• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

К 75-летию МИД: Первые шаги Кыргызстана в международном сотрудничестве. Часть II

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

(Продолжение)

Таким важным историческим фактором в международном признании молодого государства стал визит государственной делегации республики в США в период с 20 по 28 октября 1991 года. Визит вылился в большую пропагандистскую эпопею, как для Кыргызстана, так и для американских высших политических, научных кругов. Поводом для визита были проведение Дней Республики Кыргызстан в ООН. Делегации были устроены большая повестка дня. Секретариат ООН организовал пресс-конференцию, в ней участвовали представители различных стран-участниц ООН, а также корреспонденты ведущих американских СМИ. 22 октября президенту А.Акаеву было предоставлена трибуна пленарного заседания Сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Однако главным и центральным событием в серии встреч с политическим руководством США была беседа с Президентом США Дж. Бушем. По данным аналитических материалов МИД РК: «Сам факт беседы имеет для Республики Кыргызстан исключительное значение в смысле признания как суверенного независимого государства. Следует отметить, что президент США вследствие целого комплекса причин не встречается с руководителями суверенных республик и вообще исключительно селективен во встречах с зарубежными государственными деятелями». Отметим, что встреча Дж. Буша и А.Акаева могла состояться лишь при активном содействии посла США в СССР Роберта Страусса и президента СССР Горбачева М.С., передавшего через Акаева специального послание президенту США. С американской стороны на встрече присутствовали Госсекретарь Джеймс Бейкер и помощник президента по вопросам национальной безопасности Брент Скоукрофт. В повестке встречи были вопросы американской помощи суверенным молодым республикам, условия оказания экономической и гуманитарной помощи Кыргызстану, а также вопросы международной безопасности; экономическое и политическое положение постсоветских республик. На встрече президент Кыргызстана особо подчеркивал о том, что народ Кыргызстана исповедуют ценности демократии и свободы. Оценивая встречу, помощник президента США по национальной безопасности Б.Скоукрофт сказал: «политика Республики Кыргызстан, ее цели и содержание, тот образ жизни, который формируется в республике, вызывает уважение Соединенных Штатов Америки, и США отдадут предпочтение Кыргызстану в смысле оказания всесторонней помощи».

Далее 23 октября президент Кыргызстана выступил в сенатской комиссии по иностранным делам и комиссии по иностранным делам Конгресса США. Он говорил о роли американского Конгресса в судьбах человечества, в его борьбе за свободу, напоминая миру о чести, надежде, гордости, сострадании и самопожертвовании. Срывая - не частые в тех стенах – аплодисменты. Были насыщенные и содержательные встречи в Государственном департаменте США, в Центре за демократию, важным моментом визита была лекция Акаева в Колумбийском университете. Так сложилось в политической практике США, - выступление в престижном университете Америки, играет значительную роль в выработке внешней и внутренней политики и дает положительный имиджевый эффект. А.Акаев прочитал лекцию на тему: «Республика Кыргызстан на пути к правовому гражданскому обществу». Ключевыми словами лекции перед профессорско-преподавательским составом и студентами Колумбийского университета были: «Вслед за профессором Тернером, провозгласившим: «Демократия не была привезена в США из Европы, она вышла из американского леса», позволю себе заявить: «Наша демократия спустилась с гор Тянь-Шаня».

Данный исторический государственный визит в начале 90-х годов ХХ века, в ведущую, ставшую супердержавой страну мира, способствовал укреплению имиджа Кыргызстана как страны, идущей по пути рыночных отношений и вступившим на путь демократии. Большое внимание к кыргызстанской делегации, встречи и многообещающие беседы на самом высоком уровне в США, стали политическим сигналом для остального мира, особенно для стран Европы и государств-членов НАТО для внимательного отношения и сотрудничества с этой молодой центральноазиатской республикой.

