Разногласия по вопросам делимитации и демаркации границы между Бишкеком и Душанбе неоднократно выливались в стычки и столкновения в Баткенской области. Последние события, когда таджикская армия атаковала кыргызские села, стали водоразделом. Бессмысленно замораживать конфликт, очаг которого моментально вспыхивает с еще большей интенсивностью после малейшей провокации. Настало время, когда тянуть с пограничным размежеванием далее недопустимо.
Отсутствие конструктива в переговорной позиции наших соседей завело переговорный процесс в тупик. Не раз приходилось слышать, что Душанбе выдвигает претензии на те или иные спорные участки, используя карты местности, выпущенные в разные годы. По какой карте им больше отходило, ту и использовали при аргументации своей позиции. Разумеется, что такой однобокий подход не мог устраивать Кыргызстан. Ну а когда дело дошло до вооруженной агрессии со стороны Душанбе, по сути, остался единственный вариант, чтобы остановить войну – помощь союзников, которые могли бы выступить в качестве независимых арбитров.
Эту миссию взял на себя президент России Владимир Путин, севший за стол переговоров вместе с Садыром Жапаровым и Эмомали Рахмоном. Трехсторонняя встреча, которая вселяет осторожный оптимизм на мир в Баткене, состоялась на площадке саммита в Астане. Некоторые важные детали, касающиеся начавшегося диалога, в эфире «Биринчи радио» озвучил секретарь Совета безопасности Кыргызстана Марат Иманкулов.
«Да, были переговоры, это был открытый разговор. Эта проблема возникла из-за того, что вопросы делимитации и демаркации в свое время не были решены. Наш президент обратился к Путину и сказал, что в этом вопросе нужна помощь России, так как двум сторонам уже сложно прийти к какому-то соглашению, попросил вмешаться. Российская сторона отметила, что подумает над этим, поднимут материалы. Путин уже высказал свое мнение об этом. Но я думаю, что вопрос решится положительно. Россия - правопреемница СССР, и в Москве в архивах есть документы, карты, которые можно поднять», - сказал Иманкулов.
Практика международных отношений говорит о том, что трехсторонняя встреча в Астане не состоялась бы в принципе, если бы у лидеров не было взаимоприемлемых решений для достижения мира в приграничье. Первый шаг к этому был сделан, когда стороны отвели от линии соприкосновения войска, технику и законсервировали заставы. Переговоры в Астане стали уже вторым шагом, и Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что встреча, по его мнению, была конструктивной. «Во всяком случае, договорились о том, что будут предприняты все меры для невозобновления боевых действий», - подчеркнул российский лидер.
Далее российский лидер коротко остановился на механизме урегулирования разногласий между Бишкеком и Душанбе: «Мы, не претендуя на какую-то посредническую роль, хотя, откровенно говоря, нас об этом просили, договорились о том, что и одна, и вторая стороны передадут нам соответствующие документы и их видение решения этой проблемы, а мы не только постараемся оценить эти предложения со своей стороны, но и используем для поиска решения имеющиеся в нашем распоряжении документы, которые могли бы лечь в основу возможных договоренностей. Я имею в виду, что в Москве подчас больше даже достоверной информации о границах между союзными республиками, чем в самих союзных республиках. Мы поднимем эти документы, поднимем эти карты, посмотрим и вместе с коллегами потом поищем решение», - рассказал журналистам Владимир Путин на пресс-конференции в Астане.
То есть можно говорить о том, что в общих чертах составлен план урегулирования разногласий по пограничным вопросам между Кыргызстаном и Таджикистаном. Конфликт поставлен на паузу до достижения полного консенсуса. И это отражается на деятельности региональных организаций, в которые входят как Бишкек, так и Душанбе. Так, например, решение нашей страны отложить проведение учений ОДКБ «Нерушимое братство 2022», которые должны были состояться в Кыргызстане в первой декаде октября, породило целую волну различных слухов.
Развенчивать растиражированные домыслы пришлось секретарю Совета безопасности Марату Иманкулову, выступившему на круглом столе «Сотрудничество стран ЦА в обеспечении безопасности в регионе и роль ОДКБ». И вот что он пояснил по поводу учений: «Мы их перенесли на более поздний срок. Подготовка к ним была 99,9%. После отмены учений в соцсетях пишут, что тем самым мы отвергаем ОДКБ. Ничего подобного. ОДКБ нам очень нужна. Она дает полную гарантию от террористических угроз и отвечает интересам национальной безопасности нашей страны. В соцсетях некоторые силы пытаются столкнуть нас с членами ОДКБ. Ничего у них не выйдет. У нас нет никаких противоречий», - подчеркнул глава Совбеза Кыргызстана.
Используются все возможные политико-дипломатические инструменты для снятия напряженности и преодоления кризисной ситуации на границе Кыргызстана и Таджикистана. Задействованы различные механизмы в форматах региональных и международных организаций, заинтересованных в поддержании мира и стабильности в Центральной Азии. И первые плоды этого уже есть, в конце прошлой недели в Душанбе возобновилась работа комиссии по вопросам демаркации и делимитации границы.
Комментарии
Оставить комментарий