• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Курут, соки и орехи: О кыргызских продуктах на европейских прилавках, инвестициях и торговле

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

Кыргызстан в последние годы наращивает потенциал торговых отношений со странами Евросоюза. Одним из больших толчков в этом направлении стало получение преференции ВСП+ в 2016 году, что означало возможность экспорта более 6 тыс. наименований товаров в страны Евросоюза без пошлины. По данным ЕС, в 2017 году Кыргызстан экспортировал в страны Евросоюза товары на 5 млн. евро. При этом идет и большой пакет инвестиций из Европейского союза. Посол Кыргызстана в странах Бенилюкса и Франции Асеин Исаев рассказал в интервью кыргызстанским журналистам об инвестициях, торговых отношениях и о популярных продуктах Кыргызстана в Европе.

- В последнее время много критики со стороны депутатов Жогорку Кенеша о том, что послы Кыргызстана в разных странах практически не занимаются привлечением инвестиций. Даже были предложения ввести обязательства для послов по поиску и привлечению инвестиций в страну. В этой связи расскажите, какая работа ведется с вашей стороны по этому направлению?

- Вообще этот вопрос очень сложный. Здесь нужна работа не только посольства, но и самого государства. В странах Бенилюкса главный наш партнер это Евросоюз. Форма привлечения инвестиции идет именно через ЕС. Когда мы пытаемся работать с небольшими странами, такими, как Люксембург или Нидерланды, то они нам говорят, что платят деньги в Евросоюз, который представляет их. И если нам нужны инвестиции, то нужно работать с Евросоюзом. Отдельно им очень сложно. 90% инвестиций в нашу страну из Бенилюкса связано с Евросоюзом. За все это время нам удалось договориться, что помимо прямой помощи, они помогают и бюджету. То есть дают живые деньги на поддержку госбюджета.

Но, помощь, оказываемая в бюджет, не несет в себе развития, то есть мы их потратили на зарплату учителям и т.д. Поэтому на сегодня создан инвестиционный фонд Евросоюза в регионе Центральная Азия. Дело в том, что Кыргызстан слишком маленькая страна для такого проекта. И вот, здесь деньги выдаются уже на конкретные проекты. На сегодня мы обратились только по поводу Таза-Суу. Они приняли положительное решение и с января 2019 года нам выделят 12,5 млн. евро в виде гранта, а дальше будет выдаваться кредит. Всего же согласовано на проект Таза-Суу по линии ЕБРР 193 млн. евро.

- К каким конкретным договоренностям пришли стороны после визита президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова в Евросоюз весной этого года?

- У нас есть целый план по итогам визита, он расписан. Один из главных – это новое соглашение. Мы надеемся, что в начале следующего года он будет подписан. Это будет уже другой уровень взаимоотношений.

После того, как в нашей стране была смена президента, Евросоюз не знал, как дальше будут продолжены отношения. Но после визита президента Сооронбая Жээнбекова Евросоюзом было принято решение не только сохранить действующие отношения, но и увеличить поддержку на ближайшие 7 лет.

- Как на ваш взгляд используется ВСП+ кыргызстанскими предпринимателями?

- Мы ожидали много. Дело в том, что мы хотели получить результат сразу. Но когда мы начали заниматься этим и непосредственно применять преференции, то начали обнаруживать проблемы. Мы стали классифицировать их. Например, основными проблемами являются мелкотоварность, сертификация, товарный вид, цена и т.д. Нащупать проблемы, это уже половина ее решения. С Министерством экономики мы определили, что в первую очередь, нужна экспертная помощь. Уже были в Кыргызстане 4 делегации из ЕС и выпустили 3 книги, что надо делать. Например, у нас есть мясо, которое им нравится. Но есть проблема. Как тут употребляют этот продукт. С момента убоя и до самого прилавка мясо должно храниться при градусе -2 градуса. Мы уже узнали такие процедуры и после того, как научимся их применять, то сможем экспортировать продукцию не только в страны Евросоюза.

- Есть ли диалог посольства с бизнес-сообществом Кыргызстана?

- Диалог есть. Мы устраиваем бизнес-форумы. В следующем году ожидается приезд в Кыргызстан Фламандской миссии. Надо отметить, что Фламандия дает 90% бюджета Бельгии. Со стороны Кыргызстана уже готовятся проекты. То есть мы говорим нашим предпринимателям, что приедут бизнесмены такой-то отрасли, на что в Кыргызстане уже готовятся проекты. Своего рода мы выступаем посредниками.

Кроме того была бизнес миссия из Голландии. Им очень понравились наши орехи, но из-за того, что наши фермеры не имели возможности экспортировать продукцию, то голландцы решили это делать сами. Они заранее дают деньги крестьянам на выращивание орехов, следят за процессом, а в конце забирают продукцию.

- А вы сталкивались с кыргызскими продуктами в странах Бенилюкса и Франции?

- Да, конечно. Здесь популярны курут, орехи, соки и сельхоз продукты. Здесь есть магазины с национальным брендом. К примеру, магазин польской продукции. Есть такой российский. И вот в российском магазине представлена наша продукция. Они наладили поставки. При этом сохраняется наш бренд, то есть, что продукция выращена и изготовлена в Кыргызстане. Магазин называется «Mini mix».

- Вы сказали, что основные инвестиции идут из Евросоюза, а как же насчет двустороннего сотрудничества?

- Работы на двустороннем уровне есть. Мы представляем определенный интерес для европейцев. После вхождения КР в ЕАЭС, ряд компаний Франции уже работают в Кыргызстане. Идет большое строительство гостиницы в Бишкеке и ожидается еще в Оше. Ряд торговых марок, такие как Декатлон отправила миссию в Бишкек. Это будет региональный проект. Магазин будет в нескольких городах, в том числе и в Бишкеке. Также Леруа Мерлен – магазин строительных материалов планируется открыть здесь. Ряд французских компаний работают с нашими ГЭС. Там есть два проекта по реконструкции Уч-Курганской ГЭС. Одна из компаний Альстон выиграла тендер по этому проекту, финансирование будет из АБР. Также компания IDEMIA, изготавливающая биометрические паспорта в Узбекистане, заинтересована в некоторых проектах «Таза коома».

- А что экспортируют наши производители во Францию и страны Бенилюкса?

- В основном идет экспорт сельхозпродукции. Есть ряд проблем. И основная проблема – сертификация. Стоит вопрос лабораторий. Но, на самом деле даже наличия нужных сертификатов может быть не достаточно, потому что по приезду в какую-либо страну, они могут потребовать дополнительные.

Подготовила Мехриниса Сулайманова

Комментарии

Оставить комментарий