Климатическое обслуживание в Кыргызстане: задачи и пути формирования

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

По всему миру нарастают климатические изменения, в различных регионах это проявляется по-своему. Кыргызская Республика не исключение и характеризуется значительной природной переменчивостью. Марина Фоменко, специалист по мерам адаптации к изменению климата и институциональному обеспечению НТЦ «Ресурсы и консалтинг», отмечает, что именно из-за такой природной изменчивости Кыргызстан сталкивается со сложной задачей обеспечения общественного благосостояния на уровне государства.

Возникающие климатические вызовы, с которыми сталкиваются все страны, включая Кыргызстан, требуют своевременных и адекватных мер реагирования для минимизации негативных последствий для экономики, жизнеобеспечения людей и нормального функционирования государства. Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров, кабинет министров Кыргызской Республики под председательством премьер-министра Акылбека Жапарова и Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проявляют беспокойство и активно вносят свой вклад в адаптацию к климатическим изменениям.

Для высокопоставленных чиновников также важен имидж страны на международных платформах, большинство которых затрагивают вопросы климата, окружающей среды и учета природно-экономических факторов. И Кыргызская Республика зарекомендовала себя как активный участник, предлагая новые инициативы и идеи.

Сейчас Кыргызстан активно работает над разработкой Национального адаптационного плана к изменению климата. В рамках этого плана будут установлены для решения важные государственные задачи, среди которых и развитие эффективной системы климатического обслуживания широкого круга заинтересованных сторон. Так, по итогам проекта в системе Кыргызгидромета будут разработаны специализированные климатические продукты для таких климатически уязвимых секторов, как сельские хозяйство и ирригация, здравоохранение, чрезвычайные ситуации, биоразнообразие.

Важный блок нашего проекта посвящен созданию для Национального статистического комитета Кыргызской Республики национального набора показателей климатической адаптации. Работа проводится под руководством первого заместителя председателя комитета Н.К. Керималиевой. Участвуют ведущие специалисты отраслевых отделов комитета, члены межведомственной рабочей группы по разработке национального набора показателей, связанных с изменением климата, представители министерств и ведомств, эксперты по климатической адаптации уязвимых секторов, представители реального сектора экономики. К настоящему времени проведен ряд рабочих совещаний – одно стартовое ознакомительное и четыре тематических, посвященных климатическим рискам и показателям уязвимых секторов. В ходе совещаний участники определяли, какие показатели из тех, что рекомендованы современными международными документами, нужны для климатической адаптации конкретного сектора в реальных условиях Кыргызской Республики. К настоящему времени данная работа завершена, созданы предварительные списки показателей. Теперь нам совместно с Нацстаткомитетом предстоит их дополнительно проанализировать, доработать и свести в единый национальный набор. Нужно будет оформить этот набор в виде проекта государственного документа, проработать институциональные и организационные вопросы функционирования данного набора на регулярной основе, включая порядок производства данных по каждому показателю, публикацию данных, межведомственный обмен и координацию совместных действий и ряд других вопросов.

Зачем все это нужно? Используя термины консалтинга, своевременная информация поможет организациям своевременно выявлять климатические риски своей деятельности и правильно действовать для их снижения. Например, заранее предвидеть потери урожая из-за будущей засухи, правильно размещать населенные пункты, чтобы избежать разрушений от прогнозируемых усиливающихся селей, своевременно осуществлять профилактические мероприятия с людьми, страдающими климатозависимыми хроническими заболеваниями.

Климатические риски, связанные с изменчивостью климата, становятся важным фактором для любого производителя. Фермеры, работающие на поле, осознают и учитывают эти риски, например, постоянно решают, какие культуры и в какие сроки сажать, так как от этого зависит их выживание и способность обеспечить семьи. Такие решения имеют значение на уровне домашнего хозяйства, но когда речь идет о министре, ставки существенно повышаются — недостаточно выверенные решения грозят гораздо более высокими потерями национального масштаба, влияющими на инвестиции и приоритеты развития.

Представителям государственных органов всех уровней необходимо понимать, как изменится климат в среднесрочной перспективе. Знание климатических прогнозов важно для всех отраслей народного хозяйства, чтобы принимать обоснованные решения и эффективно управлять ситуацией.

Например, важно планировать посевные площади, определять оптимальные места и сроки посадки, а также обеспечить полив. Сельскому хозяйству также критически важны прогнозы поздних весенних или ранних осенних заморозков и продолжительности вегетационного периода.

Прогнозы климатологов предполагают, что страна столкнется с периодами низкой водности в будущем. В настоящее время этого не так критично ощущается из-за таяния ледников, но, по мере дальнейшего потепления климата, ледники будут сокращаться, и ситуация изменится. Это представляет серьезный вызов для страны, для стратегического планирования, устойчивого развития и национальной безопасности.

Влияние климатических изменений уже сейчас ощущают все жители страны. Это затрагивает производителей сельскохозяйственной продукции, горнодобытчиков, транспортный сектор, а также мелких производителей, таких как фермеры и домашние хозяйства, которые играют значительную роль в обеспечении благосостояния населения. Без таких сведений существенно возрастают экономические убытки от потери урожая, от недобытой руды и поломок оборудования, от аварий на транспорте и потери полезных грузов, от истощения и деградации лесных территорий; снижаются показатели общественного здоровья и т.д.

