Новая Конституция КР и органы местного самоуправления. Что нового в этих вопросах?

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Фонд Ханнса Зайделя в Центральной Азии провел круглый стол по теме «Новая Конституция Кыргызской Республики и органы местного самоуправления. Что нового?». В мероприятии приняли участие депутаты ЖК КР, представители правительства, Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений, эксперты в области МСУ, а также магистранты Фонда.

В приветственном слове глава Фонда Зайделя в ЦА доктор Макс Георг Майер указал, что актуальный на сегодняшний день вопрос формы правления государства является исключительно прерогативой народа Кыргызстана. «Фонду не важно какую форму правления выберет народ Кыргызстана, но организация примет и будет уважать любое решение народа и продолжит сотрудничество с Кыргызстаном во благо его развития», - сказал он.

Глава Фонда добавил, что Кыргызстан известен в мире своими демократическими ценностями, исторической кочевой культурой, а также как островок демократии в регионе, обратив внимание на то, что кыргызский народ всегда и везде открыто выражает свои принципы, взгляды, точку зрения и всегда отстаивает их. Это, по словам доктора Майера, является отличительной чертой Кыргызстана от соседних государств. «Храбрые и отважные джигиты в белых калпаках, уверенно скачущие на лошадях, это и есть Кыргызстан, символ независимости и свободы», - сказал он.

Глава Фонда выразил обеспокоенность по поводу отдельных политических процессов, которые послужили причиной понижения позиций КР в рейтинге «Свобода в мире — 2021» неправительственной правозащитной организации Фридом Хаус. Поэтому он считает, что правление в стране должно стать эффективным и рациональным.

Доктор Майер также обратил внимание на проект новой Конституции, указав на непрописанные четко функции Народного курултая, которые по словам главы Фонда, дублируют функции парламента страны. Он также выделил другие моменты, требующие доработки. «Решение государственных и общественных проблем не связано с Конституцией, а связано с четким исполнением закона и справедливым правлением», - отметил он в своем слове к участникам мероприятия, добавив, что система управления должна быть четкой, мобильно, открытой, а прежде всего ясной для народа.

В завершении своего выступления доктор Майер сказал, что на сегодня для Кыргызстана более приемлемым будет усиление органов местного самоуправления, функций городов и районов, что позволит эффективнее решать вопросы населения на местах и в этом случае развитие Кыргызстана будет эффективнее. Он также предостерег от принятия решений, которые послужат основанием для того, чтобы система госуправления республики стала схожей с соседним Таджикистаном и Россией.

Презентацию на тему «Действительно ли Кыргызстан находится в центре демократических процессов или нестабильности» представил президент исследовательского института Crossroads Central Asia Шаирбек Джураев.

Джураев рассказал, что есть примерно 3 основных события, которые явились причиной произошедших событий в Кыргызстане и изменившие привычный образ жизни граждан. «За каждым событием стоят определенные возможности и риски с опасениями», - говорит президент исследовательского института Crossroads Central Asia.

Одним из основных событий, внесших серьезную корректировку в развитии не только мира, но и Кыргызстана, является коронавирус. Пандемия, не только унесла много жизней в стране, но также нанесла серьезный удар по экономике. А введенный в стране локдаун, не дававший на протяжении 3-4 месяцев гражданам, зависящих от ежедневного заработка, найти средства к существованию сказался на их настроении и отношении к органам власти. В этих условиях, неподчинение требованиям введенного карантина явилось показателем кризиса доверия населения госинститутам. Поэтому Джураев считает, что октябрьские события стали проявлением пандемии, усталости населения от власти и отсутствия к ней доверия. Он также уверен, что в смене власти в 2005, 2010 и 2020 годах под напором уличных протестов виноваты сами власти, которые довели до экономического и политического кризиса страну, и соответственно население государства.

Другой основной причиной, по мнению Джураева является изменение Конституции. Эксперт отметил, что как такового истинного парламентаризма в Кыргызстане, несмотря на заявленный курс государства в 2010 году, не было. «Поэтому, несмотря на восприятие населением негативно предыдущего опыта, резкий переход от парламентской к президентской форме правления стало непонятным для мировой общественности», - указывает он.

Говоря об основных вопросах к тому, почему произошли такие события, Джураев отметил, что в этом вопросе также имеется несколько основных моментов. «Какие изменения последуют после президентских выборов, измениться ли жизнь и так далее», -являются главным вопросом на взгляд директора исследовательского института.

Другой вопрос связан со сменой власти. По словам Джураева, третья революция серьезно увеличивает последующие подобные нестабильности и может дойти до того, что у государства выработается подобное политическое поведение. «Поэтому тут вопрос в том, станем ли мы государством, где революции происходят на постоянной основе?», - говорит политолог.

Третий вопрос касается внешней оценки. Как пример приведен отчет Фридом Хаус, результаты которого, по словам Джураева, не всегда отражает реальную картину на момент составления доклада, поскольку он составлялся в декабре, когда в стране был и.о президента.

Рассказывая о поисках ответов Джураев указывает на три момента. Во-первых, это плюрализм, который по словам директора исследовательского института, развился в Кыргызстане достаточно хорошо, как и свобода слова, которая сопровождает кыргызстанцев во всем.

Второе, это политизация, которая переходит от общего к частному или личному. Джураев отмечает, что по большей степени в ходе дискуссий эксперты зачастую отходят от обсуждения сути вопроса к мотивам оппонентов и тому, почему они поступают именно так как поступили. «В политических дебатах это распространенное явление, которое не является очень хорошим показателем», - говорит эксперт.

Третий примечательный момент по мнению Джураева, это прагматизм. По словам эксперта, данный принцип позволяет принять взвешенную и нейтральную сторону в любой ситуации. Он также отмечает, что прагматичные вопросы позволят нам найти необходимые ответы по многим вещам, которые беспокоят нас в настоящее время.

В презентации также были представлены основные возможности, опасения и моменты, которые позволят двигаться вперед. В заключении Джураев отметил, что неработающие законы стоят за каждой революцией. «Поэтому отчасти правы те, кто говорит, что Конституцию надо менять, чтобы изменить неработающие законы», - сказал президент исследовательского института Crossroads Central Asia, добавив, что от необходимости к злоупотреблению путь также быстр.

В ходе последующего обсуждения Кенжебек Бокоев, депутат ЖК КР VI созыва рассказал о предложениях по новому Основному закону, данные им Конституционному совещанию. Следуя из слов нардепа, основной посыл заключался в том, что исполнительная власть должна находится отдельно от законодательной власти, чтобы был баланс ветвей власти. Бокоев также поделился мнением о том, что в вопросах выборов мэров и айылокмоту надо переходить от непрямых к прямым выборам.

Его коллега Аалы Карашев со своей стороны рассказал о 30-летней истории в вопросе реформ в управлении страной, в ходе чего удалось пройти путь от президентской до парламентской формы правления. «Но достичь поставленных целей не смогли. Основной целью всего этого было создать соответствующие условия для народа, но мы этого не смогли достичь. Никто не отвечал ни за что! Теперь народ выбрал президентскую форму правления в надежде на улучшения», - говорит нардеп, добавив, что проблема не в форме правления.

Карашев указал, что с принятием новой Конституции нужно будет принять сотни новых законов, а места, которые требуют доработки и не были учтены в ходе подготовки можно будет подправить за счет принятия соответствующих законов.

Говоря об органах местного самоуправления, депутат напомнил о том, что уже было сделано в стране, а также указал на то, что нужно воплощать в жизнь административно-территориальную реформу, которая долгие годы не реализовывается.

Представитель ГАМСУМО Султан Бакасов рассказал о том, что было затронуто в новой редакции Конституции, касаемо органов самоуправления и попытался объяснить причины подобных новшеств. Он также рассказал о том, почему Народный курултай был внесен в Конституцию и причины подобного шага.

В завершении мероприятия доктор Майер поблагодарил участников круглого стола, выразив надежду на то, что обсужденные вопросы, полученная информация и презентация будут полезными для гостей мероприятия.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий