В мире, вследствие геополитических потрясений, выстраиваются новые логистические цепочки; бизнес ищет выходы к устойчивым рынкам сбыта, что стало триггером для диверсификации торговых маршрутов. Глобальная оптимизация экономических связей между финансовыми и экономическими полюсами оказывает существенное влияние на развитие транзитных путей в Центральной Азии.
Первым серьезным проектом в этой сфере стала железная дорога Китай – Кыргызстан - Узбекистан. Магистраль, протяженностью около 280 километров, которая пройдет по территории нашей страны, свяжет между собой крупнейшие транспортные системы Юго-восточной Азии и Европы по кратчайшему расстоянию. Эксперты говорят, что для Кыргызстана это возможность интегрироваться в сферу международных перевозок, выход к портам в странах Персидского залива и далее в страны старого света. На континенте железнодорожный транспорт является самым дешевым, и обеспечивает достаточно быстрое перемещение больших объемов грузов.
Так, например, время доставки товаров из Китая в Европу по этому пути сократится на неделю по сравнению с маршрутом через Казахстан. Какой маршрут выберет бизнес? Ответ на этот вопрос кажется очевидным.
Другое направление - это автомобильные перевозки. И очень важно, что в сотрудничестве с ближайшими соседями, Кыргызстан прорабатывает новые направления, где логично использование большегрузных машин. Этот транспортный коридор пройдет из южных областей нашей республики через Узбекистан, Туркменистан к берегам Каспийского моря.
Из порта Туркменбаши открывается сразу несколько направлений, прежде всего, это Астрахань. Причем Россия уже выразила готовность обеспечить эту переправу своими паромами для перевозки, приема и обработки значительных объемов товаров. Если взять, например, скоропортящиеся продукты или фрукты, то из южных областей Кыргызстана их удобнее всего и быстрее доставлять в Россию, да и другим партнерами по ЕАЭС, именно таким маршрутом.
Как сообщали СМИ, при обсуждении новых трансконтинентальных транзитных маршрутов, заместитель председателя правительства Астраханской области Денис Афанасьев отметил, что «участие Кыргызстана в этом проекте очень важно, потому что в стране формируется серьезная грузовая база».
Другими отправными точками из Туркменбаши могут быть порты Ирана, Азербайджана и Казахстана. Так что, в плане перспектив развития торговли, новый сухопутно-морской маршрут имеет значительный потенциал и, наверняка, станет точкой роста для развития новых экономических контактов.
В этот процесс уже включились международные партнеры в лице компании из ОАЭ Abu Dhabi Ports по реализации инвестиционных проектов на Каспии. При их участии прорабатывается соглашение о «Зеленом коридоре» в сфере транспорта, куда будут включены Россия, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, Иран и Казахстан.
Политолог и эксперт НИСИ Шерадил Бактыгулов отмечает, что для Кыргызстана это уникальная возможность, чтобы выйти к берегам Персидского залива, протянуть нити экономических связей через территорию Туркменистана к иранским портам Бендер-Аббас и Чабахар.
«Транспортные коридоры являются артериями мировой экономики. Они обеспечивают работу коммуникационной сети, за счёт которой формируется фундамент межгосударственного диалога. Это включает в себя усиление политического взаимодействия. Необходимо проводить между всеми заинтересованными странами обстоятельный обмен мнениями по стратегии и тактике развития транспортных коридоров. Поэтому странам предстоит на основе принципа достижения единства мнений при сохранении самобытности страны и путем консультаций вырабатывать программы и меры по развитию регионального сотрудничества и открывать дорогу для региональной экономической интеграции в политическом и правовом плане. Таким образом, сотрудничество в рамках создания и функционирования транспортных коридоров способствует укреплению отношений дружбы и партнерства между странами», - отмечает Бактыгулов.
Политолог Марс Сариев подчеркивает, что в создании нового транспортного коридора заинтересованы все страны Центральной Азии, так как формирование новых логистических цепочек создает окно возможностей для экономического роста и наращивания регионального взаимодействия. «Чем больше будет создаваться таких транспортных коридоров, тем больше возможностей будет открываться перед дружественными странами, заинтересованными в увеличении объемов взаимной торговли. У этого проекта большие перспективы.
Что касается Кыргызстана, то у нас появляется прямой выход к морским портам на Каспии, откуда нам открывается уже любое направление – хоть в Россию, хоть в Европу, а через Иран это будет кратчайший путь на Ближний восток и далее в любой точку мира», - подчеркивает Марс Сариев.
По мнению экспертов, происходящие на глобальном уровне изменения в мировой торговле являются следствием смещения и финансовых и экономических центров в сторону Азии. По сути, наш регион становится центром возрождаемого Шелкового пути, новыми возможностями и реалиями. Мы оказываемся на перекрестке набирающих силу торговых путей. Кыргызстан имеет все возможности стать крупнейшим грузовым хабом в самом центре Евразии.
ИАЦ «Кабар»
Кирилл Степанюк
Комментарии
Оставить комментарий