• 86.5
  • 91.18
  • 0.86
  • 0.17

Как улучшить инфраструктуру Кыргызстана?

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Сколько еще протянем? Какова ситуация с автомобильными дорогами в Кыргызстане

Именно по качеству дорог мы часто судим о том, насколько страна развита. Так и любой иностранец, посетивший нашу страну, в числе главных недостатков называет плохие дороги, а часто и полное их отсутствие.

Национальная дорожная сеть является одним из крупнейших активов нашей страны. Ее стоимость сложно оценить, учитывая весь объем социальных и экономических выгод, которые она обеспечивает.

География Кыргызстана сложена так, что именно автомобильный транспорт составляет основную часть транспортного сектора и является связующим звеном в развитии других секторов экономики. Общая протяженность автомобильных дорог республики составляет 34 000 км, из которых 18 810 км – являются дорогами общего пользования. По ним обеспечивается 98% пассажирских и 96% грузовых перевозок.

При этом, количество автомобилей в Кыргызстане за последние двадцать лет возросло на 937%, а интенсивность движения на 700%. Качество жизни населения и предпринимательства имеет прямую зависимость от транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и их развитости. Хорошее состояние дорог способствует сокращению транспортных расходов и экономическому росту. Плохие дороги или их полное отсутствие – к сложностям в развитии экономики. Если позволить дорогам разрушаться из-за недостаточного объема финансирования, то последствия будет ощущать все общество.

Экономисты и дорожники давно говорят о недостаточности усилий по достижению устойчивости функционирования дорожной отрасли, в первую очередь из-за недостаточного финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог.

При этом, Закон «Об автомобильных дорогах» определяет экономические, правовые основы и принципы управления автомобильными дорогами республики организациями и предприятиями, затрагивает и регулирует практически весь спектр вопросов, касающейся дорожной отрасли. Однако не все нормы данного закона, регулирующие источники формирования средств, которые могут быть направлены на развитие дорожной отрасли, реализовываются в связи отсутствием других документов.

А именно, согласно статье 18 Закона, за проезд по автомобильным дорогам общего пользования грузовых транспортных средств и автобусов взимается сбор. Данный сбор также предусмотрен Кодексом о неналоговых доходах, в соответствии с которым плательщиками сбора являются владельцы грузовых транспортных средств и автобусов. Однако, несмотря на наличие этих норм в законодательстве, Правительство до последнего времени не определяло размер и порядок взимания сбора за проезд по автомобильным дорогам.

24 декабря 2021 года принято решение кабинета министров КР (№333), которым утверждено Положение о взимании сбора с грузового транспорта и автобусов за проезд по автомобильным дорогам общего пользования.

Обоснование методики

Согласно данным Статкомитета, среднемесячная заработная плата составила 18 493 сом, величина прожиточного минимума в среднем составила 5 358,53 сома, показатель соотношения среднемесячной заработной платы с величиной прожиточного минимума составил 345 процентов.

Исходя из соотношения прожиточного минимума и средней заработной платы – реальная з/п, и общепринятой практики определения ставки тарифа в соответствии с доходами населения и был применен принцип исчисления минимальной ставки сбора, равный 1,16 сом, или 1/100 почасовой заработной платы в сумме 115,58 сомов.

Далее расчет сборов производится исходя из вида (категории) транспортного средства, согласно методологии, разработанной Министерством транспорта и коммуникаций КР, согласно максимальной общей массе. То есть, по принципу пропорциональности нагрузки на дорогу, приводящей к ее изнашиваемости, соответственно к повышению расходов на ремонт и текущее содержание. При этом, для пассажирского транспорта были взяты минимальные проценты в размере 10 и 20, в целях смягчения финансового воздействия на пассажирские перевозки.

Международный опыт решения проблемы

В различных странах мира проблему финансирования дорожного строительства и ремонта решают по-разному. Наиболее действенным, с точки зрения мирового опыта, является введение платы за проезд по автомагистралям или дорогам общего пользования различных категорий, т.е. переход к принципу «пользователь платит».

Система взимания платы вводится как средство компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам и не возмещаемого за счет действующих налогов. Она распространяется на владельцев автотранспортных средств, наносящих дорогам наибольший ущерб – грузовых автомобилей с максимальной разрешенной массой более 12 тонн.

Казахстан

Сборами за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан являются:
• сбор за проезд отечественного автотранспортного средства до границы с последующим выездом на территорию другого государства;
• сбор за проезд иностранного автотранспортного средства;
• сбор за проезд по платным государственным автомобильным дорогам;
• сбор за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, превышающие допустимые нагрузки и габариты.

Положение о сборах за проезд автотранспортных средств действует с 1998 года.

Россия

В России существует сбор за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации. Существует перечень иностранных государств, в отношении перевозчиков, в которых вводится сбор за использование автомобильных дорог Российской Федерации, а также производится сбор с иностранных перевозчиков за использование автомобильных дорог Российской Федерации с грузовых автотранспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 3,5 тонн и до 12 тонн включительно, зарегистрированных на территории государств, указанных в перечне.

Страны Европейского союза

Основа единого законодательства ЕС по дорожным сборам была заложена в 1993 году Директивой 93/89/ЕЕС «О налогообложении автотранспортных средств, используемых для перевозок грузов, и о взимании сборов за пользование объектами транспортной инфраструктуры».

В настоящий момент в странах-членах ЕС используются различные системы сбора платы с грузовых автомобилей за проезд по сети магистральных дорог.

Кыргызстан

Прогнозируется, что внедрение сборов повлечет за собой серьезные экономические последствия. Так, для бюджета страны стоимость дорожных активов республики составляет порядка 20 млрд сомов. На текущий ремонт и содержание ежегодно выделяется в среднем 2 млрд. сомов.

Потери бюджета по дорожной отрасли, из-за интенсивного разрушения автодорог из-за недофинансирования, составляет порядка 195 млрд сомов за 30 летний жизненный цикл дорог или 6,5 млрд. сомов ежегодно.

При этом, посчитано, что при внедрении сборов за пользование автомобильными дорогами общего пользования грузовыми транспортными средствами и автобусами, ежегодные поступления составят порядка 2 млрд. сом, исходя из расчета интенсивности движения и предлагаемых размеров тарифа. Направление этих средств на текущий ремонт и содержание автомобильных дорог позволит сэкономить бюджетные средства порядка 43 млрд сомов за 30 летний период или 1,4 млрд ежегодно.

В свою очередь предприниматели получат следующие выгоды:
- экономия времени на поездки до 50%;
- ежегодная (ориентировочная) экономия на эксплуатации транспорта (на ГСМ - 2,7 млрд. сомов, на заработную плату - 1,3 млрд. сомов, на ремонт - 1 млрд. сомов).

Одновременно, владельцы легковых транспортных средств получают полный доступ к модернизированной и надлежащим образом содержащейся дорожной инфраструктуре. В целом новшества предусматривают решение приоритетных задач по внедрению передовых форм и методов организации дорожного движения, повышения уровня безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, что позволит достичь конечных целей и задач по эффективному управлению дорожной отраслью.

При этом, принимая во внимание непростую экономическую ситуацию на первоначальном этапе Правительство планирует взимать сбор в размере 30% от расчетного, с последующей корректировкой, с учетом улучшения макроэкономических показателей страны.

По мнению специалистов, эти первоочередные меры должны позволить не допустить тотального разрушения дорожной инфраструктуры нашей страны и не только спасти наши дороги, но и получить возможность кардинальным образом их улучшить.

В чем же преимущества платных дорог в Кыргызстане?

В развитых странах мира все чаще предлагают сделать выбор между маршрутами с платными и бесплатными дорогами. Такая дилемма возникает сегодня перед современным человеком. Большинство кыргызстанцев не очень интересуются состоянием дорог в Кыргызстане и проблемами их обслуживания, поэтому очень удивляются, когда узнают о таких планах.

Стоит ли отказываться от платных дорог?

Чтобы принять правильное решение, нужно разобраться с сутью проблемы и уже на основе полученных сведений делать собственный вывод. Для этого рассмотрим положительные и отрицательные аспекты использования маршрута с платными дорогами.

