• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

Юбилей Ч.Айтматова еще один повод для размышлений над современным бытием – узбекский ученый

Ч.Айтматов 0

Читайте и смотрите нас в

Один из видных ученых-философов Узбекистана в области исследования ислама, эксперт по вопросам развития межнациональных и межэтнических отношений в странах Центральной Азии, а также в тюркском мира, ведущий специалист Международного научно-исследовательского Центра имени Имама Бухари, кандидат философских наук, доцент Абдулкодир Зохидий поделился своим размышлением в преддверии юбилея великого писателя Чингиза Айтматова о роли великих личностей в истории.

По его мнению, 90-летие Чингиза Айтматова уникальный возможность и повод для размышления о состоянии и дальнейшей перспективы развития глобальных и региональных проблем, в частности общенациональных сознаний, государственности тюрко-мусульманских народов.

Предлагаем вниманию читателей размышления узбекского ученого, который резко отличается от стереотипных воззрений большинство ученых и политиков современности.

В 1970 году скончался величайший тюркский ученый-востоковед, тюрколог профессор Ахмад Заки Валиди Тоган. 1992 году скоропостижно, по возвращении из поездки в ЦА скончался основатель современного турецкого экономического чуда Тургут Озал. В 2008 году скончался великий манасчи современной тюркской мысли Чингиз Айтматов.

В чем общность роли и значения этих трех поистине гигантских уникальных личностей тюркско-мусульманских народов?!

Общность их идей и поистине фундаментальные последствия их для становления современной тюркской цивилизации, культуры, социально-политической, экономической и художественной мысли: Единство. Демократическое и технологическое развитие и благоденствие; художественно-эстетическое и высоко гуманистическое значение Слово.

Профессор А.З.В.Тоган обосновал научно-исторические, этно-идеологические основы единства этноса, стратегических целей становления, развития тюрко-мусульманской цивилизации, культуры, создав при этом только по истории Туркестана следующие фундаментальные труды: Туркистон ва яқин мозийси. Каир. 1928-1939 гг. 710; Турк эли - Туркистон ва якин тарихи. Истанбул. 1942-1947 гг.; Умумтурк тарихинэ гириш. Истанбул. 1946-1947 гг.; Тарихте усул. Истанбул. 1950 г.; Куръан ва турклер. Истанбул. 1962 г. Эти труды были созданы на Туркестанском языке по самым высоким европейским меркам, как по источниковедческим, так и по научно-критическим методам.

Уникальность, неповторимость, элегантное, гибкое, спокойное мышление Чингиза Айтматова могли быть использованы нами при реализации идей, целей вышеназванных общее турко-мусульманских трудов проф. А.З.В.Тогана в наши дни - когда турко-мусульманские народы бывшей «Империи зла» обрели независимость. Ныне, все пишут свои истории каждый подтягивая в свою сторону (кумоч) – Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан - составляются учебники, программы, учебные пособия по ним, издаются огромными тиражами.

Но, нет среди них трудов, отвечающих самым строгим источниковедческим и научно-историческим методам современной науки - т.е. европейского уровня. Вместо объективности, адекватности высокой научности, в них преобладают субъективизм, пристрастность. Бессмысленно тратятся огромные умственные, материально-финансовые средства и без того небогатых, маломощных центрально-азиатских государств.

Что стоит, к примеру, идея «Евроазийства» или что Казахстан - это степная, кочевническая цивилизация - «Дашт цивилизацияси», а Узбекистан якобы олицетворяет «Великий шелковый путь», что чуть ли не является собственником этой коммуникативной пути великой общечеловеческой цивилизации, не говоря уже о попытках искусственного, надуманного противопоставления Казахстана как «Даштской цивилизации», а Узбекистана как оседлой, городской цивилизации, культуры.

