Уборка в детской — камень преткновения и повод для конфликтов практически в любой семье, - сказала опытная мама, психолог Ксения Несютина.
Поговорим о самых частых и распространенных ошибках, которые допускают родители, пытаясь научить ребенка убираться в своей комнате.
«Мне часто пишут родители, которые устали убираться за ребенком. Знакомая картина: вы говорите «надо», а он говорит «не хочу»? Или ребенок соглашается, кивает головой, говорит «Сейчас, мама, я все уберу», а через две минуты отвлекается и все бросает. Вы уже угрожали тем, что лишите его сладкого, и тем, что отдадите эти игрушки другим детям, но эти методы никак не помогают и только портят отношения с ребенком. А ежедневный бой за уборку детской приводит к тому, что уже не остается времени на какой-то другой интересный и конструктивный совместный досуг», - рассказала специалист.
Бывает и другая ситуация. Когда ребенок маленький, родитель сам убирает за него игрушки, но в какой-то момент вдруг начинает беспокоиться, потому что видит, что ребенок взрослеет, а убираться сам так и не начинает. И оказывается, что уборка игрушек — далеко не самое любимое дело ребенка, и он всегда предпочтет побегать, попрыгать или посмотреть мультик, а не помогать маме с папой.
Почему так происходит?
Несютина выделила три важнейшие составляющие в развитии ребенка: эмоциональный, познавательный и организационный интеллект. Про EQ и IQ многие слышали, а вот что такое организационный интеллект, обязательно стоит пояснить.
Организационный интеллект — это умение эффективно организовывать свою деятельность. К этой сфере относятся такие навыки, как планирование, расстановка приоритетов, целеустремленность, внимательность и многое другое.
Обычно детям со слабым организационным интеллектом сложно убирать игрушки и поддерживать порядок в детской или на своем столе. У них хуже, чем у других, развит навык организации пространства, и это им мешает.
Хорошая новость состоит в том, что этот навык развивается, и в какой-то момент ребенку становится гораздо проще поддерживать порядок. Плохая — в том, что ребенок не начнет убираться в детской, потому что он уже большой (скажем, ему исполнилось 3 или 4 года). Частая ошибка родителей — когда они требуют, чтобы ребенок вдруг начал убираться, потому что они сами или дети друзей в этом возрасте убирали все свои игрушки.
«Друзья, требовать – бесполезно. Нужно начинать с обучения», - уверяет мамочка.
Как обучать организационным навыкам?
Обучение любым навыкам проходит в 3 этапа:
1) Вы все делаете за ребенка
2) Вы делаете вместе с ребенком
3) Ребенок делает самостоятельно
Причем на этапе совместной уборки игрушек ребенок все большую и большую долю делает сам, а вы помогаете все меньше и меньше. Именно поэтому начинать учить убирать игрушки нужно не в 5 и не в 8 лет, а тогда, когда ребенок начал ими пользоваться. Годовалый малыш уже может помогать маме в уборке игрушек. Само собой, он будет это делать не потому, что хочет чистоты в комнате, а потому что это интересно. А сделать это интересным — ваша задача.
1. Убираем, играя
В этом возрасте любая деятельность должна быть в игровой форме. В случае с уборкой игрушки могут торопиться домой на ужин или соревноваться, кто глубже прыгнет в корзину. В такой игре дети чаще всего убирают 1—2 игрушки, и родители недоумевают, потому что на полу остается еще десяток.
Помните, что пока ребенок мал, важно его участие в процессе важнее результата. Пока что он делает маленькую часть общего дела, а убирать полностью детскую комнату сможет после длительных тренировок, когда его организационные навыки разовьются достаточно сильно.
2. Устанавливаем четкие правила и границы
Не бойтесь негативных эмоций ребенка и старайтесь устанавливать четкие правила и границы.
Ребенок растет: вот еще вчера он с охотой вам помогал, а сегодня вдруг говорит «Нет! Не хочу, не буду!» и топает ногой.
Около 3—4 лет малыш начинает проверять границы: ему интересно, как все устроено в этом мире, как люди будут реагировать на его слова и как далеко можно зайти. Устройство мира и человеческих взаимоотношений становятся интереснее, чем рассаживать игрушки по домикам.
Часто родители теряются перед детскими эмоциями. Например, говорят «Ой, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», и убирают игрушки за ребенком.
Другая частая реакция родителей продиктована страхом потерять контроль: а вдруг ребенок перестанет меня слушаться? В этом случае я буду плохим родителем, я не справлюсь. И тогда родители пытаются вернуть себе право быть главным и начинают угрожать или как-то манипулировать ребенком. Кто-то говорит «Не получишь мультик!», кто-то «Не получишь сладкого!», а кто-то может даже поставить в угол.
Плохо во всех этих реакциях то, что они продиктованы нашими собственными негативными эмоциями, которые мы не осознали вовремя. Ребенок подсознательно ощущает, что его детское «не хочу» — это очень страшно для родителя. Именно поэтому родителю тоже надо развивать свой эмоциональный интеллект, чтобы оставаться спокойным, принимать детские негативные эмоции и твердо настаивать на правилах и границах.
3. Учим полностью убирать детскую
В возрасте 6—8 лет можно учить ребенка полностью убирать детскую. Часто именно в это время дети идут в школу, и им становится уже недостаточно просто убрать игрушки. Надо расставить учебники, убрать тетради, заправить кровать, собрать свой рюкзак. Это тоже не произойдет само собой, просто если вы будете каждый день ругаться и говорить «Опять у тебя учебники валяются под столом!» Чтобы это произошло, ребенку снова нужна помощь и грамотное обучение.
Важно, чтобы вы не боролись друг против друга – ребенок за бардак, а вы за порядок, а чтобы вы действовали вместе, согласованно. Чтобы ребенок хотел научиться убираться в своей комнате ничуть не меньше, чем вы хотите его этому научить.
В этом возрасте хорошим инструментом будут схемы и чек-листы. Можно нарисовать или написать, в каком порядке убирать вещи или, например, сфотографировать детскую в чистом виде и использовать фотографию, как образец. Но помните, что просто повешенный на стенку чек-лист не начнет работать самостоятельно. Здесь важно обучение ребенка, развитие его организационного интеллекта и действие по этапам. Важно, чтобы вы правильно помогали вашему ребенку и поддерживали его на этом пути.
Вот так, обучая ребенка убирать игрушки, вы будете постепенно развивать его организационные навыки. Именно эти навыки он будет потом использовать на работе, при планировании, и именно эти навыки будут определять его целеустремленность и эффективность.
КНИА «Кабар»
Елена Цой
Комментарии
Вера 5 years ago
А мы нашли игру "Герой домашних дел", производят Умные игры. В игровой форме приучает детей к домашним делам, мы как родители рады, что есть результат, и дети с удовольствием помогают, а не из под палки. Так им легче воспринимать свои обязанности. Я не хочу, чтобы они относились к своим обязанностям, как к наказанию, ведь результат стоит того. И думаю, что во взрослой жизни это им пригодится. Поэтому выбираю такой подход.
Ответить
Оставить комментарий