Про потенциал туристической отрасли говорилось неоднократно. В стране есть все условия, чтобы привлекать туристов со всех уголков планеты. В теплый период – это Иссык-Куль, в холодный - горы. Помимо этого, в стране есть множество культурных объектов, которые бы могли заинтересовать иностранцев и стать причиной полюбить Кыргызстан. Тем не менее, последние годы не бьют каких-либо рекордов в привлечении гостей. Про текущий же год и вовсе говорить страшно. Пандемия коронавируса значительно повлияла на туристический сектор. Люди, которые были заняты в туристической отрасли остались в этом году без дохода.
Но пока речь шла только о летнем туризме. С началом зимы открываются новые горизонты. Многие чиновники ранее говорили, о том, что наши горы могут стать новым Куршавелем, но по сей день этого не случилось. Хотя потенциал нашей природы достаточно велик. И это направление необходимо развивать, продолжать популяризацию Кыргызстана как бренд и повышать узнаваемость у иностранцев.
Касательно текущего туристического сезона, эксперты отмечают, что его ещё можно спасти, но для этого необходимо принять ряд мер. Так, в ноябре состоялось совещание, в ходе которого специалисты обсудили как можно помочь текущему туристическому сезону в условия пандемии. Одним из первых вопросов, который был затронут – организация чартерных рейсов между КР, РФ, РК, РУз, РТ в аэропорты «Манас» в Бишкеке и Тамчи на Иссык-Куле. Однако, пока говорилось лишь о тестовых перелетах. В ходе совещания специалисты отметили, что поток туристов можно организовать уже к середине декабря. С учетом того, что туристическая отрасль является важным элементом экономики страны, то её можно возобновить, правда постепенно и под строгим санитарным контролем. Кроме того, если же зимнему туристическому сезону всё же быть, то те объекты, которые задействованы должны подготовиться к приему гостей. Стоит понимать, что эта подготовка должна быть не обыденной, а учитывать все нюансы пандемии.
В целом же, в ходе совещания были затронуты множество актуальных для отрасли тем от увеличения числа рейсов и до пересмотра действующих санитарных норм. Но одним из главных заявлений было то, что в скором времени возможен пересмотр распоряжения Правительства об установлении ограничительных мер по пребыванию граждан на территорию КР.
«По итогам состоявшейся встречи, стороны единогласно поддержали инициативу Департамента туризма по поддержке зимнего туризма при строгом соблюдении действующих санитарных норм и правил, алгоритмов действий по приему иностранных граждан и лиц без гражданства на территории КР, также договорились в максимально короткие сроки направить актуальные предложения на рассмотрение в Аппарат Правительства Кыргызской Республики», - говорится о результатах встречи.
Но это то, что касается нынешнего времени. Не стоит забывать и о будущем, когда пандемия закончится, и жизнь вернется в прежнее русло. Нужно понимать, что мы живем во время суровой конкуренции, это затрагивает и туристическую отрасль. И здесь говорится не о конкуренции между двумя компаниями, а о конкуренции между странами, и к сожалению, Кыргызстан пока эту конкуренцию проигрывает. Для того, чтобы что-то менять, нужны значительные изменения – улучшение сервиса, повышение качества предоставляемых услуг, ценовая политика. Всё это, а также много другое требует пересмотра, улучшения и модернизации.
Не так давно прошла презентация проекта Концепции развития зимнего туризма в Кыргызской Республике на период 2021 – 2025 годы, разработанного Департаментом туризма при поддержке Проекта SECO по устойчивому развитию зимнего туризма в Кыргызстане, реализуемым Хельветас Свисс Интеркооперейшн.
Этот проект финансируется Швейцарией и был разработан на основе встреч и обсуждений проблем с бизнес-сообществом, туристическими ассоциациями, а также опираясь на исследования, проведенные в туристической отрасли.
Цель Концепции — обеспечить гармоничное партнерство государства и предпринимателей для создания новых туристских продуктов и предложений и для повышения экономической устойчивости субъектов туризма через выполнение таких приоритетных задач как:
— создание и популяризация новых предложений и продуктов для туристов в зимний период;
— привлечение инвестиций в сферу зимнего туризма;
— развитие внутреннего туризма, прежде всего в регионах;
— повышение привлекательности зимнего туризма для внешних туристов;
— обеспечение безопасности туристов; — институциональное развитие сектора зимнего туризма.
В целом же проект поднимает множество важных вопросов и затрагивает большой объём. Так, например, рассказывается потенциал небольших юрточных лагерей, которые быстро привлекают внимание иностранных гостей. Это не плохой вариант, однако, для более массового привлечения туристов необходимо строительство глобальных объектов, об этом говорит опыт соседних стран. Однако, для внедрения новых продуктов и строительства баз и зон отдыха необходимы значительные финансовые инвестиции, на которые пока рассчитывать не стоит. В концепции этот момент учли и предложили следующие изменения.
«Мировые тренды в развитии зимнего туризма до начала пандемии COVID19 указывают, что повышение конкурентоспособности туристских объектов напрямую связано с возможностью предложить рынку разнообразные зимние туристские продукты. В то же время, ожидать внедрения на территории Кыргызской Республики новых продуктов за счет крупных инвестиций, сопоставимых с инвестициями развитых государств преждевременно. Поэтому действия субъектов туризма преимущественно будут сконцентрированы на улучшении качества существующих услуг и адаптации таких продуктов, которые не требуют значительных вложений. На среднесрочный период предлагается акцентировать внимание на 3 новых продуктах, которые можно внедрить без значительных первоначальных затрат, но которые дадут возможность привлечь новых туристов. Такие продукты должны быть привлекательны для любителей зимних видов туризма всех возрастов и разного уровня материального положения», - говорится в справке обосновании.
Проще говоря, предлагается внедрение трех новых типов зимнего отдыха – этнокультурный туризм в зимний период, фрирайд и снегоступинг. Если со вторым и третьим пунктом всё понятно, то этнокультурный туризм выглядит достаточно интересным продуктом для западных гостей, чья культура и обычаи значительно отличаются от кыргызских.
«Этнокультурный туризм в Кыргызской Республике – это туризм, основанный на знакомстве с обычаями и традициями кочевых народов, в том числе проживание в юрте, маршруты по сакральным местам, посещение природных источников и т.д. В летний период этнокультурные туры по опросам основных туроператоров составляют 70-80% от общего числа туристов в год (не учитывая пляжный отдых на Иссык-Куле) и проводятся в период с мая по октябрь. Если зимние туры составят хотя бы 20% от летнего потока, то это даст рост объемов услуг в зимний период не менее чем в 2 раза», - говорится в обосновании.
Глеб Куренев
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий