Хиджаб, далеко не новый элемент женского гардероба, который в мусульманской религии является показателем скромности поведения. Сегодня в современном обществе опущены жесткие рамки касательно одежды и внешнего вида в целом. Каждый человек независимо от пола и вероисповедания в праве носить и выглядеть так, как он сам пожелает. Как среди женщин так и среди мужчин есть желающие выделить внешние акценты, кто-то хочет носить густую бороду, а кто-то хиджаб. Но разве могут все эти акценты превратить человека в террориста? В соременном Казахстане сформировалось своеобразное отношение к внешнему виду. Существуют семьи, воспринимающие исламскую религию, которая уже более 1000 лет существует на территории страны, слишком трепетно. Всвязи с чем, родители таких семей хотят придерживаться религиозных традиций, считая обязательным для девочек в семье ношение хиджаба, чтобы показать свое уважительное отношение к религии. Никаких радикальный целей здесь не преследуется. Однако общество сегодня слишком негативно воспринимает то, выходит за рамки общепринятой нормы.
Так, в городе Атырау в учебные заведения не пустили 40 девочек по причине ношения хиджаба. Глава городского отдела образования Светлана Аманшиева заявила, что существуют требования к общей школьной форме, которые должны соблюдаться. В последнее время в Казахстане возникла проблема отношения к хиджабу. Вообще, по закону Казахстана, ношение хиджаба в общественных местах не запрещается. Однако, президент Республики Казахстан Н.Назарбаев заявил о своем не согласии с тем, чтобы девушки носили хиджаб, особенно учащиеся школ. В истории Казахстана такого никогда не было и это никогда не было частью религиозной традиции. Необходимо отличать исламизм от экстремизма.
Почему в Казахстане такое негативное отношение к данному элементу одежды?
Хиджаб сегодня у многих вызывает ассоциацию с радикальным экстремизмом и терроризмом. Такие идеи навеяны Западом и созданными им террористическими группировками такими как ИГИЛ, «Аль Каида» (запрещены в Казахстане).
К исламскому сценарию сейчас не готовы ни власть, ни общество, полагают эксперты. По их мнению, рост религиозности населения Казахстана пока носит стихийный, а не качественный характер, поэтому он не способен оформиться в четкую идеологию государственного строительства. Не говоря уже о том, что само отношение к исламу у населения Казахстана весьма поверхностное и ограничивается в основном соблюдением тех или иных внешних обрядовых форм. Тогда как процент реально практикующих мусульман в Казахстане все еще низкий и явно не дотягивающий до такого уровня, при котором можно было бы говорить о перспективах создания исламского государства.
Еркин Байдаров, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им.Р.Б.Сулейменова Комитета науки МОН РК, кандидат философских наук отмечает, что ниболее вовлеченной в процесс исламизации категорией населения являются люди молодого и среднего возраста, что вполне закономерно – ведь именно данная категория населения находится в динамике и пытается каким-то образом самореализоваться. Однако неудовлетворенность многих своим социальным положением, социальная апатия и т.д. делают их замкнутыми, обиженными на самих себя, на родителей, на среду, в которой они живут. Этой ситуацией и пользуются так называемые «ловцы душ» или вербовщики ИГИЛ, оказываясь в тяжелый для человека момент рядом с ним, предлагая ему изменить себя с помощью идей социальной справедливости, реализация которых возможна через религиозный радикализм и экстремизм.
По мнению Е.Байдарова, среди тех, кто пополняет ряды истинно верующих, соблюдающих обряды, практикующих и т.д. мусульман есть много законопослушных граждан.
Поэтому, борясь с радикальными исламистскими движениями в Казахстане, следует быть осторожными и ни в коем случае не стричь всех под одну гребенку.
Что касается власти, то она не скрывает своих страхов по поводу возможных негативных последствий наблюдающегося сейчас стремительного роста религиозности населения, однако пока не может предложить адекватную государственную политику, которая бы учитывала данный фактор.
"Содружество"
Гульшат Абдуллаева
Комментарии
Оставить комментарий