Бишкек, 18.07.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 17 июля вносится проект о внесении изменений в Кодекс КР о нарушениях, в Законы КР «О защите прав потребителей», «Об общественном здравоохранении».
Инициаторы депутаты Жогорку Кенеша Э.Байбакпаев, К.Баймуратов, А.Исмаилова, П.Тулендыбаев.
Как сообщается в справке обоснования, данный проект Закона разработан в целях регулирования отношений в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической и биологической безопасности, возникающие при осуществлении деятельности по выращиванию, производству, ввозу и реализации в КР продукции содержащей генно-модифицированные организмы.
Выделены следующие проблемы, ставшие основой для разработки проекта закона:
- отсутствие ясной государственной политики в сфере оборота ГМО-содержащей продукции, в частности:
- размытость ответственности уполномоченного органа в сфере здравоохранения в части исследований относительно влияния потребления ГМО на общественное здравоохранение, отсутствие системы периодических отчетов и рекомендаций по результатам исследований о влиянии ГМО на здоровье,
- отсутствие статистики по ввозу и потреблению ГМО-продукции, отсутствие четкой позиции республики по проблемам оборота ГМО в рамках ЕАЭС;
- рост объемов неконтролируемого ввоза ГМО и продукции на их основе, как пищевой продукции, так и сырья, в виду открытия границ и ликвидации таможенного контроля на внутренних границах ЕАЭС;
- рост потребления населением Кыргызстана ГМО содержащей продукции;
- отсутствие действенного контроля при пересечении госграницы за соответствием стандартам и санитарным нормам, соблюдением технических регламентов, в том числе согласно требованиям по обязательной маркировке ГМО содержащей продукции, при импорте товаров, как из стран ЕАЭС, так и с других стран;
- отсутствие мер по созданию эффективных государственных органов по контролю и надзору за всей цепочкой пищевой продукции и сырья (наподобие Роспотребнадзора и Россельхознадзора), низкий объем финансирования системы государственного контроля;
- отсутствие правовой базы и подзаконных актов, слабый контроль и исполнение технических регламентов, слабая работа по гармонизации законодательства;
- отсутствие усилий по информированию граждан, социальной рекламы о возможном вреде и последствиях потребления ГМО содержащей продукции;
- отсутствие административной и иной ответственности граждан и юр.лиц за нарушения в сфере производства и торговли ГМО-продукции, в том числе нарушение порядка маркировки такой продукции.
В России запрещено выращивать ГМ-культуры. Но продукты с ГМ-компонентами в стране есть, по официальной статистике – порядка 6%. Введена маркировка продуктов. Действуют штрафы за незаявленные ГМ-компоненты в продуктах для производителей. Кроме того, что в каждом городе есть лаборатории по выявлению трансгенов в продуктах, в России задумались уже над созданием прибора, который смог бы обнаруживать ГМ-культуры в продуктах.
По словам экспертов, при проверке продуктов произведенных в Кыргызстане тоже выявляются ГМО-компоненты. Например, в колбасе и сосисках выявлено содержание сои. Это говорит о том, что генная инженерия пришла и в нашу страну. Если мы не примем срочные меры, продукты генной инженерии вытеснят с нашего рынка натуральные продукты.
Хотелось бы также отметить, что правительство КР практически не использует механизмы защиты внутреннего рынка и своих потребителей от ввозимой недоброкачественной продукции, заложенные в Договоре о Евразийском Экономическом Союзе.
В частности, Договором о ЕАЭС предусматривается в пункте 1 статьи 29 норма, что «государства-члены во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения для охраны жизни и здоровья человека». На основании этой нормы Договора, в целях охраны жизни и здоровья своих граждан наше правительство может вводить любые ограничительные мероприятия при ввозе недоброкачественной продукции на территорию КР. В этой связи, правительству рекомендуется внимательно изучить все нормы по защите своих граждан, предусмотренные Договором о ЕАЭС, и активно начать применять их в действии.
Открытие границ в рамках ЕАЭС и отмена таможенного контроля на внутренней границе создают условия для бесконтрольного роста импорта пищевой и сельскохозяйственной продукции, в том числе ввоза, реализации ГМО содержащих продуктов и пищевого сырья, что, в виду их дешевизны по сравнению с натуральными продуктами, повлияет на рост объемов потребления населением ГМО содержащих продуктов, и безусловно негативно отразится на здоровье граждан, а также на состояние биологического разнообразия флоры и фауны республики.
Все, кто борется с распространением ГМО в отдельно взятой стране, пришли к выводу, что по отдельности на национальном уровне решить проблему практически невозможно. Человечество должно общими усилиями решать эту проблему. Таким образом, в деле контроля ГМО и продукции на их основе важны взаимодействие и координация уполномоченных органов всех сопредельных стран, необходимо усиление работы на межправительственном уровне, как в рамках стран участниц ЕАЭС, так и с другими странами.
Необходимо отметить, Кыргызстан является страной с растущей, но, при этом относительно малой экономикой, с низким уровнем доходов населения по сравнению с другими странами ЕАЭС.
В силу чего Кыргызстан должен стать зоной жесткого контроля над ГМО и продуктов на их основе, в целях сохранения здоровья нации и генофонда, экологической, генетической и биологической безопасности, устойчивого развития, достижения таких целей, как: «Кыргызстан – страна экологически чистой сельхозпродукции», «Кыргызстан – страна натуральной продукции животноводства», «Кыргызстан - страна зеленой экономики». Для достижение указанных целей необходимо усиление государственного надзора в области обращения ГМО-содержащей продукции, в частности в сфере безопасности питания и пищевых продуктов, в сфере безопасности обращения биологических веществ, а также введение административной ответственности, предусматривающей взыскание в виде штрафа и изъятия незаконной продукции.
Проектом закона устанавливается административная ответственность за нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы, в части сведений о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов или с использованием таких организмов. Вводятся новые статьи 150-1, 150-2 в новую редакцию Кодекса КР о нарушениях. Размер штрафа предлагается установить в размере, согласно 4 и 5 категории, по аналогии с нарушениями, предусмотренными частью 5 статьи 150 «Нарушение санитарных норм или государственных стандартов при производстве, обращении либо реализации продуктов питания или продовольственного сырья», с дополнительным применением изъятия незаконной продукции.
Проект закона разработан с учетом положений Технических регламентов ЕАЭС «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки». В части административной ответственности изучен опыт законодательства Российской Федерации.
Ответственным органом за выявление и наложение взыскания является уполномоченный государственный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В результате проведенного анализа, установлено соответствие данного законопроекта законодательству КР. Принятие данного законопроекта не приведет к негативным социальным, экономическим, правовым, правозащитным, гендерным, экологическим, коррупционным последствиям.
Проект закона не требует увеличения штатной численности уполномоченных органов, не требует увеличения бюджетных расходов, предполагается осуществление контроля за административными нарушениями в сфере маркировки, государственной регистрации ГМО в рамках утвержденных и планируемых бюджетов соответствующих уполномоченных органов.
В соответствии с требованиями статьи 22 Закона «О нормативных правовых актах КР» данный проект был размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша для общественного обсуждения.
Комментарии
Оставить комментарий