Основные положительные стороны:
• Во-первых, это, конечно же, улучшение дорожной сети. Любой бюджет разрабатывается на основе налогов и других поступлений в казну. В случае с Кыргызстаном – это катастрофический дефицит средств, строительство дорог за счет кредитов. Государству же необходимо финансировать и другие направления, как здравоохранение, социальное обеспечение и т.д., а не только развивать дорожную инфраструктуру. Привлечение дополнительных частных средств может значительно улучшить ситуацию с качеством дорожного покрытия и протяжённостью сети;
• дополнительные поступления в бюджет. Полученные таким путём средства можно направлять на обслуживание существующих и строительство новых дорог. Такие методы давно используют в развитых странах, поэтому не нужно удивляться качеству и разветвлённости их дорожных сетей.

Если говорить об отрицательных моментах выбора маршрута по платным дорогам, то он тут один: придётся оплатить стоимость проезда.

В чём выгода перевозчиков?

В Министерстве транспорта и коммуникаций КР считают, что главную пользу получают транспортные компании. При создании таких дорог используются последние разработки в области дорожного покрытия. На них практически не встречаются ямы или выбоины. Платные трассы имеют хорошую разметку и повышенную безопасность при передвижении. Транспортные средства, передвигающиеся по качественному покрытию, испытывают низкие нагрузки на автомашины, поэтому могут дольше служить и требуют меньших расходов на обслуживание и ремонт. Косвенную пользу от этого получает и заказчик, то есть все граждане. Они могут рассчитывать на меньшие тарифы и скидки.

Хорошее дорожное покрытие позволяет транспортным средствам передвигаться с большей скоростью, чем по обычным федеральным дорогам. Таким образом, сокращается время доставки товаров к месту назначения.

Другие преимущества платных дорог

На наших автотрассах транспортные средства идут нескончаемым потоком, создавая массу неудобств водителям. Платные дороги не испытывают таких проблем. Водители чувствуют себя на них свободно и комфортно.

Если планируется доставка ценного груза, которому противопоказана сильная встряска и ямы, то проезд по бесплатной дороге может принести невосполнимый вред. Часто неровности и ухабы стают причиной некачественной доставки. Хрупкие вещи просто не выдерживают такой нагрузки, поэтому стоит несколько раз подумать перед выбором варианта маршрута.

По словам автолюбителя и владельца рекламной компании Кайрата Турсунбаева, он готов оплачивать проезд и доставку товаров по платным дорогам. «Мы работаем по всей республике, доставляем и устанавливаем рекламную продукцию. Часто бывает так, что из-за пробок или плохих дорог, наша продукция доставляется не вовремя или что еще хуже – с повреждениями. В таких случаях мы вынуждены все переделывать. Конечно, я бы ездил по платным дорогам, если они в действительности будут комфортными и безопасными. Однако, считаю, что у людей должен быть выбор – ездить по платным или бесплатным», - отмечает он.

Платные трассы, по информации Главного управления организации дорожного движения Министерства внутренних дел КР, не будут испытывать перегрузок. Главное нужно уже сейчас активно заняться созданием удобной системы оплаты услуг, чтобы не пришлось расплачиваться впоследствии длинными очередями и негативными отзывами недовольных водителей. Хочется верить, что этому вопросу уделяется достаточное внимание при разработке государственной стратегии развития дорожной сети.

Прозрачность

Кто будет следить за распределением средств на строительство и ремонт дорог?

В соответствии с Положением о Дорожном фонде при Министерстве транспорта и коммуникаций КР Наблюдательный совет является высшим органом управления фонда.

Полномочия Наблюдательного совета – это рассмотрение, определение и утверждение основных направлений и приоритетов деятельности Фонда, перспективных и текущих задач, распределение республиканского бюджета на выделение проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания, а также развития автомобильных дорог общего пользования.

Работа Наблюдательного совета фокусируется на принципах прозрачности и обеспечение эффективного использования финансовых средств Дорожного фонда в соответствии с основными направлениями развития дорожной отрасли.

Комментарии

Оставить комментарий