Более того, визит в США ознаменовал в истории Кыргызстан начало важного этапа политического признания Республики Кыргызстан мировым сообществом как независимого суверенного государства. Это визит, на начальном этапе истории международных отношений, способствовал формированию в общественном сознании политических кругов США и других развитых стран представления о Кыргызстане как молодого государства, идущем по пути строительства демократии, гражданского правового общества. Государства, всемерно содействующему развитию рыночных отношений, нацеленных на социальную защиту слабых, а также установлению гражданского мира и межнационального согласия. Свидетельством признания суверенитета республики явилось то, что США одним из первых в истории международных отношений Кыргызстана, в декабре 1991 года установили дипломатические отношения. Одновременно с Америкой независимость Кыргызстана признала Турция. 1 февраля 1992 года в Бишкеке открылось Посольство США, а 28 марта того же года – Посольство Турции. Затем последовало признание суверенитета республики и открытие посольств России, Китая, Германии, Японии и других стран.

Важным и позитивным следствием того исторического визита стало и то, что 2 марта 1992 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН Кыргызстан единогласно был принят в члены ООН. Республика стала реальным субъектом международного права, имела право голоса, выступать с инициативами, а также участвовать при обсуждении и принятия решений этой авторитетной международной организацией.

В начале 90-х годов ХХ века руководство Америки высоко оценивало роль СБСЕ/ОБСЕ в поддержании мира и стабильности на континенте. Совещание расценивалось, прежде всего, как инструмент адаптации новых государств к масштабным преобразованиям в духе демократии и принципов рыночной экономики. Требовалось лишь адаптировать структуру и функции СБСЕ к условиям пост-биполярного мира. В частности, речь шла о создании новых учреждений и институтов, работа которых была бы поставлена на регулярную основу, а деятельности Совещания должен был быть придан системный характер. В этой связи в 1994 году на встрече высшего уровня в Будапеште было принято решение о переименовании Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе в Организацию по безопасности и сотрудничества в Европе – ОБСЕ. Выступая на саммите Организации в Лиссабоне 12 февраля 1996 года, вице-президент США Альберт Гор отметил, что главные угрозы миру проистекают из внутриполитической ситуации в странах, сталкивающимися с межэтническими проблемами. Говоря о нагорно-карабахском конфликте, А.Гор подчеркнул, что миссия ОБСЕ в этой горячей точке является «беспрецедентной попыткой заменить процессы насилия политическими процессами, и помочь людям решить их проблемы через язык взаимоуважения, построения доверия, примирения и уважения к правам человека». Отмечая факт вступления новых независимых государств в члены ОБСЕ, А.Гор выразил надежду на построение мирной Европы, защищенной от угроз нового тысячелетия наличием общего экономического рынка, общими демократическими ценностями и общей концепцией кооперативной безопасности.

Отметим, что в экспертной среде, особенно европейской, на ранних этапах осмысления взаимоотношений стран Центральной Азии с СБСЕ доминировал позитивный подход. Скорее всего, это объясняется оптимизмом по поводу принятия новыми странами демократических обязательств, необходимостью оказания им всемерной помощи, а также выданным априори новым членам кредитом доверия. Так, политолог Вильгельм Хойнк утверждал, что ОБСЕ способствовала «стабилизации центральноазиатского региона… путем укрепления культуры диалога, поддержания интеграционных сил и усиления позиции стран Центральной Азии внутри Организации».

Таким образом, в начальном этапе истории независимого Кыргызстана, крупные мировые державы создали ему некий имидж как страны, продвигающий демократические ценности. Присоединение Кыргызской Республики к Организации безопасности и сотрудничества в Европе были связаны с большими ожиданиями и оптимистическими надеждами. Представляется, что демократическая, ориентированная на абсолютный приоритет прав человека повестка западного сообщества, демократическая альтернатива, предложенная ОБСЕ, однако, не смогла полностью возобладать в силу неготовности Кыргызстана в полной мере выполнить взятые на себя масштабные обязательства в сфере конституционных реформ, соблюдения прав человека и либерализации.

Ж.К.Боконбаева

Комментарии

Оставить комментарий