• 88.21
  • 95.66
  • 0.97
  • 0.2

Лилия Немченко: Кыргызское кино отличается хорошей школой и вниманием к повседневности

Культура 0

Читайте и смотрите нас в

30 марта в Бишкеке в рамках Форума молодого кино «Умут» выступит директор Международного фестиваля «Кинопроба», доцент Уральского Федерального университета Лилия Немченко. В интервью агентству «Кабар» арткритик рассказала о картинах, которые она привезла на показ, о последних тенденциях в мировом кинематографе, а также об отличительных чертах кыргызского кино.

— Лилия Михайловна, как появилась «Кинопроба»?

— Международный фестиваль-практикум «Кинопроба» проводится с 2004 года. Учредители: Свердловская областная организация Союза кинематографистов РФ, Минкультуры Свердловской области, Управление культуры Администрации Екатеринбурга и Уральский государственный архитектурно-художественный университет.

«Кинопроба» – это не только праздник, конкурс, но и большая работа на мастер-классах, воркшопах, лабораториях. В этом принципиальная позиция фестиваля – обязательное приглашение мастеров и учеников. На «Кинопробе» мастер-классы давали Йос Стеллинг, Андрей Звягинцев, Ульрих Зайдль, Кшиштоф Занусси, Вадим Абдрашитов, Марина Разбежкина и многие другие.

— В чем главная миссия вашего фестиваля?

— У любого кинофестиваля есть важная задача – открытие новых имен и их продвижение. Поскольку «Кинопроба» принимает на конкурс студенческое и дебютное кино (игровой, документальный, анимационный короткий метр), эта миссия неизменна. Важным условием, к которому фестиваль пришел не сразу, стало приглашение в жюри и на мастер-классы продюсеров, которые могли бы, оценив потенциал дебютанта, поддержать его в дальнейшем. Так у нас появился еще один аспект – индустриальный, поскольку для такой креативной индустрии, как кино, мало создать продукт, его надо еще и запустить в профессиональное сообщество.

— Кто из известных сегодня режиссеров начинал свой путь с «Кинопробы»?

— Свои первые награды на «Кинопробе» получили известные сегодня режиссеры анимационного кино: Лиза Скворцова, Зоя Киреева – ее «Девочка-дура» участвовала во всех крупных европейских фестивалях и стала эмблемой современной уральской авторской анимации. Михаил Дворянкин, Нина Бисярина, Анна Буданова, Максим Куликов, Дина Великовская, Наталья Грофпель, Таль Кантор – номинант последнего «Оскара». В игровом кино – это Тимофей Жалнин, Тамара Дондурей, Леван Когуашвили и Русудан Чкония. В документальном – Наталья Саврас, Лесси Линдер – его дипломный фильм «Ночью все кошки серы» после получения Гран-при на «Кинопробе» в 2019 году стал обладателем «Европейского «Оскара».

— Какие тенденции появились в кинематографе за последние годы?

— Это очень обширный вопрос. Если коротко, то есть коммерческий кинематограф, есть авторский. В коммерческом большой интерес к сказкам в разных вариантах, в авторском – много фильмов о травматическом опыте. Очень интересно работают в кино женщины – это и «Анатомия падения» Жюстин Трие, и «Чувства Анны» Анны Меликян, и «Фрау» Любы Мульменко.

— Вы привезли на Форум «Умут» картины, ставшие победителями последнего фестиваля. Расскажите о них подробнее.

— Действительно, в программу «Ярмарка фестивалей» форума «Умут» вошли избранные фильмы 20 фестиваля «Кинопроба». Кстати, лучшим документальным дебютом был фильм из Кыргызстана – «Аламан», режиссера Сооронбека Тургунмаматова. Лучшим игровым дебютом – «Дерево без листьев» Романа Белова – трагическая история современного молодого человека. Мы привезли «МИР», режиссера Гурама Нармании – остроумный взгляд на обидчивых людей. Несколько анимационных фильмов – от победителя студенческого конкурса. Работ много.

— Каковы были ваши первые ощущения от фильма «Аламан»?

— Можно ничего не знать про обрядовую сторону фильма, но это настоящее кино, поскольку построено оно на движении. Природа кино связана с передачей движения. В «Аламане» движение – это и содержание, и форма. Фильм заряжен энергией соревновательности, режиссер-дебютант продемонстрировал замечательное мастерство владения камерой, передающей дух стремления к победе.

— Какие отличительные черты кыргызского кино вы бы отметили?

— Я могу с уверенностью сказать, что фильмы из Кыргызстана отличаются очень хорошей школой, подробным разбором героев, психологическими мотивациями и вниманием к повседневности.


Напомним, Международный форум молодого кино «Умут» пройдет в Бишкеке с 29 марта по 31 марта. В рамках киномероприятия состоятся показы короткометражных картин, фильмов-лауреатов и участников мировых кинофестивалей, питчинги, мастер-классы и лекции киноэкспертов. Программа также включает ярмарку международных кинофестивалей, где продюсеры и программные директора из стран СНГ расскажут о своих мероприятиях и условиях участия в них.

Культурная площадка создана для поддержки талантливой молодежи, открытия новых имен и содействия профессиональному росту начинающих режиссеров. Организует форум Департамент кинематографии при Минкультуры КР при содействии Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.

Комментарии

Оставить комментарий