Креативная экономика как новый вектор развития страны

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Кыргызстан в настоящий момент находится на стадии активного развития. Это проявляется во множестве секторов – культуре, искусстве, экономике, информационных технологиях и во многом другом. С начала 2019 года были реализованы множество проектов, которые открывают дорогу в будущее. Сейчас же Кыргызстану предлагают креативную экономику и по оценкам экспертов, республика может стать центром такой деятельности в Центральной Азии.

Креативная экономика специализируется на интеллектуальной деятельности. Основными её характеристиками являются высокая роль новых технологий и открытий в различных областях. Более подробно о креативной экономике рассказала в ходе круглого стола председатель совета директоров ЗАО «Банк Азии» и один из организаторов мероприятия Назира Бейшеналиева.

«Креативная экономика – это идеи, культура, технологии. На сегодняшний день, это самый динамично растущий сектор экономики и за последние 10 лет он вырос более чем в два раз с товарооборотом более чем 600 млрд. долл. США. В настоящий момент, в этой деятельности заняты более 300 млн. человек. Креативная экономика включает в себя 11 индустрий – СМИ, архитектура, дизайн и многие другие. Для Кыргызстана это новая тема, однако, термин креативная Центральная Азия уже внедрен в нашем регионе. К сожалению, очень многие правительства не обращают внимания на данный сектор экономики. Но, не смотря на это, в мире существует множество проектов в данном секторе. Лидером же является Австралия. Кроме того, можно отметить Гонконг, который сейчас пытается стать творческой столицей в Азии. И мы думаем, почему бы Кыргызстану не стать творческой столицей в Центральной Азии? Ведь мы имеем богатое культурное наследие. Кроме того, сектор креативной экономики в нашей стране занимает 7% ВВП», - отметила она.

Эта отрасль действительно актуальна для Кыргызстана. Ведь благодаря современным технологиям экспортировать свою деятельность стало намного легче. Фактически, сейчас можно работать на мировые компании, не выходя из собственного дома. Точно также можно привлекать и инвестиции. Но для этого необходимо раскрыть весь креативный потенциал республики и натолкнуть специалистов на нужный путь. Ведь многие и не подозревают, что, например, на своём хобби или увлечении можно зарабатывать. Для этого необходимо популяризовать отрасль, привлечь бизнес сообщество, а также плотно работать с регионами страны. Также в качестве рекомендаций эксперты предлагают привлечь успешных мировых деятелей креативной экономики. Такие люди могут не только поделиться своей историей успеха, но и подсказать с чего начать и в каком направлении двигаться начинающим предпринимателям.

Но, как и в любом другом деле, перспективного человека лучше всего находить в юном возрасте. Потенциальные таланты необходимо воспитывать со школьной скамьи. Следовательно, система образования должна меняться и эффективнее раскрывать потенциал учеников. О потенциале людей, которые могут стать будущим креативной экономики Кыргызстана рассказал вице-президент АУЦА Чынгыз Шамшиев.

«Есть разные определения и понимания того, что такое креативная экономика. Прежде всего, я больше склонен понимать это как сферу производства уникального единичного продукта – произведения искусства, кинематографии, литературы, живописи. Это то, что может создаваться в единичном или очень ограниченном количестве. Безусловно, это требует очень талантливых людей, качественную систему образования и много воображения. Нам нужно создавать такую систему образования, которая смогла бы выявлять таланты и с этими талантами работать, чтобы дать им техническую компетенцию, потому что любая творческая профессия требует как гения, так и ремесла. Необходимо владеть конкретной техникой в любой сфере. Но при этом одной техники мало. Нужно много воображения, любопытства, фантазии. Система образования должна давать эти качества людям», - поделился вице-президент АУЦА.

По мнению Шамшиева, при правильном подходе может вырасти сфера, которая будет обогащать духовно и будет значимой сферой экономики.

Что же касается потенциала Центральной Азии в креативной экономике, то уже сейчас доля ВВП на сектор услуг составляет порядка 51%, с учетом этого, страны нашего региона могут достаточно легко вписаться в мировой тренд культурной экономики. По оценкам экспертов в 2017 году доля креативных индустрий составила 521 млн. сомов, что составляет 6,5% ВВП. В свою очередь туристическая отрасль, на которую делаются большие ставки, составляет лишь 5% ВВП.

«В национальной стратегии на 2018-2040 годы отмечено, что развитие личности и человеческого капитала является конечным итогом и индикатором успешного развития. Государственным приоритетом определено обеспечение ценностного фундамента человека и общества, позволяющего реализовать духовный, культурный и творческий потенциал личности. Креативная экономика предлагает реализацию именно этого пункта, посредством монетизации идей и разработок, способных масштабироваться в промышленных объёмах. Стратегия КР нацелена прежде всего на создания среды для развития человека, раскрытия его потенциала, обеспечение благополучия, что в полной мере совпадает с целями создания кластера креативных и инновационных индустрий», - говорится в исследовании регионального института Центральной Азии.


«Креативная экономика - это достаточно интересная и новая тема для кыргызской экономики. Как депутат, мы очень много выезжаем в регионы страны. И каждый раз у меня наступает депрессия. Не смотря на нехватку инфраструктуры, меня всегда поражает то, насколько талантливы наши люди. Вопреки бюрократии и различным проблемам они что-то создают. Нам необходимо вкладываться в человеческий потенциал. Я очень рада, что это закреплено указом Президента. Мы все исполняем цели устойчивого развития. О человеческом потенциале говорится везде. Мы в центре всего ставим человека. Но для реализации человеческого потенциала необходима законодательная база. Необходимы механизмы, чтобы облегчить нахождение инвесторов, чтобы бизнес развивался, чтобы инвесторы к нам приходили. Мы талантливая страна, но на мировой арене нас мало кто знает», - рассказала вице-спикер Жогорку Кенеша КР Аида Касымалиева.


Сейчас основной задачей для развития креативной экономики является популяризация Кыргызстана как бренда. При повышении его узнаваемости будет развиваться и отрасль, а также и другие сферы деятельности, такие как экспорт не только товаров культуры, но и быта, и конечно же туризм. Если же все эти направления будут работать в тандеме, то страну действительно ожидает развитие.

Глеб Куренев
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий