ритуал торжественной церемонии вступления в должность главы государства. В основе ритуал заимствован из церемоний коронаций монархов, сейчас он немного упрощен. Мое предложение о включении в процедуру инаугурации посещение мемориала Ата-Бийита, могилы великого Чынгыза Айтматова... связано с тем, чтобы придать этому ритуалы элементов сакральности. Проблема прошлых властей в том, что сакральность как индикатор они во внимание не принимали. Многие в социальной сети мое предложение поддержали. Однако, фиидбак, то есть обратная связь со стороны аппарата президента не поступили. Может быть в следующий раз мое предложение будет реализовано. Сакральность власти очень важна, и ее следует поддерживать с первых шагов, то есть с момента инаугурации.

— 30 лет страна находится в цепи дедлока, есть ли у вас лично чёткое видение концептуальной стратегии развития КР и в чем она заключается?

— Периодами наступает политический кризис, усугубляемый экономическими детерминантами. В такие периоды возрастает уровень политической турбулентности, три раза окончившийся сменой высшего политического руководства.

К сожалению, первые два раза (в 2005 и 2010 гг.) надежды людей оказались обманутыми. Не хотелось бы, чтобы мы наступили на те же грабли... Относительно стратегии развития... она ведь у нас официально закреплена до 2040 года, в принципе, неплохо написана, остается ее воплотить в жизнь.

— Кыргызстан для вас — это?

— Это моя родина, страна, имеющая потенциальные большие перспективы, которая обязательно займет свое достойное место в мировом сообществе.

— Пусть все будет в Кыргызстане спокойно, развивается на благо народу и вам воплощения проектов в реалии!

Беседовала Ассоль Молдокматова

Комментарии

Оставить комментарий