Тогда как эти народы будучи единым этнически, по языку, религии, традициям и ценностям, всего на всего представляют собой два мощных ствола одного великого древо Тюрков, т.е. наследниками великой общечеловеческой общетюркской цивилизации, культуры. Это конечно, фундаментально связано, обусловлено не только нашими сегодняшними политико-идеологическими реальностями, но, и с теми обстоятельствами нашего недавнего прошлого - периода колониализма и тоталитаризма, которые вряд ли быстро улетучиваются от нашего бытья, сознания, как бы нам сильно не хотелось этого. Это самый невообразимый сложный узел, клубок наших современных проблем.

К слову сказать, историки Советов, в т.ч. в тюрко-мусульманских республиках, были ошеломлены узнав исторической основательности, объективности, последовательности проф.А.З.В.Тогана. Всячески черпали, позаимствовали его уникальные материалы, определения его по истории Туркестана, но всячески пытались извращать их, пытались использовать их в своих в угоду шовинистическим, геополитическим целям, против коренным интересам наших народов.

Тогда как, не трудно заметить, что история Туркестана для всей Центральной Азии до 1924 г., давно уже создана по самым высоким источниковедческим и научно-критическим методам, принципам современной европейской науки. Согласно его исторической методологии, история Туркестана, не только история незабвенного Сахибкирана, а есть величественная, общевселенская история, под счастливыми звездами Кок Тангри, Тунюкук, Билга и Кул Тигин Каанов, Ю.Хос Ходжиба, Ахмада Югнаки, Ходжа Ахмада Йассавий, Рабузий, вплоть до гениальных А.Т.Согуний и мн.др. гигантских исторических личностей.

История в виде вышеперечисленных трудов проф. А.З.В.Тогана и они уже прошли историческую апробацию, выдержали проверку времени, самой истории. Зачем, заново изобретать велосипед, городит огород, более того допускать бессмысленную трату и без того скудных умственных и материально-финансовых средств, а самое главное, драгоценное - время. Но, не тут то дело, ибо каждое государство ЦА, Туркестана в лице своего политического электората, первых лиц «закусила запретного плода» - мнимой карликовой государственной независимости, тогда как необходимо было заботится об обеспечении единства всего Туркестана, его целостности по территории, языку, культуре, религии, традициям, образу жизни и т.д. Как это представляли себе великий Турар Рыскулов, Султанбек Ходжанов, Санжар Асфандияров, Мунаввар Кари, Махмудходжа Бехбуди, Чулпан, Магджан Жумабой ули и другие.

В этой ситуации ни кто иной, а именно Чингиз Айтматов с его великим обаянием - Алп Эр Тунго (Афрасияб), с его манасчи - мудростью, спокойствием, большой верой в силу, воли, ума своего большого народа, мог бы способствовать, привести к единству политического электората государств Центральной Азии, традиционного Туркестана, на всемирно воспетых яйловах - “Юлдуз” и “Йаряйлоқ” на берегах благоухающего “Иссык-Куля” и других священных местах – подступах к Муз Тоо Ато – Хан Тенгри!.

Объяснять бессмысленность всех затрат по создании учебников по истории, литературы и т.п. государств региона до 1924 г.; и принять указанные труды проф. А.З.В.Тогана в качестве хотя бы образца учебников, программ, учебных пособий по истории, культуры, философии, литературы народов Туркестана до 1924 г.; и способствовать написанию историю каждого государства Центральной Азии после 1924 г., интеллектуальными силами каждого из них, т.е. рационально распоряжаться и целесообразно использовать имеющиеся умственных и материально-финансовых средств.

Все это могло бы работать в пользу обеспечения, не на словах, не в лозунгах, а реального единства, независимости народа Туркистана; предупредить нынешние, совершенно никчемные, но весьма опасные по своим политическим последствиям политико-идеологических трений между родственными государствами региона, эффективно решать современные социально-экономические и культурные проблемы, сберегать огромных умственных и материально-финансовых ресурсов и главное - время.

Ибо, Чингиз Айтматов всей своей жизнью, творчеством, наследием, его идеями в т.ч. политической деятельностью, волей формировал, выковывался именно, к такой гигантской, судьбоносной роли - духовного, культурного, цивилизованного объединения турко-мусульманских народов. Но, мы проглядели, кое кто из нас смотрели и до сих пор смотрят на него, как на случайного, удачливого писателя и т.д.; не сумели пользоваться его присутствием, пассионарной личностью, почти сакральным духом в наше сложное, неоднозначное, и скользящее в неизвестность время. А, он был гигантом мысли, политической воли Алп-ом из когорты Алп Эр Тунго, Алп Манаса, Гуруглы, Бурк Бовра (Алпамыш), Кобланды, Едигея, в подлинном смысле слова, все это мы инстинктивно должны, обязаны были чувствовать, ловить удачу, как Йилдирим «Лайлат-ул-кадр»а.

А Жумхурраъис Тургут Озал, как истинно тюркский самородок, был ниспослан нам туркам от Тангри, что бы мы технологически, этнически, и цивилизованно могли бы выкарабкиваться из того коллапса, в которым мы не по своей воли, историческим судьбам до сих пор находимся. Он, на наш взгляд, мог бы, хотя бы нащупать, открыть путь к такому нашему фундаментальному прозрению тех научных, культурных сил умов, материальных и финансовых средств, эффективно их направлять в нужное русло и управлять ими, чтобы, наши народы, на конец то, не только могли бы выйти из бездна, но и могли бы иметь достойное, благоденствующее существование и развитие в этом нашем, не простом современном мире.

При этом необходимо учесть, не забывать, что главные, извечные геополитические драконы, пытающиеся нас окружить, брат под свое влияние и т.д., ни на минуту не дремлют, то здесь, то там ставя свои сети, не только готовы проглотить нас, но и у же начали проглатывать, максимально используя нашу технологическую отсталость, финансовую, военно-политическую маломощность и подорванность нашей этно-конфессиональной, социокультурной и политико-идеологической целостности-целостности общетюркской, общечеловеческой цивилизации.

В этом смысле Чингиз Айтматов не только наше прошлое, современность, но и наше будущее. 90-летие великого тюркского писателя, мудрого Чингиз Айтматова, еще один повод для размышлений над нашим современным бытиём, общенациональным сознанием, государственности, состоятельности и сделать безотлагательные выводы, относительно дальнейших судеб турко-мусульманских народов!

Последние политические идеи и действия современных руководителей наших республик о единстве, родстве наших народов, навевают оптимистические надежды на проявления нашего исконного общенационального единства целей народов Туркестана, относительно наших исторических судеб! Бу уч азизларимиз ва буюкларимизни Оллоҳ Таоло ўз раҳматига олган бўлсин!

Справка: Абдулкадыр Зохидий родился в 1948 году в Ферганской области, в 1973 году окончил философское отделение исторического факультета Ташкентского Государственного университета по специальности «философия». Работал в системе АН РУз, преподавал в ВУЗах республики.

С 1975 года на сегодняшний день он имеет более 350 опубликованных научных трудов. Из них 10 монографических научных трудов, доклады и выступления на 11международных научных конференциях, симпозиумах, семинарах в Осло, Уфа, Якутск, Шымкент, Самар­канд, Ташкент, Ош, Стамбул, Анкара, Нью-Йорк, Амстердам-Борнье, Токио (Япония) и др. городах мира.

Его научные труды опубликованы в авторитетных журналах “The Mouvement” (Вашингтон), “Вопросы философии” и “Философские науки”, (Москва), “Türk Dünyasi Araştirmalari” (Анкара),“Общественные науки в Узбекис­тане” (Ташкент).

В них помимо переводов из оригинальных и малоизвестных трудов Ибн Сины, Хасан ас-Саббаха Маварди, Матуриди, Мансур Халладжа, Махдуми Аъзама с араб., перс., и др. языков, поднимались дискуссионные проблемы и развертывались большие дискуссии.

В настоящее время. А Зохидий ведет исследовательскую работу в Международном научно-исследовательском центре имении Имами Бухари.

КНИА «Кабар»
Толонбай Курбанов
город Ташкент, 28 июня 2018 года.

Комментарии

Оставить комментарий