Именно Проект ПРООН "Продвижение процесса разработки Национального адаптационного плана (НАП) для среднесрочного и долгосрочного планирования и реализации адаптационных мер к изменению климата в Кыргызской Республике" призван помочь и подсказать, как лучше действовать в различных ситуациях и предоставить больше информации для принятия правильных и своевременных решений. В рамках Проекта к настоящему времени уже разработаны практические подходы к организации взаимодействия Кыргызгидромета с частным сектором, в общем контексте организации в стране системы климатического обслуживания как необходимого условия национальной климатической адаптации. Сформулирована методическая платформа; определены основные черты и особенности климатического обслуживания в современных условиях Кыргызской Республики; разработана последовательность действий; предложены основные механизмы осуществления.

Почему это важно? Ответ очень простой — без такой системы в стране сложно говорить об успешной климатической адаптации. Потому что любой управленец, предприниматель, фермер, владелец домашнего хозяйства, осознавая климатические риски, ощущает острую потребность, как минимум, в информации о погоде, ее изменчивости и долгосрочных изменениях, от том, какие есть технологии (или решения), которые помогут ему лучше адаптироваться к ситуации и, наконец, о том, как и где он может получить помощь в приобретении таких технологий – прежде всего, финансы, а также экспертную поддержку, услуги страхования, обучение новым способам ведения хозяйства и т.д.

Подчеркну, что своевременное и качественное климатическое обслуживание позволяет эффективно управлять рисками и страховать свои активы. Например, фермер, застраховавший свой урожай, в случае неудачного урожая, сможет получить страховую премию, что позволит ему избежать финансовых потерь, переложив риск на страховщиков. А горнодобытчик остро нуждается в очень подробном прогнозном графике температуры воздуха (особенно переходы через нулевое значение, когда руда и оборудование замерзают и оттаивают). Информация Кыргызгидромета поможет ем скорректировать график добычи, предотвратить простои и порчу транспортеров и других устройств, тем самым снизить риски потери дохода.

Тем не менее, в большинстве случаев общественность еще не осознает этого. Многие обращаются в Кыргызгидромет, но мы видим, что это лишь «верхушка айсберга» - малая часть общественной потребности, которая должна быть удовлетворена.

Важно, чтобы все сегменты общества получили необходимую информацию для успешной адаптации. Особенно сложная ситуация возникает с удовлетворением потребностей частного сектора, так как предприятия действуют на свой страх и риск, в большинстве случает они не могут рассчитывать на государственные компенсации убытков, а страховые премии зачастую не могут их покрыть. И это значительная когорта, которая остро нуждается в климатическом обслуживании, и готова за это платить.

Также важно понимать, кто может предоставлять климатические обслуживание. Разумеется, основные игроки здесь – Кыргызгидромет и Нацстаткомитет КР. У этих служб особый статус – они уполномочены государством, от имени народа Кыргызской Республики, в производстве и предоставлении официальных климатических данных. Такой статус данных – это большая ответственность. Руководители, ведущие специалисты этих служб в полной мере осознают свою ответственность. Именно на помощь этим службам, в удовлетворении потребностей климатически уязвимых секторов, и сфокусирован наш проект.

Но нельзя забывать и про многих других помощников, среди которых научные консалтинговые организации, страховые фонды и фирмы, университеты и учебные центры и многие другие.

И основная задача государства сейчас состоит в том, чтобы «организовать двустороннее движение» климатического обслуживания — чтобы и потребители и поставщики климатической информации, климатических товаров и услуг, осознали важность этого государственного дела лично для них и были готовы к сотрудничеству. Без этого получится хлопок одной рукой (попробуйте хлопнуть, очень сильно сомневаюсь, что получится).

А на каких условиях это будет делаться? Этот вопрос многих беспокоит и часто задается.

И здесь важно понимать, что климатическая информация, как и многие другие предметы климатического обслуживания, является международным общественным благом. Ее производство осуществляется преимущественно за счет общественных ресурсов (международных и национальных), поскольку выгоды от ее использования существенно перевешивают затраты на ее производство. Речь здесь идет о таких потребностях общественного благосостояния, как сохранение жизней и здоровья, предотвращение голода, избегание потерь от разрушения объектов и инфраструктуры и т.д. И это предполагает безусловный, свободный и бесплатный доступ.

Однако бывают ситуации иного рода, когда на карту поставлены интересы частного порядка – избегание потерь дохода, имидж, сохранение доверия потребителей и рынков сбыта и т.д. (вспомним пример с горнодобытчиком).Требуются адресные, уникальные (нишевые) климатические продукты и информация о климате, производство которых требует порой гораздо более существенных затрат, и на которые имеется реальный платежеспособный спрос.

Подчеркну, что высказанные различия сейчас важны не столько для принятия сегодняшних решений, сколько для общего понимания ситуации. Важно соблюдать разумный баланс, дополняя принцип общественного обеспечения рыночными механизмами.

Что же сказать в заключение? Национальный план КР по климатической адаптации представляет собой большую ответственность для разных участников, поскольку он четко расписывает, кто и что должен делать. Этот план станет своеобразной дорожной картой, и государственные органы будут следить за тем, чтобы все меры ответственности были реализованы.

Комментарии

Оставить комментарий