ИАЦ "Кабар": Контроль социальных сетей – борьба с фейковыми новостями

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В конце декабря прошлого года депутат ЖК КР Дастан Бекешев инициировал проект закона «О внесении изменений в «Гражданский кодекс КР» по части регулирования свободы слова.

В социальных сетях бурно восприняли инициативу депутата, полагая, что инициатива депутата направлена опять же на ужесточение контроля свободы слова в социальных сетях и интернете. После изучения проекта закона многим стало ясно, что большая часть относится не к контролю, а все же к компенсации морального вреда и определяется порядок публикаций опровержений. В частности, в законе уточняется размер компенсации морального вреда (не менее двухсот расчетных показателей, что равняется 20 000 сом) и уточняются моменты порядок дачи опровержений на ранее опубликованный материал.

«Настоящий законопроект подготовлен в целях улучшения гражданского законодательства в сфере защиты нематериальных благ граждан, совершенствования правовых механизмов защиты чести, достоинства, деловой репутации и доброго имени», - говорится в справке обоснования данного законопроекта.

Сам депутат Бекешев подчеркнул, что его законопроект не направлен на запрет комментариев или какого-то ужесточения контроля за контентом в социальных сетях. По его словам, инициатива направлена на то, как должно исполняться судебное решение по гражданскому кодексу.

«Допустим, была информация, наносящая урон чести и достоинству и в этом случае, если кто-то обратился в суд и суд вынес решение дать опровержение, законопроект регулирует каким образом опровергать эту информацию. Второй момент, в законопроекте уточняется минимальный порог возмещения морального вреда 20 тыс. сомов. Моральный вред может быть в нескольких случаях, может кого-то незаконно осудили, или избили, или унизили, в этом случае человек может обратиться за компенсацией. Поэтому компенсацию морального вреда не нужно рассматривать только как защиту чести и достоинства», - пояснил депутат.

Что касается контента в социальных сетях и ресурсов фейковых новостей, которые зачастую используются в предвыборных программах с целью дискредитации или снижения рейтинга оппонента, в Кыргызстане пока никак не регулируется.

Если взять страны ЕС, то там проходит законопроект, который обяжет все социальные сети в течении 24 часов убирать фейковые новости. Если этого не будет происходить, то на правообладателя социальных сетей будет налагаться штраф в размере 50 млн. евро. Как сообщил депутат Дастан Бекешев, данный закон проходит в ЕС и еще не принят.

«Если посмотрим на соседний Казахстан, то там довольно жестко мониторят социальные сети. Мы конечно не должны к этому идти, у них комментарии практически запрещены к подобным новостям. В социальных сетях конечно люди пишут, но уже опасаясь. В России стараются сделать так, чтобы не было анонимных аккаунтов. Если кто-то регистрируется в интернете, он должен иметь зарегистрированную сим-карту. У нас это в принципе тоже прописано, но практически это не работает», - сообщил Бекешев

В разных странах по-разному борются с фейковыми новостями и анонимными аккаунтами в социальных сетях. Правительства разных стран начинают задумываться, как бороться с этой напастью, потому что фейковые новости, как оказалось, могут влиять на выбор и настроение граждан.

И если на эту проблему не обращать внимания, социальные сети, скорее всего, превратятся в свалку фейковых новостей и дезинформации.

Владелец крупнейшей в мире социальной сети Facebook Марк Цукербер не так давно объявлял войну фейковым новостям, это повлекло значительные изменения в алгоритме формирования новостной ленты пользователей. Эксперты BuzzFeed проанализировали, как работают новые алгоритмы Facebook и насколько эффективно они борются с распространением ложной информации в соцсети. Они также выяснили, какие новые тактики применяют авторы фейковых ресурсов.

Компания Facebook не стала комментировать итоги эксперимента, заявив, что продолжит работу по борьбе с фейковыми новостями.

Трудно сказать, насколько это эффективно, так как фейковые новости продолжают появляться, особенно в период предвыборных компаний, и хоть и не на долгое время, но успевают внести свою лепту в формирование общественного мнения.

Бороться с этим явлением законодательно начали во всех цивилизованных странах, где социальные сети широко развиты и применяются в различных областях, в том числе в системе государственного управления. Многие страны проводят постоянный мониторинг социальных сетей, а политики и государственные деятели развитых стран имеют аккаунты в социальных сетях, где публикуется информация о деятельности политика из первых рук.

Слежка за деятельностью граждан как внутри США, так и в других странах, проводится Соединенными Штатами уже на протяжении как минимум 20 лет. Об этом утверждают иностранные СМИ. По их данным, наибольшую известность программы слежки получили благодаря разоблачениям экс-сотрудника спецслужб Эдварда Сноудена. О программах стало известно в момент, когда американские газеты опубликовали секретную информацию о программах американских и английских спецслужб, связанных с тотальной слежкой в интернете и за телефонными переговорами.

«Однако лидерство в вопросе блокировки, конечно, принадлежит Китаю, в котором с 2009 года действует мощный интернет-фильтр Great Firewall of China. Из Поднебесной недоступны сайты Google, заблокированы популярные социальные сети Facebook и Twitter, сайты ряда западных изданий как на китайском, так и английском языках. В условиях недоступности иностранных соцсетей огромной популярностью пользуются китайские аналоги — WeChat, Weibo, QQ», - отмечает РИА Новости.

В июне 2016 года власти ужесточили контроль за онлайн-комментариями и репостами, которые противоречат основным принципам конституции, ставят под угрозу государственную безопасность, честь и интересы страны, призывают к национальной ненависти, содержат слухи и порнографические материалы. Спустя месяц интернет-регулятор Китая запустил кампанию по борьбе с распространением в СМИ ложных информационных сообщений и слухов из социальных сетей.

Также по данным российского СМИ, серьезно контролируют социальные сети и в странах Персидского залива. Так, согласно федеральному закону ОАЭ от 2012 года, подданных страны и резидентов могут привлечь к ответственности за «неуважительные высказывания в отношении ислама, морали и должного поведения» в интернете. Власти эмиратов под угрозой уголовного и административного наказания запрещают высказывать в соцсетях мнения, которые отличаются от проводимого ими внешнеполитического курса.

Ожесточенная дискуссия по проблеме свободы слова в соцсетях развернулась также в Германии. С минувшего года там действует закон о защите сетей с фактически не произносимым для русского человека названием — Netzwerkdurchsetzungsgesetz (NetzDG). Теперь соцсети обязаны более оперативно обрабатывать жалобы на содержание опубликованного контента, удалять нарушающие законодательство записи и комментарии.

Тем не менее, в подавляющем большинстве стран не существует специальных законов, регулирующих, что дозволено в интернете, а что нет. В Испании, например, совершаемые в интернете преступления включены в уголовный кодекс. В Великобритании аналогичная ситуация. Правда, действующие нормы считаются уже отчасти устаревшими: один из законов — о злоумышленных действиях с использованием средств коммуникаций — датируется аж 1988 годом. Сейчас правительство настаивает на принятии нового закона, позволяющего более тщательно контролировать социальные сети и мессенджеры.

«Государства борются в соцсетях не только с терроризмом и другими видами преступности, но также и с распространением ложных сведений, которые, как заявляют в США и ряде других западных стран, могут даже кардинально изменить исход выборов президента. Особенно остро проблема стоит в Соединенных Штатах, где уже год людям приходится «терпеть» «избранного Россией» Дональда Трампа благодаря, как считают в Вашингтоне, покупке политической рекламы в Facebook и атаке ботов в Twitter», - пишет РИА Новости.

Со своей стороны депутат ЖК от фракции СДПК Асилбек Жээнбеков предложил законодательно закрепить возможность мониторинга социальных сетей с целью снижения численности анонимных и фейковых аккаунтов, которые используются для вброса информации, зачастую не совсем достоверную, и широко используются в предвыборных компаниях.

«В США и в Великобритании существуют законы относительно социальных сетей, там ведется мониторинг, там практически невозможно оставить анонимный пост в социальной сети. Казахстан тоже внедряет этот закон. Мы тоже должны придти к тому, чтобы принять закон, регулирующий социальные сети и вести мониторинг. Правительство сейчас не может ответить на вопрос, кто будет проводить мониторинг, потому что такого органа нет», - сказал А.Жээнбеков.

По мнению медиаэксперта Азамата Тынаева, с развитием социальных сетей, вместе с положительными функциями обнаружились и негативные тенденции, которые вынуждают принимать меры по регулированию, в том числе и законодательно.

«Тут нужно в какой-то мере согласиться с депутатом, потому, что социальные сети показали и другое свое лицо. Впервые громко люди заговорили об этом во время последних президентских выборов в США, когда Дональд Трамп победил на выборах. Хотя специалисты уже давно говорили о проблеме фейковых новостей и о проблеме социальной агрессии, которая распространялась в социальных сетях. Очень много конкретных примеров о кибербоинге, так называемой интернет-травли, и все это привело к тому, что во многих цивилизованных странах, конечно естественным образом, стали на это реагировать», - прокомментировал А.Тынаев.

Как отметил медиаэксперт, многие страны самостоятельно проводили исследования проблему фейковых новостей и кибер-булинг в социальных сетях с привлечением экспертов, в результате чего каждая страна в зависимости от своих культурных, традиционных особенностей и особенностей права, начали принимать определенные законы, регулирующие или ограничивающие некоторые вещи в интернете.

А.Тынаев отметил, что многие страны ЕС обязывают социальные сети отчитываться, каким образом они борются с агрессией, распространением порнографии или фейковых новостей и так далее.

«Часть этих проблем есть и у нас», - пояснил Тынаев.

Тем не менее, ввести тотальный контроль над социальными сетями практически невозможно, в том плане, что контролировать высказывания каждого пользователя и проверять на достоверность физически не под силу ни одной государственной службе в виду огромного числа пользователей и ограниченного числа сотрудников.

В основном социальные сети контролируются программно и модераторами, программы находят определенные слова или словосочетания, фильтруют их и направляют модераторам, после проверки модератором публикация может быть одобрена или заблокирована.

Чтобы проверять публикации хотя бы кыргызского сегмента социальных сетей, чтобы это было эффективно, скорее всего, понадобится очень много модераторов, которые будут отслеживать публикации. Тут встает другой вопрос, насколько это оправдано в нынешней ситуации.

По части законодательного контроля достоверности распространяемого в социальных сетях контента, возможно, закон мог бы в какой-то степени обязать владельцев социальных сетей нанимать модераторов, которые бы проводили мониторинг сегмента на фейковые новости, вполне возможно, что затраты, которые понесет компания владелец социальных сетей, на содержание службы модерации окажется намного меньше получаемых доходов. Но, это лишь как один из способов борьбы с недостоверной информацией..

Мирлан Киизбаев
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий