Конфликт интересов: Активисты и инвесторы не согласны с моделью «Безопасного города»

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Сегодня, 28 июня, Государственный комитет информационных технологий и связи провел круглый стол, в ходе которого была презентована модель реализации проекта «Безопасный город».

В общественной дискуссии приняли участие руководство данного ведомства, представители Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД МВД КР), а также эксперты в области информационно-коммуникационных технологий и гражданские активисты.

Модель, разработанная межведомственной комиссией, была презентована заместителем председателя ГКИТиС Кубанычем Шатемировым, и, как ожидалось организаторами, участники обсуждения выявили ряд спорных моментов. Остановимся на них более подробно.

Какая модель предложена ГКИТиС?

«Безопасный город» является одним из компонентов масштабного проекта «Умный город». Основной целью его реализации, как отметил Шатемиров, является создание безопасной среды на дорогах. Он начал работать в пилотном режиме с апреля текущего года, и в рамках его реализации были установлены камеры фиксации нарушений правил дорожного движения на четырех перекрестках Бишкека: Ибраимова – Фрунзе, Байтик Баатыра – Ахунбаева, Байтик Баатыра – Горького и Байтик Баатыра – Масалиева. Они фиксируют всего 6 видов нарушений:

- Проезд на запрещенный сигнал светофора;- Пересечение стоп-линии;
- Нарушение рядности движения;
- Движение по встречной полосе;
- На ул. Масалиева предусмотрена фиксация скоростного режима,
- На Байтик Баатыра – Горького фиксируется неправильная парковка.

Так, по сообщению Шатемирова, с запуском «Безопасного города» камеры зафиксировали 2 млн. 160 тыс. 343 автотранспортных средств. Из них 113 тыс. 976 нарушили положенные правила езды на дороге.

«Эти цифры для нас послужили хорошим основанием для проведения расчетов, чтобы понять и осознать истинную картину, сложившуюся на дорогах. На трассе Бишкек – Кара-Балта камеры за время своей работы выявили 131 тыс. 930 нарушений ПДД. Из числа выписанных штрафов на сегодня уже поступило 11 млн. 611 тыс. 711 сомов», - добавил зампредседателя ведомства.

Таким образом, для дальнейшей реализации проекта ГКИТиС предлагает установить камеры фиксации нарушений ПДД еще на 38 перекрестках столицы, на трасах Бишкек-Чалдыбар, Бишкек-Кемин, а также по дороге в аэропорт «Манас» и к пропускному пункту «Ак-Жол». Кроме этого, планируется создать 48 скоростных рубежей и 20 передвижных комплексов. Все эти шаги, как отметил Шатемиров, были определены совместно с ГУОБДД.

«Это позволит закрыть полностью периметр города. Мы будем получать информацию по количеству въезжающих и выезжаемых транспортных средств: можно будет определить, сколько всего единиц транспорта в Бишкеке; сколько из них принадлежит иностранным гражданам и т.д. Также это послужит основой для принятия решений по развитию городской инфраструктуры», - выделил Шатемиров.

Он указал, что первый этап по плану завершится к 2019 году, а до 2020 года предусмотрена реализация второго этапа проекта. Для воплощения предложенной модели планируется привлечь частных партнеров путем проведения аукциона на сайте Государственных закупок, победитель которого будет определяться путем понижения стартовой цены.

По предварительным подсчетам, для реализации первого этапа проекта необходимо 11 млн. 953 тыс. 702 долларов США. В эту сумму входят оснащение перекрестков камерами, установка системы видеонаблюдения на пешеходных зонах и подземных переходах, нанесение дорожной разметки и установка дорожных знаков, а также содержание их в соответствующем состоянии.

Таким образом, компания, победившая конкурсный отбор для реализации проекта «Безопасный город» возлагает на себя все перечисленные выше обязанности, что и стало причиной спора для потенциальных инвесторов и гражданских активистов.

Чем недовольно гражданское общество?

Активисты, выслушав презентацию проекта, высказали недовольство тому, что функции муниципальных служб будут переданы частным лицам. Они отметили, создание безопасной среды на дорогах и общественных местах входят в обязанности мэрии, и в случае некачественной работы муниципалитета, горожане могут потребовать устранить видные недочеты, а с частными компаниями это может вызвать определенные сложности.

Потенциальные инвесторы, заинтересованные в реализации проекта, поддержали эту позицию, аргументировав тем, что для нанесения дорожных разметок и установки дорожных знаков им придется приобретать дополнительную технику и аппаратуру.

Вице-мэр Бишкека Эркин Исаков согласился с высказанными недовольствами, указав, что названные обязанности должны все же остаться за муниципальными службами.

«Мэрия несет ответственность за состояние городских дорог – это комплексный вопрос, касающийся озеленения, ухода и содержания дорог, тротуаров, ирригации, как в зимнее, так и в летнее время. Вы сами видите, что за последние несколько лет положение улучшилось. Да, есть много разбитых тротуаров, есть определенные проблемы с освещением, но прогресс очевиден. В рамках этого проекта мэрия со своей стороны готова обеспечить необходимую инфраструктуру. Мы готовы обеспечить и освещением, и разметкой. Мы от этого не отказываемся и полностью считаем, что это обязанность муниципалитета», - прокомментировал Исаков.

Он разъяснил, что воплощение «Безопасного города» предусматривает разработку отдельного проекта для каждого перекрестка. При возложении обязанностей по нанесению дорожных разметок на проектных участках между частными партнерами и мэрией могут возникнуть спорные моменты.

«Дорожные разметки будут делаться не только на перекрестках, но и в других местах. Они, возможно, в скором станут местом стыка для конфликтов. Поэтому лучше пусть эта обязанность останется за муниципальными службами», - резюмировал вице-мэр.

Активисты также высказали мнение, что нет надобности разделения одной обязанности между муниципальными службами и частными лицами, потому как мэрия обязуется подходить к этому вопросу комплексно, создавая безопасную среду не только на проезжей части, но и вдоль и поперек нее.

Какую оценку дают инвесторы?

Ознакомившись с предлагаемой моделью проекта, потенциальные инвесторы скептически отнеслись к возможности его скорой реализации. Академик Международной академии связи (МАС) Юрий Катютин, выступая в роли эксперта по информационно-коммуникационным технологиям, выделил два момента.

«Первая ошибка из того, что я услышал - сбор штрафов. Почему подрядчик должен отвечать за сбор штрафов? Он инвестор. Он хочет получить деньги по определенному графику, а из предложенной модели подрядчику неизвестно, когда он получит свои деньги. Потому что неизвестно, кто отвечает за сбор штрафов. Второе - как инвестор будет знать, сколько штрафов было оплачено? Кто даст ему такие данные?» – высказал эксперт.

На сегодня, как рассказал зампредседателя ГКИТиС Кубаныч Шатемиров, инвесторам предлагается 18% от доли сбора административных штрафов по зафиксированным на камеры нарушениям ПДД. Госкомитет выдвигает предложение повысить этот показатель до 32%, чтобы частный партнер смог окупить свои вложения. Но эксперт оценил такие перспективы сомнительными и предложил свое видение решения вопроса.

«Были разговоры, что будет сверка, а будет ли счет? Поэтому мы предложили остановиться на какой-то цифре: предположим 220 сомов за вынесение постановления, или поставить планку 10 млн. нарушений ПДД, а потом, как расходы будут покрыты, все передать на баланс государству», - объяснил свою позицию потенциального инвестора Катютин.

Он добавил, предлагаемая модель проекта может затянуться в сроках реализации по причине озвученных им моментов.

«В лучшем варианте, выигравший этот конкурс, выйдет на стройку в декабре месяце. Но в декабре ничего не строится, потому что оптику класть нельзя, и камеры монтировать тоже. Разметки тоже зимой никто делать будет. Все опять отложится до марта», - прокомментировал инвестор из России.

По его словам, специалисты компании, которую он представляет уже провели встречу с первым вице-премьер-министром Кыргызстана, и в ходе переговоров предложили открыть в Кыргызстане производственную площадку, взяв на себя все расходы. Также они высказали о готовности начать установку порядка 40 камер, а к сентябрю текущего года начать их эксплуатацию.

Но, как указал Катютин, вопросы со стороны потенциальных инвесторов вызывает и разделение функциональных обязанностей между ведомствами, вовлеченными в этот проект. Ранее председатель ГКИТиС сообщал, что на сегодня техническая реализация проекта «Безопасный город» проводится Государственной регистрационной службой КР, а за Министерством юстиции КР закреплена разработка соответствующей нормативно-правовой базы. Оформление постановлений же проводится со стороны Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД КР. Однако при всем этом механизм оплаты штрафов еще полностью не доработан, и нарушители ПДД в настоящий момент не получают уведомления о своих нарушениях по месту прописки.

В виду вышесказанного потенциальные инвесторы поинтересовались у представителей дорожного надзора, сколько постановлений в день они готовы выносить в течение одного дня. Заместитель начальника ГУОБДД Нур Сатыбалдиев проинформировал, что работа в данном направлении ведется центром мониторинга ведомства, где на сегодня работают пять специалистов в должности старших инспекторов административной практики.

«Они прошли первый курс по подготовке, и сейчас зубрят пункты и правила административного кодекса, чтобы оперативно реагировать на обращения граждан и автоматически обрабатывать постановления. Сотрудник должен четко пересмотреть, есть ли нарушение, или его нет, потому что и компьютер может ошибиться. Он должен пересмотреть и поставить свою электронную подпись. Были случаи в мировой практике, когда постановления обжаловали и выигрывали суды. Чтобы таких случаев не было сотрудник должен пересмотреть и подтвердить», - прокомментировал Сатыбалдиев.

Он отметил, что с установкой новых камер увеличение штата сотрудников не планируется, потому как к тому моменту инспекторы центра мониторинга будут уже готовы выносить в день до 2 тыс. постановлений, и в совокупности производительность пяти сотрудников позволит осилить в день до 10 тыс. документов о нарушениях ПДД.

Стороны, выслушав предложенные идеи, пришли к решению повторно обсудить повестку, и провести встречу с инвесторами 5 июля.

Нуркыз Сабырова

Комментарии

Оставить комментарий